Первый Всебелорусский съезд открыл путь к национальной государственности

Как это было

В ночь на 2 ноября 1917 года в Минск из Барановичей — с линии фронта — прибыл бронепоезд. Он некоторое время стоял на вокзале, затем был отогнан на запасные пути. К счастью, не стрелял: в деревянном городе, без того не раз страдавшем от пожаров, орудийный залп принес бы немало бед. Но самим фактом присутствия суровая армейская машина изменила соотношение политических сил в пользу большевиков. “Вопрос о признании советской власти в Западной области и на фронте был предрешен”, — напишет позже секретарь Минского Совета депутатов Вильгельм Кнорин. А спустя две недели в городе произойдет событие, смысл которого нами до конца не осознан и сегодня.


В Минске 14 декабря 1917 года начал работу Первый Всебелорусский съезд. Событие, незаслуженно забытое почти на целое столетие, даже по нынешним временам поражает масштабом. В здании городского театра — нынешнего Купаловского — собралось 1872 делегата. Здесь были все: фронтовики и крестьяне, эсеры и социал-демократы, большевики и меньшевики. Участвовали представители от земств и городских управ, профсоюзов и Советов, были беженцы и беспартийные горожане. Но главное даже не в том, что этот съезд стал самым представительным форумом белорусского народа. Это была первая попытка создать нашу государственность, спросив волю представителей самого народа. По сути, форум стал символом единства всех политических и культурных сил Беларуси, на тот момент не разъединенных еще различными политическими лагерями.

Увы, так нередко бывает: значимость какого-либо события начинаешь понимать лишь по прошествии многих лет. Об этом на прошлой неделе с сожалением говорили и в Минске — на двухдневной международной научной конференции “События 1917 года в исторических судьбах Беларуси”, организованной Белгосуниверситетом. Президент направил ее гостям и участникам приветственный адрес, торжественно зачитанный первым заместителем Главы Администрации Президента Максимом Рыженковым. “События 1917 года способствовали стремлению белорусов жить в своем доме, — говорилось в нем. — Идея самоопределения Беларуси, которая шла снизу, от инициативы народных масс, выразилась в созыве Первого Всебелорусского съезда. Это народное собрание продемонстрировало важнейшие ценности, значимые для нас до настоящего дня: свое государство, его социальный характер и тот факт, что только народ, его воля, коллективный разум и лидеры могут стать подлинным источником независимости”.

Особое внимание в своем приветствии Александр Лукашенко обратил на важный момент: “Обращаясь на Всебелорусских народных собраниях к мнению тех, кто своим трудом создает наши богатства, видим и второй урок истории нашей государственности: только единство всех нас, всего нашего белорусского народа является гарантом выбора и сохранности самостоятельного пути развития”.

Именно эти мысли проходили красной нитью практически через все выступления участников научного форума. И это лишь усиливало ощущение единства. Как выразился историк и член-корреспондент НАН Александр Коваленя, “время выбрало нас”:

— Именно все мы вместе строим новую независимую Беларусь. Но без знания истории идти вперед невозможно. Важность истории — не только в осмыслении дня сегодняшнего. Она позволяет нам бросить взор в будущее! И формировать у подрастающего поколения не только гражданские и патриотические, но и гуманистические убеждения. Мы достойны того, чтобы быть равными среди равных — среди всех народов Европы!

Конечно, любая история всегда многогранна. Оперируя теми или иными событиями, вырывая их из общего контекста, можно подтвердить или осудить любую парадигму сегодняшнего дня. И все же магистральную линию развития стоит видеть и улавливать. Даже если она далеко не прямолинейна. На конференции в Минске декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин напомнил, что столетие назад практически ни одна из тогдашних политических сил не ставила вопрос о полной независимости Беларуси:

— И если бы не революционные события 1917-го, как бы мы ни относились к ним, белорусской государственности попросту не было бы. Более того, как бы парадоксально это ни звучало, именно “тоталитарная советская власть” поспособствовала решению этого вопроса. Это я к тому говорю, чтобы все понимали: ход исторических событий всегда идет не линейно.

А вот профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета БГУ Таисия Довнар была настроена и вовсе решительно:

— Мы, историки, зачастую находимся в состоянии обороны — вечно что-то доказываем литовцам, полякам... Пора уже нам отходить от этих бесконечных споров. И в полный голос, доброжелательно, но твердо говорить и отстаивать свою историческую позицию!

Тем более что за пределами страны немало людей не только разделяют этот подход, но и готовы его активно поддержать. Председатель Федеральной национально-культурной автономии белорусов России Сергей Кандыбович важность событий столетней давности аргументировал так:

— Октябрь 1917-го привел к прогрессу человечества. И современная Беларусь — яркий того пример. Прохождение за исторически короткий срок пути от окраины царской России до цветущего государства с серьезным международным имиджем говорит о многом. Белорусы России гордятся тем, что у них за плечами есть такой ресурс — собственное независимое государство.

Да, процесс его создания был непростым. Но совершенно ясно, что именно Первый Всебелорусский съезд 1917 года явился ключевым событием в становлении нашей национальной государственности. Его решения засвидетельствовали, что наш народ еще сто лет назад политически был готов к практической реализации национальной идеи и к созданию собственного государства. Впрочем, тему эту закрывать еще рано. Подводя итоги конференции, декан исторического факультета БГУ Александр Кохановский резюмировал:

— Перед историками стоят задачи по более глубокому осмыслению тех событий.

Митинги шли повсюду

Свидетель тех событий польский социалист Вацлав Солский (1897—1990) писал в книге “1917 год в Западной области и на западном фронте”:

“2 (15) ноября в Минск прибыл бронепоезд, командиром которого был большевик — солдат Пролыгин. Команда поезда тоже состояла из большевиков. Прибытия этого поезда минские большевики ждали несколько дней. Комитетом спасения (антибольшевистским Комитетом спасения революции. — Авт.) было отдано распоряжение задержать бронепоезд по дороге, но это не удалось... Бронепоезд имел одну или две пушки и несколько пулеметов... В Минске на улицах шли летучие митинги, но ораторам уже не давали говорить, никто не хотел никого слушать. Когда где-нибудь собиралась группа прохожих, то можно было быть уверенным, что дело кончится дракой”.

ДОСЛОВНО

Максим Рыженков, первый заместитель Главы Администрации Президента:

— События столетней давности заложили основы государственности нашего народа. И они давно требовали вдумчивого изучения. Сегодня ученые и специалисты открывают совершенно разные стороны событий 1917 года, и нынешняя конференция свидетельство того. Но они едины во мнении, что выбранный тогда путь, пусть непростой и тернистый, был правильным.

Петр Бригадин, директор Государственного института управления и социальных технологий БГУ:

— История — это прежде всего люди, стоящие у истоков тех или иных исторических событий. Сегодня историки как раз и возвращают этих личностей в историю. Но это лишь первая часть большой работы. Вторым шагом станет возвращение исторических личностей в нашу повседневную жизнь. В названия улиц, площадей и скверов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter