Из-за недобросовестного подрядчика семья с 11 детьми рискует потерять недостроенный дом

Легкая добыча

В народе семью Чичин из агрогородка Эйгерды Ивьевского района назвали бы богатой: Татьяна и Александр воспитывают 11 собственных замечательных деток. И только сами многодетные родители знают, как непросто обеспечить ребятишек всем необходимым, а также позаботиться, чтобы вокруг всегда было чисто и уютно. Особенно когда большая семья ютится в трехкомнатном жилище площадью немногим больше 50 квадратных метров. Супруги давно мечтали переехать в просторный дом, который строили за счет выданного государством льготного кредита. Но из-за слепого доверия к оказавшемуся недобросовестным застройщику переселение сейчас стоит под вопросом. По какой причине — в эксклюзивном расследовании корреспондента нашей газеты.

Большие надежды

Андрей и Татьяна Чичин сами из многодетных семей. У Татьяны было семеро братьев и сестер, у Андрея — пятеро. Поэтому, когда 17 лет назад у пары появилась очаровательная Юлечка, никто из супругов не сомневался: скучать в одиночестве дочурка не будет. Сегодня практически в каждом классе Эйгердовской школы учатся дети семьи Чичин, им на смену подрастают детсадовцы.

Из купленного с господдержкой дома семья «выросла», и шесть лет назад снова встал вопрос о необходимости улучшения жилищных условий.

Многие многодетные получили жилье в райцентре и уехали из Эйгердов. Только в текущем году в школе агрогородка стало на 11 ребят меньше: переехали в город. Неоднократно районные власти предлагали отпраздновать новоселье в Ивье и семье Чичин, но они каждый раз отказывались: сельский уклад жизни со свежим воздухом, огородом, живностью, закатками ближе...


В 2019‑м супруги получили надел земли по улице Садовой в родном агрогородке, а годом позже была открыта кредитная линия под строительство дома.

Друг оказался вдруг...

Подрядчика, который взялся бы за работу, даже искать не пришлось: частный застройщик из Вилейки Виталий нашел клиентов сам. Увидел про них сюжет по телевизору, где упоминалось и о полученном кредите, сразу же сел в машину и поехал искать претендентов на немалые государственные деньги. Благо что и населенный пункт, и фамилии героев телевизионщики не скрывали.

Поначалу все складывалось к общему удовольствию обеих сторон. Получив аванс (более половины всей суммы), фирма Виталия залила фундамент дома и уложила несколько десятков блоков, на участок привезли стройматериалы для дальнейших работ. Мужчина явно старался закрепить приязненные отношения с семьей, периодически привозя бэушную одежду в подарок. Когда пришло время отчитываться за выбранный кредит, Виталий и Татьяна Чичин пришли в банк, чтобы подписать справку об объемах проделанных работ и получить новую часть денег. Несмотря на то что строительство находилось на начальной стадии, женщина по дружбе (как она считала) подписала бумагу о том, что ее дом готов на 51 процент, а значит, фирма-застройщик нуждается в очередном выделении денег на продолжение работ.
Но банк провел ревизию строительства и вы­явил недостачу крупной суммы: частный подрядчик так и не смог отчитаться, на какие цели пошли средства. Что не на объект кредитования, было очевидно. Поэтому выдачу авансового финансирования приостановили.
Вместе с перспективой получения денег исчез и Виталий. Отчитываться за недостачу не стал, а со временем вывез с территории участка и стройматериалы, которые доставил туда ранее. Фундамент и пару рядов блоков — в таком виде застали постройку корреспонденты нашей газеты.

О проблеме скромно молчали

Зная о существовании на территории Гродненской области уникальной многодетной семьи, живущей в доме, где на каждого приходится всего четыре квадратных метра общей площади, мы настойчиво интересовались: когда же они наконец переедут в новое жилье. Поначалу супруги скромно молчали о своей проблеме, ограничивались лишь обещаниями обязательно позвать на праздник. Но проходил месяц за месяцем, год… Только когда трехлетний срок, положенный для возведения дома и выделения льготного финансирования, стал подходить к концу, семья решилась поделиться с нами своей бедой.


С подрядчиком, который бросил недостроенный дом, мы встретились благодаря деятельному участию председателя Ивьевского райисполкома Игоря Генца. Из-за того что супруги Чичин не обращались за помощью в органы власти и до последнего надеялись решить все своими силами, он лично подключился к решению вопроса только недавно. Сделал практически невозможное: убедил застройщика продолжить строительство. Как минимум до отметки, указанной в подписанной Татьяной два года назад справке, — 51 процент готовности. Чтобы женщина смогла отчитаться за использованные ранее средства, срочно получить новый кредитный аванс и успеть построить дом до марта 2023‑го, пока не истечет критический трехлетний срок.

«Случился конфуз»

Виталий, директор строительной фирмы, оказался приятным мужчиной, активно демонстрирующим готовность к диалогу.

— Я никуда и ни от кого не скрываюсь. Задавайте любые вопросы, — с этих фраз он начал общение.

На просьбу объяснить причины прекращения работ по строительству дома для многодетной семьи Виталий ответил следующее:

— С фирмой, строившей дом для Татьяны Чичин, случился конфуз: ее обанкротили. Это была организация с численностью работников под 100 человек, мы даже пятиэтажки строили. В ноябре прошлого года мне пришло извещение суда, что, мол, вы больше не существуете. Были аннулированы все договоры и задолженности той фирмы. Я сейчас являюсь директором уже другой строительной компании. Несмотря на то что никаких договорных оснований с этой семьей у нас нет, мы все же взялись достроить им дом. Почему? Потому что я честный человек и сын военного. Я по-другому не могу.
На вопрос, кто и почему подговорил Татьяну поставить те злополучные «51 процент готовности объекта» при фактически только залитом фундаменте (из-за чего было приостановлено дальнейшее финансирование), застройщик уверенно заявил: это был плутоватый главный инженер его прошлой фирмы, сам он при подписании не присутствовал.
Неделей позже, когда к делу подключилась прокуратура Ивьевского района, выяснилось, что «честный человек и сын военного» не сказал ни слова правды: фирма, строившая дом Татьяны и Андрея, не ликвидирована, а значит, все обязательства по договору, как и долги, просто игнорировались. Что касается завышенного процента готовности, подпись Виталия стоит под соответствующим документом вместе с подписью заказчицы. К слову, в списке нынешних объектов застройщика — именно кредитуемые государством многодетные семьи. Схема «работы с клиентами» начала проясняться. Сейчас делом занялась прокуратура. Запрашиваются банковские документы, инициируется техническая экспертиза строения. После анализа полученных данных можно будет говорить более предметно.

Рыцарь в блестящих доспехах

В самый разгар журналистского расследования ситуация получила совершенно неожиданный поворот. Пойманный буквально за руку и припертый к стене возможной уголовной ответственностью Виталий уже озвучил готовность завершить строительство в указанные договором сроки, но в этот момент рядом с наивной женщиной появляется еще один желающий помочь многодетной семье. Он посочувствовал уставшей от обмана, проволочек и неустроенного быта женщине и пообещал построить ей дом… за два с небольшим месяца. Надо было видеть радостное лицо Татьяны, когда она делилась с нами этим счастьем. Конец страданиям! Вот он, замечательный человек, благодаря которому еще до конца года они въедут в свой большой и красивый дом.


— Я больше с Виталием никаких дел иметь не буду, — категорически отклоняет Татьяна Чичин все попытки разговора с бывшим застройщиком. — Ему больше не верю. Мой новый застройщик сказал, что до декабря у меня уже будет стоять дом. Он сейчас за свои деньги начнет покупать стропила и накрывать крышу! Я больше не могу. Три года почти ожидала, хватит.

Мы связались с новым претендентом на возведение дома и убедились в главном: об окончании строительства в декабре и о безвозмездном вложении собственных средств никакой речи не идет. Для начала ему нужно выиграть судебную тяжбу с прежним подрядчиком, заставить его выплатить сумму неправомерной растраты, после чего появится возможность продолжать стройку уже за дальнейшие транши кредита.

Общий смысл сказанного свелся к следующему. У Виталия уже не первая подобная история и не первая такая фирма, которую он обанкротил, чтобы обмануть людей. Надо просто отсудить у него деньги, и новый застройщик сможет выполнять свои обязанности, помогать несчастным людям достраивать дом.

Звучит красиво, но суд, требующий экспертиз и сбора доказательной базы двумя сторонами, затянется на месяцы. У семьи Чичин этого времени нет. На окончание строительства у них меньше полугода. Потом кредитная линия будет закрыта, собственных средств у сельчан нет.

Райисполком планирует предложить новому подрядчику свой вариант решения вопроса: достроить дом до степени, когда можно будет получить авансирование остальных работ, а суд с конкурентом затевать, когда объект будет сдан.
Но есть опасность, что противостояние ушлых бизнесменов-строителей приведет к тому, что дом для семьи с 11 детьми так и останется унылым долгостроем — горьким памятником наивности и доверчивости людей, которые мерили других по себе: по своему безграничному самоотречению ради детей, трудолюбию и порядочности.
КОМПЕТЕНТНО

Игорь Генец, председатель Ивьевского райисполкома:

— Эта ситуация выявила одну серьезную проблему. Немалые деньги на строительство индивидуального жилья выделяются государством непосредственно многодетным семьям. Они же заключают договор строительного подряда с исполнителями, а также осуществляют контроль за производимыми работами. Согласитесь, выполнение такой задачи требует определенных компетенций, их у обычных людей, как правило, нет. Это рождает большой соблазн у недобросовестных застройщиков и бескрайние возможности для махинаций.


Разбираясь в создавшейся ситуации, мы вышли на понимание того факта, что есть целый ряд застройщиков, которые буквально охотятся за многодетными семьями, получающими льготный кредит на строительство частного дома. При этом стремятся извлечь максимальную выгоду при минимуме затрат, пользуясь наивностью заказчика. А то и вовсе игнорируя его интересы. Поэтому напрашивается однозначный вывод: контроль за качественным и целевым расходованием государственных денег, выделяемых многодетным семьям, должна вести специализированная государственная организация со штатом профильных специалистов и необходимым оборудованием.  
Оптимальный вариант — управление капитального строительства. Его сотрудники могут следить как за соблюдением сроков строительства, так и за качеством стройматериалов, соблюдением технологий и финансовой отчетностью. Что касается проблемы, с которой столкнулась семья Чичин, мы настоятельно рекомендовали супругам при проведении дальнейших работ заключить договор с УКС Лидского района. Понимая сложность ситуации, оно обеспечит исполнение контроля за минимальный процент от суммы банковской выплаты. Тем не менее считаю, что подобная практика должна стать правилом, а не исключением. Это гарантирует целевое использование бюджетных средств и защитит интересы многодетных семей.

charovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter