Школьник из Ивьевского района выступил с инициативой проведения диалоговых площадок с ровесниками на тему ВОВ

Изучил историю, чтобы рассказать другим

Девятиклассник Александр Ивановский год назад занялся серьезным изучением истории Великой Отечественной войны. Штудировал книги и учебники, проводил выходные и каникулы в поисках артефактов и свидетелей тех страшных событий. Собрав солидный багаж знаний, парень выступил с предложением организовать в школах района диалоговые площадки, чтобы поделиться с ровесниками правдой о войне. Райисполком инициативу поддержал.


— А почему только взрослые обсуждают те события? — задается вопросом Александр. 
— Мы, молодежь, тоже хотим не только воспринимать информацию, но и обсуждать ее, и даже генерировать. И я хочу встретиться со всеми старшеклассниками района именно в открытом диалоге: общаться, задавать друг другу вопросы, спорить.
Первой исследовательской работой Александра стало изучение полевых фортификационных сооружений на территории района. Сначала под кураторством своего учителя истории и обществоведения из Лелюкинской средней школы Андрея Волчка он обследовал окопы, которые остались в окрестностях еще со времен Первой мировой. Позже перешел к свидетельствам, оставленным на ивьевской земле кровопролитными событиями периода 1941 — 1944 годов.


— В нашем районе, наверное, нет семьи, которую бы не затронули те трагические события, — рассуждает Александр Ивановский. — Мой прадед Антон Довиденок погиб в районе польско-германской границы за две недели до конца войны. Отец рассказывал, что он служил в пехоте и дошел до места своего последнего боя пешком.
Когда я пробовал говорить о воинах из окрестных мест со своими сверстниками, столкнулся с тем, что они мало что знают, а самих героев, кто вернулся с войны, уже нет в живых. Искренне пожалел тогда, что не занялся этим делом раньше, чтобы оставить нашим потомкам рассказ очевидцев.
Учащаяся 10-го класса Анастасия Баран и Александр Ивановский.

Для воссоздания событий Великой Отечественной парень окунулся в поисковую работу: изучал находки из окопов, надписи на мемориальных плитах. Надеется найти и изучить сохранившиеся в местных лесах бетонные доты и блиндажи, о которых слышал от родителей.

В Ивьевском районе чуть ли не ежемесячно становится известно о новых преступлениях фашизма. Если в районной книге «Память» упоминается о шести местных деревнях, повторивших участь Хатыни, то сегодня в этом скорбном списке уже полсотни населенных пунктов. Свой вклад в открытие новых печальных страниц военного времени вносят и ученики Лелюкинской средней школы.


К разговору со сверстниками о событиях военных лет, происходивших на территории Ивьевского района, Александр Ивановский серьезно готовится:

— Безусловно, выступить с монологом проще — никаких неожиданных вопросов, на которые ты рискуешь не ответить. Но я хочу именно дискуссии, чтобы мы могли поделиться мнением, поспорить. Уверен, всем будут интересны факты, связанные с их родными местами, и я должен ими владеть. Сейчас как следует готовлюсь, чтобы заинтересовать ребят. Составляю материал каждого выступления, чтобы рассказ был подробным, понятным, но не перегруженным.
Самое главное для меня — донести правду о войне, без патетики. А еще — собрать круг единомышленников, с которыми можно будет взяться за дальнейшее более глубокое и детальное исследование нашей истории.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Заместитель председателя Ивьевского райисполкома Анжелика Цисар:

— Мы впервые опробуем формат диалоговых площадок на тему Великой Отечественной войны, модератором которых станет школьник. С детьми и подростками надо говорить на их языке. Вряд ли для этого найдется кандидатура более подходящая, чем сверстник, искренне увлеченный этой тематикой. Сейчас идет подготовка к циклу таких встреч. Стартуют они в 9 — 11-х классах весной и к годовщине Победы пройдут во всех школах района.

charovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter