Анорексия - жуткий феномен современности. Что за ним скрывается?

Игра в кости


Проблема анорексии известна давно, однако с развитием интернета она приобретает новые масштабы. Миллионы девушек объединяются в сообщества, где хвастаются худобой, мотивируют друг друга на голод и стремятся к идеалу в 35—40 кг. Многие из них прекрасно осведомлены о страшных последствиях этой истощающей болезни, но сами ничего не предпринимают для ее лечения. По сути это публичное и медленное самоубийство. Жуткий феномен современности. Что за ним скрывается?


21 год. 25 килограммов

Встретив 2017-й, четырнадцатилетняя лидчанка Маша Иванова решила начать новую жизнь, где будет место здоровому питанию и спорту. Цель благая. Почему бы не попробовать? Даже если при росте 165 см ты и весишь всего 53 килограмма. Первые полгода девушка входила во вкус, а вот с лета все и началось. Ежедневно она качала пресс до изнеможения. Ее живот за месяцы тренировки стал не только плоским — впалым настолько, что торчали только ребра. Но Маше это нравилось. Как и нравилось смотреть в зеркало на ноги, превратившиеся в спички. И она продолжала не только увеличивать физические нагрузки, но и уменьшать порции еды. 

— К сентябрю, когда снова началась школа, съедала в день 100 г творога, — признается девятиклассница. — В остальное время заедала голод жевательными резинками. В день уходило по три пачки. Знаю, что многие девочки вместо еды пьют воду. Но ведь стакан воды — это лишних 200 граммов! Я боялась этих граммов. Постоянно прыгала на весы — после каждого приема пищи, чистки зубов. И радовалась, если цифры шли на спад. 

Остановиться Маша не могла. Будучи отличницей в школе, она привыкла доводить любое дело до конца. Буквально за полгода она потеряла почти 10 кг. Спасла мама, которая, видя, что с дочкой что-то не так, поехала с Машей в Минск в РНПЦ психического здоровья. Девочка до последнего не хотела идти к врачам. Она была уверена, что здорова. И согласилась лишь для того, чтобы успокоить мать.

— Я не сомневалась ни на йоту, что врач посмотрит и скажет: “Да, хорошая девочка, ничем не болеет. Езжайте домой”, — вспоминает Маша. — Но меня никуда не отпустили. Я была вне себя. Не верила, что мама может оставить меня в психушке, ведь она меня так любит! Ненавидела ее за это. Но сейчас понимаю, что так надо было, что у меня действительно были проблемы. Знаете, когда стало страшно? Когда встретила в коридоре отделения новенькую пациентку — 21-летняя девушка весила 25 килограммов. Ее направляли в реанимацию. Кости, обтянутые кожей. Увидела и горько расплакалась. С одной стороны, я была далека от этого, а с другой — так близка...

Всего в 10-м отделении РНПЦ психического здоровья, где сейчас проходит лечение Маша Иванова, десять коек, предназначенных для больных с расстройствами пищевого поведения. И, как рассказывает заведующая этим отделением Светлана Мельгуй, они никогда не пустуют: 

— За помощью стали обращаться чаще и на более ранних стадиях заболевания. В основном нашим пациентам от 16 до 24 лет. Хотя бывают и те, кто моложе или старше. Считается, что крайний возраст для установления диагноза нервная анорексия или нервная булимия — 28 лет. Однако можно страдать этим расстройством с двадцати лет, а за помощью обратиться только после тридцати. Парни также болеют, но в 15—20 раз реже девушек. 

— Светлана Леонидовна, каковы предпосылки развития этой болезни?

— Есть три группы причин. Под биологическими понимают наследственную отягощенность — вероятность возникновения анорексии возрастает в тех семьях, где кто-то страдал аффективными расстройствами или какой-то зависимостью. Под социальными понимают навязанные обществом стандарты красоты, рекламу здорового образа жизни, связь худобы с успехом. К сожалению, успех и достижения, а не тепло, уют, любовь, становятся девизом и во многих современных семьях. К психологическим факторам относят особенности личности: пресловутый перфекционизм, синдром отличницы, стремление к успеху без опоры на собственные способности, возможности и ограничения. Но все это предпосылки. А вот к стрессовым факторам, которые запускают болезнь, относят подростковый возраст и разрыв значимых отношений: развод родителей, неудачную любовь, иногда смерть животного, к которому была сформирована привязанность. 

— Чем опасна анорексия?

