За 18 дней до первого тура президентских выборов в прямом эфире одного из центральных каналов состоялись дебаты, в которых впервые в истории Франции приняли участие все 11 кандидатов на высший пост. По их итогам наиболее убедительным был признан лидер левацкого движения «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон. В отношении же ультраправого «Национального фронта» (НФ) Марин Ле Пен прокуратура начала новое расследование.
На теледебаты собрались все претенденты на Елисейский дворец.
На состоявшихся в ночь на среду дебатах обсуждались в основном внутренняя социально-экономическая политика и место Франции в ЕС. Кандидаты в президенты отвечали на три вопроса: «как создать рабочие места?», «как защитить французов?» и «как реализовать вашу социальную модель?»
Из-за жестких временных рамок (каждому кандидату предоставлялось не более 17 минут) многие участники дискуссии взяли на вооружение скороговорку – чтобы успеть донести как можно больше информации. Не обошлось и без нелицеприятной перепалки. Так, в ответ на критику Ле Пен программы своего главного конкурента Эмманюэля Макрона, содержащей «запылившиеся аргументы, которым уже лет пятьдесят», основатель движения «Вперед!» позволил себе грубый выпад: «Однако, госпожа Ле Пен, в вашей риторике сплошное вранье, которое мы слышим уже лет сорок, еще со времен вашего отца».
В свою очередь, Меланшон жестко отреагировал на реплику Ле Пен по поводу того, что французы крепко держатся за свои традиции. «Да нет, 60% французов живут без религии, так что оставьте нас в покое с вашей религией! – возразил он. – Мы не обязаны терпеть ваши разговоры, ваши фантазии и ваше мнение о жизни, которое вы всем хотите навязать и которое нам чуждо».
Впрочем, Меланшон согласился с Ле Пен в том, что французы должны избавиться от диктата Брюсселя. «Считаю, что Франции следует выйти из всех основополагающих договоров Евросоюза. Недопустимо, чтобы из Брюсселя капиталистами нам диктовалось, какие социально-экономические преобразования следует проводить в стране. ЕС способствует сверхэксплуатации трудящихся во Франции», – сказал крайне левый кандидат.
Несмотря на то что три четверти французов не одобряют выход своей страны из еврозоны и ЕС, самым убедительным в дискуссии телезрители все же признали Меланшона. 65-летний политик не скрывает, что его предвыборный проект не особенно отличается от его президентской программы 2012 года. Как и пять лет назад, помимо вывода Франции из ЕС и НАТО, он обещает провозгласить VI Республику, установить 32-часовую рабочую неделю, повысить размер минимальной зарплаты и вернуть пенсионный возраст в 60 лет. Права на труд и жилье будут прописаны в Конституции, так же как и права на аборт и эвтаназию. Придя к власти, Меланшон намерен сразу же созвать учредительное собрание для пересмотра государственного устройства Франции. «Пятая Республика находится на последнем издыхании», – считает он и критикует почем зря нынешнюю «систему, изнутри прогнившую из-за денег».
Когда речь на дебатах зашла об образцовом президенте, Макрон, которого упрекают в переходе с государственной службы в частный сектор, попытался заверить избирателей в собственной честности и независимости. «Я всегда был чист и сохранял свою независимость», – подчеркнул он.
Лидер Новой антикапиталистической партии Филипп Путу воспользовался эфиром, чтобы раскритиковать экс-премьера, кандидата от партии «Республиканцы» Франсуа Фийона и Ле Пен, замешанных в скандалах о фиктивном трудоустройстве. «Эти люди говорят нам, что нужно держаться в строгости, а сами таскают из кассы», – заявил он.
Фийон вступать в дискуссию на этот счет не стал, отметив, что находится под презумпцией невиновности. Зато дал характеристику образцовому президенту. По его мнению, это тот, кто «уважает своего премьер-министра, выполняет взятые перед французами обязательства и не выдает журналистам военные тайны».
«Фийон позиционировал себя как твердый сторонник традиционных моральных ценностей – семьи, религии, нации. Однако именно это оказалось его уязвимым местом, – сказал в беседе с «НГ» руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. – Скандал, связанный с назначением им жены и детей депутатскими помощниками без реального исполнения этих обязанностей, нанес имиджу Фийона тяжелый удар. Став фигурантом судебного расследования, он отказался снять кандидатуру и решил идти до конца. Однако опросы обещают Фийону в первом туре не более 18–19% голосов, что делает шансы на прохождение его во второй тур достаточно сомнительными».
Что касается Ле Пен, то, как сообщил вчера еженедельник Canard Enchaine, прокуратура начала новое расследование в отношении ее партии – по факту создания фиктивных рабочих мест в региональном совете Нор-Па-де-Кале на севере Франции. Среди подозреваемых – глава предвыборного штаба Ле Пен Давид Рашлин. В 2010 году он получал зарплату в качестве ассистента НФ на севере, будучи при этом региональным советником Жан-Мари Ле Пен на юге Франции. Саму Марин Ле Пен подозревают в том, что таким образом она готовилась к предвыборной кампании 2012 года, «используя трудовые и материальные ресурсы регионального совета».
Рашлин вчера признал, что получал вознаграждение в качестве сотрудника регионального совета Нор-Па-де-Кале. «Это длилось три месяца, и это было семь лет назад», – уточнил он телеканалу LCP. По мнению Рашлина, речь идет о политической манипуляции. «Сегодня, за две недели до выборов, эту историю пытаются раздуть», – заявил он.
Конечно, и Ле Пен считает внимание следствия к своей партии политически мотивированным. В ходе дебатов она не преминула заявить, что речь идет о ее «политическом преследовании».
По мнению Рубинского, кто бы ни победил во втором туре выборов, новый президент не получит на парламентских выборах, которые состоятся в июне, прочного, тем более однопартийного большинства в будущем составе Национального собрания. Поэтому свобода его маневра при проведении давно назревших радикальных реформ нынешней модели экономики окажется весьма ограниченной.
Юрий Паниев
Независимая газета