Мир вокруг меняется стремительно. Как выбрать будущую профессию, чтобы после окончания вуза быть востребованным специалистом? В белорусских университетах уже учат создавать роботов, разрабатывать оборудование для космических систем, проектировать 3D–принтер. По мнению экспертов, сейчас стоит делать ставку на специальности, связанные с развитием именно новых технологий. Но как сегодня учить студентов профессиям будущего?
За ответом я обратился к члену–корреспонденту Национальной академии наук Беларуси, заведующему кафедрой «Технология машиностроения» БНТУ, доктору технических наук, профессору Валерию Шелегу.
— Наука не перестает удивлять: появляются разработки, которые совсем недавно можно было встретить лишь в мире фантастики. Как скоро такие технологии войдут в нашу жизнь?
— Сегодня у нас уже пятый–шестой технологический уклад, не меньше. Активно развиваются нанотехнологии, 3D–печать, квантовые компьютеры, лазерные разработки и многое другое. Мне представляется, что эти технологии уже не будущего, а настоящего. Поэтому очень важно готовить высококвалифицированных специалистов, которые будут как создавать передовые технологии, так и работать в наукоемких областях экономики.
Новейшие профессии требуют специальных навыков. Конечно, 3D–печать — одна из самых передовых технологий, которая позволяет делать уникальные и сложные детали. Специалистов для работы на таком оборудовании нужно готовить целенаправленно. Это не просто дань моде, а необходимость адекватно и быстро реагировать на те процессы, которые происходят. Поэтому подход должен быть комплексный, взаимовыгодный, заинтересованный, учитывать интересы каждой стороны — и производства, и вуза. Сейчас стоит обсудить, кому нужны такие специалисты, как правильно их подготовить.
— Как говорится, все новое — хорошо забытое старое. До появления тех же 3D–принтеров была широко распространена порошковая металлургия. Можно ли этот немалый опыт задействовать в новейших разработках и в подготовке студентов?
— Я посвятил данной отрасли 33 года и вырос от инженера до генерального директора. У порошковой металлургии огромные возможности производить готовые изделия, которым иногда требуется механическая обработка. А вот на 3D–принтерах можно сделать полностью готовую деталь, изделие, даже такое большое и сложное, как дом. Конечно, это разные технологии, и нельзя сказать, что одно вытекает из другого, но мы наработали огромный опыт в подготовке студентов, который, безусловно, будем использовать.
Я полагаю, что необходимо выпускать 100 — 200 высококлассных специалистов в год, которые будут заниматься разработкой передовых технологий. Мы должны уже сегодня дать установку на такое обучение, чтобы не отстать. Оно может проходить по схеме «учеба — наука — производство». Чтобы на выходе получить квалифицированных работников, нужна хорошая материально–техническая база. Например, сейчас строится атомная станция в Островце, параллельно активно готовим специалистов для нее: учим студентов, они стажируются на ведущих зарубежных АЭС. Но не наоборот: сначала построили атомную станцию, а потом только начали готовить специалистов. Кто бы на ней тогда работал? Вот для этого и нужен научный подход к подготовке кадров.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Заведующий кафедрой механики материалов и конструкций БГТУ, доцент, кандидат технических наук Александр Спиглазов:
— Специальность «Производство на основе трехмерных технологий» внесена в классификатор специальностей в 2016 году. Тогда же Белорусский государственный технологический университет получил разрешение на набор 25 абитуриентов. Среди направлений подготовки специалистов можно выделить такие, как изучение материалов для аддитивного синтеза, конструирование изделий с учетом эксплуатационных свойств и возможностей трехмерных технологий производства. Разработка нового и модернизация существующего оборудования для реализации трехмерных технологий. Специальность востребована среди абитуриентов. Если в первый год набора проходной балл был 197, то уже в следующем он значительно вырос — 244.
Топ–10 профессий будущего:
1. Специалист по 3D–печати;
2. Консультант по здоровой старости;
3. Специалист по аэрокосмическим системам и технологиям;
4. Робототехник;
5. Наномедик;
6. Сетевой юрист;
7. Архитектор виртуальной реальности;
8. Космический гид;
9. Инженер по восстановлению окружающей среды;
10. Аналитик больших данных.
bakun@sb.by
Как готовить профессионалов для профессий будущего?
Кадры с цифровой настройкой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.