Евгений Васильев из Гомеля — о том, как участвовал в бчб-митингах, а сейчас мечтает пожать руку Президенту

Хочу, чтобы меня услышали

Евгений Васильев — довольно известный в Гомеле артист. Его выступления часто можно увидеть в том числе и на патриотических концертах по случаю важных государственных праздников. Жанр редкий — жестовая песня. Каждый выход на сцену публика встречает овациями, хотя сам Женя их почти не слышит даже с помощью специального аппарата. Но очень хочет, чтобы услышали его историю.

Желание петь

Всю сознательную жизнь Евгений занимается творчеством, невзирая на инвалидность. Слух почти пропал в три года после перенесенной скарлатины. Казалось, на мечте стать артистом и уж тем более певцом можно ставить крест. Но сам Женя словно не замечал ограничений:

— Когда был маленьким, любил смотреть балет и оперу. В пять лет появился слуховой аппарат — и жизнь заиграла новыми красками. Ходил в обычный детский сад, но позже попал к гениальному педагогу в специализированном. Она качественно развивала речь у слабослышащих. То, что я могу сейчас давать интервью, — ее заслуга. Ну и моей бабушки, которая упорно занималась со мной дома.

Начало серьезной артистической карьере было положено в 16 лет. Помог случай, вспоминает Евгений:
— Мы пели и танцевали на остановке с подругой. Мимо шел директор Дворца культуры «Випра», где занимались слабослышащие и глухие люди. Предложил записаться на жестовое пение. А я ведь тогда только алфавит жестами мог показать. Поначалу выбрал танцы, потом пробовал себя в клоунаде, пантомиме. В итоге мечта стать певцом победила.
Сейчас Васильев не просто сам поет руками, но и руководит театром жестовой песни Plasti-Lin, имеющим статус народного любительского коллектива Республики Беларусь. А ДК «Випра» в 2017 году открыл двери для людей всех категорий инвалидности уже как единственный в стране инклюзивный центр. Сейчас там занимается около 500 человек. В 2020‑м площадка у центра стала одной из ключевых точек сбора участников несостоявшегося госпереворота.

Как же нас всех тогда «развели»!

Сладким речам адептов бчб два года назад поддался и Евгений — ходил на митинги, скандировал речовки, публиковал фото в соцсетях.

— Это было словно помутнение какое-то, — признается он. — Информационная волна, которая тогда обрушилась на всех, просто сбила с толку. А слабослышащие не настолько глубоко погружены в политику, чтобы быстро ориентироваться в происходящем. У нас другое восприятие, многие не так хорошо умеют читать и понимать неадаптированную информацию. Сработал стадный инстинкт. Все идут, все нагнетают, ты начинаешь всему верить, и уже сам пытаешься что-то кричать вместе с толпой. Чуть позже я начал сравнивать новости из разных источников, глубже погружаться в детали. И сейчас понимаю, как же нас всех тогда «развели».

Одним из поворотных моментов в осмыслении своей гражданской позиции стала для Жени встреча с Алексеем Талаем, приехавшим в Гомель на одну из диалоговых площадок.

— Меня очень впечатлила его сила духа и тот искренний патриотизм, которым он заряжает других людей, — рассказывает Евгений. — Когда человек в инвалидной коляске находит силы на то, чтобы неустанно ездить по стране, общаться с тысячами людей, всеми силами помогать Беларуси стать лучше, то невольно хочется и самому не отставать. У большинства граждан куда больше возможностей, но не хватает мотивации.

Прошло два года — в соцсетях у Евгения совсем другие посты: фото с диалоговых площадок, встреч с депутатами, патриотических концертов. И, конечно же, фотография с Талаем. Людей, которые еще вчера одобрительно похлопывали Женю по плечу, это, мягко скажем, взбесило. Ну а сам он лишь сокрушенно вчитывался в комментарии «добрых и светлых людей».

— В Instagram посыпались угрозы. Предупреждали, что в «новой Беларуси» жизни мне не будет, — делится молодой человек. — Еще предлагали повесить на площади Ленина… И это люди, что-то говорившие о жестоком отношении к ним. Я старался отвечать вежливо, объяснять, ведь они же сами выступали за свободу слова, за право иметь свою точку зрения! И я, как и все, имею право ее изменить. Люди часто эмоциональны, но должны приходить к здравым вещам. Все было бесполезно — меня не слышали.


Евгений не скрывает, что есть среди беглых и знакомые артисты. Сетует, что и в Европе они продолжают свои махинации, в том числе обманывая пресловутые «фонды помощи». Имен не называет — пусть это останется на их совести. Сам же Васильев сейчас старается активнее включаться в жизнь государства.

— Был модератором на диалоговой площадке по обсуждению изменений в Конституции. Сам писал предложения в комиссию. Все, что хотел, увидел в итоговом документе. Во дворе был плохой асфальт — пошел к депутату. Уже через пару дней выхожу на балкон и чую — асфальтом пахнет. Смотрю, а под окном вовсю работа кипит, — с улыбкой вспоминает Евгений.

Говорит, и сам бы пошел в депутаты, чтобы оказывать реальную помощь людям. Пока же продолжает следить за новостями, все больше утверждаясь в своей нынешней позиции.
— Если бы переворот удался, то у нас сегодня была бы разрушена вся социальная система, царил бы раздрай. Я это вижу по нынешним высказываниям людей, которые из Европы требуют санкций против своей же страны. Не было бы ­Лукашенко — не было бы Беларуси.
На Западе просто истерика сейчас, что ничего не получилось. Сброшены все маски, и о народе ни слова. Они считают, что народ — это только те, кто сейчас в Польше или еще где. С болью наблюдаю, как в Эстонии, Украине сносят памятники героям, освобождавшим их от фашизма. Да если бы не они — и стран бы таких не было бы, — уверен Евгений.

Васильев считает, что одна из главных задач артиста — прививать любовь к своей стране, помогать людям становиться настоящими патриотами и сплотиться на благо Беларуси.

Евгений также убежден, что в СМИ необходимо учитывать необходимость донесения информации слабослышащим людям:

— Считаю, что выступления ­Президента обязательно нужно сопровождать переводом на жестовый язык. Нам очень важно получать информацию в понятной форме. У людей с инвалидностью по слуху другое понимание текста. К примеру, слово «брифинг» они не поймут даже на бегущей строке — нужно расшифровывать простыми образами.

Есть у артиста и большая мечта. Пользуясь случаем, просит обязательно озвучить ее со страниц газеты:

— Очень хочу когда-нибудь побывать во Дворце Независимости и увидеть ­Президента. Ну а в самых смелых мечтах — пожать ему руку и сказать спасибо за все, что он сделал и продолжает делать для нашей Беларуси!

boyarchuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter