Внимание, дверцы открываются!
Где прячется душа народного театра? В незамысловатых ящиках с несколькими ярусами «сцены». Деревянные куколки в пестрых одежках выплывают будто из ниоткуда, чтобы рассказать о чем-то добром, вечном и самом важном, а потом так же в никуда уходят.Батлейка — феномен белорусской культуры. Несмотря на то что свою Библию Франциск Скорина напечатал для наших людей более 500 лет назад, познавать библейские сюжеты большинство простых белорусов вплоть до начала ХХ века продолжали через кукольный театр на праздничных ярмарках. Диво!
Более того, и сегодня батлеечные спектакли собирают толпы зрителей от мала до велика. В чем секрет их популярности? За ответом на вопрос отправляемся в Кобринский военно-исторический музей имени А. В. Суворова, где уже второй сезон подряд с успехом дают кукольные представления перед Рождеством.
Здешняя батлейка — произведение искусства с местным колоритом от известного скульптора, резчика по дереву, народного мастера Беларуси Владимира Чиквина. Ящиком назвать такую красоту язык не поворачивается: над двумя ярусами сцены — купол небесного оттенка с православным крестом. Это отсылка к самому старому храму Кобрина — Петропавловской церкви, стены которой помнят еще самого генералиссимуса Александра Суворова. Оттого и на дверцах театра изображены первоверховные апостолы Петр и Павел.
— Первые шаги в театральном искусстве нам помогла сделать руководитель воскресной школы при Петропавловской церкви Лариса Куликович. Ангелы, волхвы, Иисус и Дева Мария — традиционные герои, с которых началась наша батлейка, — говорит научный сотрудник музея, а по совместительству новоиспеченная актриса, сценарист и режиссер Наталья Фридлендер.
Начинали, как водится, с классического сюжета про рождение Иисуса Христа и Царя Ирода, который хотел с ним расправиться. После появились спектакли к Международному женскому дню и Пасхе, поучительные сказки и даже историческая зарисовка.
— Зрители у батлейки при музее самые разные — от школьных классов и детсадовских групп до семейных пар и бабушек с внуками из близлежащих к Кобрину деревень. Причем если детей больше трогает форма подачи, то взрослые обращают больше внимания на содержание. История православных праздников, борьба добра со злом и сегодня весьма актуальны. Многие говорят, что кукольный спектакль помогает вернуться в детство, — рассказывает Наталья. — Одну деревенскую школьницу постановка растрогала до слез. Малышка после долго рассматривала младенца в яслях и благодарила за душевный спектакль.
От Вифлеема до Кобрина — пять спектаклей
Главная особенность музейной батлейки — упор не столько на развлекательную, сколько на образовательную составляющую. Перед каждым спектаклем зрителей ждет увлекательный экскурс в прошлое белорусского народного театра, а сами постановки поражают полным погружением в минувшие эпохи.— В репертуаре нашей батлейки есть пьеса «Карусель истории Кобрина». В центре сюжета — получение городом Магдебургского права в XVI веке и его потеря в XVIII. Да, был такой необычный эпизод в нашей летописи, — не скрывают научные сотрудники.
Любопытно, что для этого спектакля съемные декорации выполнены в виде интерьера некогда реально существовавшего Кобринского замка. Причем сделано это настолько скрупулезно, что даже виды из окна соответствуют тем, что были найдены в архивных описаниях.
— В планах — создать цикл батлеечных постановок, посвященных истории нашего города. Показать действительно есть что. Однако такие спектакли потребуют более серьезной подготовки. Ведь, как правило, большинство сценариев для батлейки создаются на основе уже существующих — религиозных или сказочных. Другое дело — начинать все с нуля. Сюжет, характеры героев, реплики — вся творческая подготовка ляжет на плечи наших сотрудников, у которых нет театрального образования, — отмечает директор Кобринского военно-исторического музея имени А. В. Суворова Елена Бабенко. — Мы полны идей и решимости довести задуманное до конца. Видим интерес наших маленьких посетителей к игровой, а порой даже интерактивной форме подачи информации. Ценность экспонатов под стеклом детям не всегда понятна, зато мастерски воплощенные в куклах персоналии из прошлого всегда вызывают неподдельный восторг.
Ювелирная работа
Фишка кобринской батлейки в том, что после каждого представления у детей есть возможность поближе познакомиться с героями пьесы. Их можно сфотографировать и даже потрогать. Маленькие ручонки автоматически тянутся к куклам, что и понятно: таких на магазинных полках не сыщешь.— В нашей коллекции уже больше полусотни персонажей. Все выполнены нашими сотрудниками. Художник-реставратор Александр Черноокий, который привык работать с оружием и раритетами, открыл в себе талант резчика по дереву. Лица людей и мордочки животных у него получаются до того характерными, что у каждого персонажа даже по застывшей мимике читается характер, — делится научный сотрудник Ольга Денисюк, которая тоже участвует в проекте.
Одежки у кукол «от кутюр»: каждую обшивает музейный библиотекарь Инна Корсак. Двух одинаковых нарядов нет. Костюмы украшают вышивка и вязаные элементы. Но что самое интересное: наряды создаются в соответствии с эпохой и реальными примерами из прошлого. Все-таки музейщики — люди скрупулезные.
— Раньше батлейка была семейным искусством. Кто-то создавал кукол, кто-то устраивал представления, кто-то занимался музыкальным сопровождением. В нашем коллективе примерно так же — к процессу подключились почти все, — поясняет куратор проекта Наталья Фридлендер. — Начинается все с разработки сценария. Когда текст в общих чертах готов, тогда вместе обсуждаем детали — от реплик до внешнего вида героев и декораций. Отдельная тема — озвучка, в которой творческие способности могут проявить все сотрудники: от рабочего до директора.
КСТАТИ
Батлейка является одним из древнейших видов белорусского искусства и ассоциируется прежде всего с народным театром. Это явление известно на наших землях с XVI века, а само название связано с Вифлеемом, где разворачивались события классических батлеечных постановок.
Традиционной сценой для батлейки служит ящик, который со стороны может напоминать домик или храм. Внутри бывает несколько этажей. Поскольку сюжеты разыгрываются библейские, верхний этаж часто условно принимается за небо, а нижний — за землю (порой встречается и подземный этаж, символизирующий ад).
В советское время батлейка была запрещена ввиду религиозной принадлежности. А в современной Беларуси проходит даже фестиваль батлеечных постановок «Нябёсы».
kurak@sb.by