— Болезнь затрагивает и психику, и тело. Отмечаются замкнутость, уединенный образ жизни, депрессивные и обсессивно-компульсивные расстройства. Могут присоединяться те или иные виды зависимости, алкогольная в том числе. Что касается физического состояния, то нет ни одного органа, который не затрагивался бы в процессе истощения: сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт, репродуктивная система. От этой болезни умирает от 5 до 20 процентов пациентов. Грубо говоря, каждый пятый.

— На что следует обратить внимание родителям, чтобы не упустить первые тревожные звоночки?

— Следует в принципе обращать внимание на детей и видеть их не как продолжение себя, своих мечтаний и желаний, а как реальных людей с их особенностями, увлечениями, мнением. Если с этим все в порядке, нет оснований развиваться симптомам болезни. А если говорить конкретно о клинических признаках, то это разговоры о здоровом питании в раннем возрасте (12—13 лет), увлечение чрезмерными физическими нагрузками, голодание. Дети в это время становятся раздражительными, замкнутыми. Прежние увлечения отходят на второй план. А на первый выходят мысли, как меньше есть. 

Последний взмах крыла бабочки

Не влезла в любимые джинсы, парень назвал толстой, вдохновилась фильмом с актрисой-худышкой — поводов заняться собой предостаточно. Но если одним достаточно отказаться от сладкого и мучного, другие начинают искать жесткие меры. Где искать? Естественно, в интернете. В то время как реальные друзья твердят, что у тебя все в порядке с фигурой и не хотят разделять твои переживания, в виртуальном мире уж точно найдутся единомышленники. Вступаешь в безобидное сообщество для худеющих и незаметно для себя, переходя с одной ссылки на другую, оказываешься в группе вроде “Типичная анорексичка”, “Анорексия — это жизнь”, “Закрой рот — умри компактно”, “Покажи свои кости”. По запросу “анорексия” в популярной социальной сети ВКонтакте можно найти более 3000 групп! И это только верхушка айсберга.


При знакомстве здесь указывают не имя или род занятий, а параметры фигуры. 173 см и 55 кг — пишу на стене одного из таких сообществ. Под записью получаю: “Девушки больше 50 кг — жирные. Займись собой”, “Попробуй голодание. Это тяжело, но мечта того стоит”. Интересно, что бы на это сказал мой терапевт, советующий набрать килограмм-другой. Но здесь другие стандарты и они далеки даже от распиаренных 90—60—90. Меня тут же называют “жирной личинкой”. Жесткими фразочками здесь подталкивают на “подвиги” друг друга. “Нужно мечтать стать бабочкой”. Красивый образ. Но что за ним? 

Ана-группы (от слова “анорексия”) сродни религиозным сектам. Здесь свои правила пополнения рядов, лозунги (к примеру, “Чтобы быть худой, надо страдать”, “Хочешь есть? Попей водички! Вот девиз анорексички!”) и даже собственный сленг. Анорексию зовут “Аной”, булимию — “Мией”, потерю веса — “отвесом”, его рост — “привесом” и так далее. В одном из сообществ даже выложено пособие “Как надо мыслить, чтобы стать анорексичкой”: “С самого начала всячески портите свои отношения с едой. Вам надо чувствовать как можно большее отвращение к еде, питанию, кухне, холодильнику, ресторанам...” Создатели паблика советуют расклеить по дому фото толстых девушек и женщин, которые будут вызывать отвращение. А для мотивации — снимки худых моделей. 

К одержимости своим весом, подсчетам калорий и стремлению к придуманному идеалу девушек толкает весь контент ана-групп, хотя многие из них и уверяют, что не пропагандируют нездоровый образ жизни. Стены сообществ несколько раз на день пополняют новые фотографии подписчиц до и после похудения, снимки сверхстройных селебрити, текстовые посты наподобие “Терпи ради мечты. Это тяжело, но оно того стоит”, “Мальчики любят худых, поэтому ты одна”, “Променять свою мечту на еду — глупо”. Выкладывается на всеобщее обозрение огромное количество диет, способов скрыть от родителей свое голодание, список таблеток, позволяющих достичь желаемой цели. В аптечке антидепрессанты, подавляющие чувство голода, слабительные, мочегонные и даже сироп от кашля, имеющий в составе вещества, снижающие аппетит. 

Чтобы легче следовать цели, многие ищут себе напарниц: “Скинула 20 кг! Для дальнейшего движения нужна поддержка”, “Кто со мной на голодание? Ищу надежную подругу, которая не сольется в первые дни”. Еще один вариант получить поддержку — создать личный дневник весомых “достижений”.

Вырваться из этого кошмара одержимых килограммами не заставляет даже смерть подписчиков и администраторов ана-групп. Более того, это только подогревает интерес к паблику. В 2011 году умерла администратор сообщества “40 кг” Маргарита Асланян. Она похудела с 66 до 39 килограммов: упала в голодный обморок и задохнулась от того, что язык запал в горло и перекрыл дыхание. Спустя месяц после смерти Маргариты ее мама написала письмо: “Мы получили заключение судмедэксперта. Практически все органы моей дочери в 20-летнем возрасте были в состоянии 70—80-летнего человека, не пострадали только легкие”. Письмо было написано с целью предупредить остальных участниц группы об опасности недуга. Но не помогло. Если на момент смерти Маргариты в группе “40 кг” было 18 тысяч подписчиков, то сейчас — более 5 миллионов! Это самая популярная и коммерчески успешная группа о похудении в ВКонтакте. При чем здесь коммерция? За ссылки на стене паблика на дневники девушек, мечтающих о личных подписчиках и почитателях, администраторы берут деньги. В частности, за один пост в “40 кг” просят от 70 до 120 долларов. 

Истощенная натура желает познакомиться

Снижающие аппетит таблетки, кофе вместо еды, постоянная чистка зубов, жевание без глотания — все эти приемы используются для подавления чувства голода, которое считается врагом № 1. Для человека естественно ощущать голод. Эволюция заложила данный механизм для своевременного пополнения запасов энергии в организме. Но и этот разумный механизм поддается дрессуре. Главное — убедить себя, что еда — это зло. 

— Психологическая установка — сильная вещь, — уверен врач-психотерапевт Алексей Хадоркин. — На этом основаны все психотерапевтические методики. Человек и самостоятельно может запрограммировать себя на то, чтобы сама мысль о сигаретах, алкоголе или каком-то продукте вызывала отвращение. Надо связать непосредственно лишние килограммы с той пищей, которая их вызывает. Например, мучным, сладким. Постоянно внушать себе во время аутотренинга, расслабления, что это то, что мешает тебе жить счастливой и красивой. Это вызовет определенные реакции организма. Человек будет испытывать чувство легкой тошноты, представляя, что будет есть эту пищу.

Здесь важно не переборщить и сразу установить границы.

— Существует такое устойчивое понятие, что в год можно худеть не более чем на 10—15 процентов от веса на начало похудения. Теряя большее количество килограммов, можно прийти к серьезным необратимым изменениям и осложнениям — как физиологическим, так и психологическим. Есть натуры очень увлекающиеся, возводящие любое дело, за которое берутся, в идею фикс, навязчивую идею. Настолько вбивают себе в голову, что лишние, по их мнению, килограммы, уродуют их внешность, мешают карьере, не дают добиться успеха у противоположного пола.

Доктор медицинских наук Элеонора Капитонова поясняет:

— Если организм не получает то, что ему нужно для возобновления расходуемых ресурсов и энергии, он находит обходные пути и начинает есть сам себя, то есть использовать для поддержания жизнедеятельности собственные ткани. Например, мышечную ткань и  другие белковые структуры он расходует для получения аминокислот. Из них же синтезирует глюкозу, потому что нужна энергия.  А вот жир расходует в последнюю очередь, потому что жир — это стратегический резерв организма, это наш “банковский вклад”, который пойдет в ход лишь в чрезвычайной ситуации. 

Поразительно, что молодежь, имеющая огромные возможности доступа к информации, губит здоровье, следуя некомпетентным советам интернет-”специалистов”. Не понимая, что происходит в организме, они дают рекомендации, которые не только не приносят пользы, но и вредят здоровью, уверена Элеонора Капитонова:

— В любом деле лучше всего сразу все делать правильно, чем после переделывать. Любая “переделка” будет хуже того, что задумывалось изначально. Так и с похудением. Используя голодные или несбалансированные диеты, можно очень быстро получить ошеломляющие результаты, но, к великому разочарованию, ненадолго, да еще и проблемы со здоровьем в придачу.

Задача на выживание

Сегодня можно выбраться из бездны анорексии. Но для этого нужно вовремя обратиться за помощью — лучше в первые три года недуга — и использовать комплексную терапию, так как болезнь дает множественные осложнения.

— Лечение пациентов с пищевым расстройством проходит с участием разных специалистов: психиатра, психотерапевта, психолога, терапевта, невролога, эндокринолога, гинеколога, окулиста, — рассказывает Светлана Мельгуй. — Для начала проводится тщательная диагностика. Затем применяется симптоматическое медикаментозное лечение и проводится пищевая реабилитация. 

У больных нет особого питания — не еда лежит в основе этой болезни. Пациенты придерживаются стандартного больничного рациона. Но некоторым назначается смесь для энтерального питания, чтобы облегчить всасывание, переваривание пищи, потому что на определенных этапах анорексии этот процесс нарушается. 

— Плюс ко всему проводится психотерапия и, если необходимо, медикаментозная коррекция нарушений психического состояния — назначаются антидепрессанты, атипичные антипсихотики, транквилизаторы, — продолжает Светлана Леонидовна. — В среднем пациенты находятся на стационарном лечении 2—2,5 месяца. Это тот оптимальный срок, за который можно добиться успешной пищевой реабилитации и изменения отношения к весу, телу, понимания болезненных симптомов и того, что за ними стоит. Далее — реабилитация вне стен клиники. 

Маша Иванова пробыла на лечении в РНПЦ психического здоровья более двух месяцев. А значит, можно готовиться к скорой выписке. На весах — 50 кг. На душе — спокойствие:

— Откровенно говоря, раз в две недели возникают мысли, что раньше было лучше, могла так сильно не поправляться. Но большую часть времени я довольна собой. Мысли о еде, калориях, внешности возникают крайне редко. Хочется выйти из центра и быть уверенной, что кошмар с похудением закончился навсегда. Понимаю, шанс сорваться есть. Но надеюсь, этого не произойдет. Хочется жить. Понимать, что жизнь замечательная штука и не стоит растрачивать ее на подсчет калорий.

МНЕНИЕ

Оксана Нехайчик, депутат Палаты представителей:


— Сегодня ребенок много времени проводит в интернете. Родители обязаны предпринимать меры по ограждению детей от опасной информации. Можно поставить функцию родительского контроля, защитив сына или дочь от нежелательного телевизионного или веб-контента. Как вариант — установить пароль на компьютере. Необходимо сломать бытующий стереотип: “Раз ребенок дома и сидит в компьютере, значит, все в порядке. Он не на улице шатается, не в подворотне с какой-то сомнительной компанией”. Это глубочайшее заблуждение приводит к тому, что дети целиком уходят в сеть. И потом родителям приходится обращаться к психологам и психотерапевтам. Надо просто больше заниматься детьми, выходить из квартир в парки, на спортивные площадки, смотреть вместе фильмы в кинотеатрах. И тогда не случится такого, что после того, как парень назвал девушку слишком толстой, она в попытках похудеть вступает в тематические сообщества и доводит себя до истощения. Родитель, а не интернет должен быть тем островком, где ребенок может выговориться, получить совет, где его утешат и поддержат. 

Со стороны государства нужно также предпринимать действенные меры, чтобы такая деструктивная информация — о способах голодания, быстром вылечивании той или иной болезни — не появлялась. У нас запрещено распространение экстремистских и порнографических материалов, должен быть более жесткий контроль и медицинской рекламы. Этот вопрос сегодня изучается. Необходимо тщательно смотреть, есть ли какие-то медицинские лицензии у тех, кто дает подобную рекламу. К сожалению, наши люди верят всему, что пишут в интернете. Посмотрите, что произошло. Женщины рекомендуют рожать на дому, мамы советуют друг другу не прививать детей (вот откуда взялась корь), простыл ребенок или пошла сыпь — бегут не к врачу, а в интернет за советами псевдоэкспертов. Это неправильно. И это нужно менять.

Красота доводит до нервного срыва

Твигги (Лесли Хорнби). Считается, что именно эта британская супермодель стала прародительницей культа анорексии. Хотя в пик ее популярности в 1960-е  стремление к андрогинной худобе называли “синдромом Твигги”. При росте 169 см модель весила 40 кг и имела параметры 80—50—80.



Деми Мур. Американская актриса всегда была немного помешана на своей красоте и испробовала немало диет. В 2012 году одержимость внешним видом и депрессия, вызванная расставанием с Эштоном Катчером, довели 49-летнюю звезду до того, что ей пришлось лечь в больницу с диагнозом анорексия.



Мэри-Кейт Олсен. Обе сестры Олсен всегда могли похвастаться своей стройностью. Для Мэри-Кейт эта стройность обернулась бедой — в 18 лет изможденную девушку отправили в специализированную клинику, где врачам пришлось бороться за ее жизнь. Причиной болезни стали нервные перегрузки на работе, стресс и первая разлука с сестрой.



Виктория Бекхэм. Звезда не отрицает, что сидит на жестких диетах. Началось все много лет назад, когда еще никому не известной Виктории один из продюсеров заявил: “Если уберешь свои жировые складки, сделаешь нам большое одолжение”. Слова, сказанные в присутствии других девушек, нанесли певице настолько сильную психологическую травму, что обычная еда стала вызывать у нее отвращение, а организм мог принимать только сырые овощи и фрукты.


mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter