Трактор на тест-драйв
На Минском тракторном заводе посменно работают более 16 тысяч человек. Территория огромная — более 154 гектаров. Переступаю порог и попадаю в удивительный мир: передо мной настоящий город в городе! Чтобы попасть в цех опытного производства, где работает наш герой, миную улицы, перекрестки, пешеходные переходы, а вдали виднеется заводская железная дорога. Время обеденное и для беседы выбрано не случайно: Анатолий Татьянин даже ради интервью не хочет отвлекаться от работы. Это говорит мне только об одном: человек он очень ответственный и работящий.
— На МТЗ пошел электромонтером, потом работал токарем-расточником. Всегда хотел стать водителем-испытателем: смотрел, как ребята работают, любовался. Права тракториста у меня есть. Рискнул, попросился — взяли, — Анатолий Александрович погружается в приятные воспоминания. — В этой должности работаю уже более 25 лет. Всего на заводе — 33 года.
Анатолий Татьянин признается: с малых лет увлекался техникой, в юности мог запросто собрать и разобрать легковую машину. Но трактор — это устройство куда серьезнее. Собеседник без колебаний заявляет, что конструкция тут намного сложнее:
— Мы не просто садимся за руль и едем, нет. Работа начинается намного раньше: изучаем записи конструкторов, вместе со сборщиками вникаем во все нюансы производства тракторов.
Водитель-испытатель садится в кабину, заводит трактор и добавляет: во время тест-драйва важно уметь диагностировать огрехи, проверить работу всех систем — тормозной, управления сцеплением, гидро- и пневмосистем, системы подачи топлива. Он, как эксперт, оценивает работу двигателя, определяет наличие или отсутствие посторонних шумов, выясняет их причину. Мелкие дефекты устраняет сам, о серьезных уведомляет коллег.
Презентовать нашу технику во всех уголках страны, а также за рубежом — еще один вектор работы Анатолия Татьянина.
От мала до великаОглядываюсь по сторонам — тут стоят модели всех тракторов. Вокруг меня — и маленькие машины, и большие, и вообще гиганты! Прошу собеседника назвать свои любимые модели, но тот сразу же теряется — мол, все машины нравятся. Чуть позже определяется с ответом:
— Получил огромное удовольствие от работы с трактором «Беларус-5022». Его колесо превышает человеческий рост — только представьте! Сегодня это мощнейший в СНГ трактор, у которого под капотом аж 500 лошадиных сил. Прежде чем оказаться в серийном производстве, эта модель прошла долгий путь испытаний и усовершенствований.
Новейшая разработка МТЗ соответствует самым последним тенденциям в развитии мирового тракторостроения. Но Анатолий Александрович выделяет и первенца завода — МТЗ-2, которого стали выпускать в 1953 году. Машина по нынешним меркам слабенькая: всего 37 лошадиных сил, максимальная скорость — 13 километров в час. Анатолий Татьянин:
— Это легендарная модель, но особенная для меня не только поэтому. Я участвовал в ее восстановлении, очень ответственная и кропотливая была работа.
Самого первого «Беларуса» на колесном ходу отреставрировали. Долгое время трактор стоял на постаменте возле центрального входа завода, сейчас же он красуется в сквере рядом с предприятием. Правда, этот «старичок» уже не на ходу. А вот вторая восстановленная машина еще вовсю работает — находится в музее, но регулярно участвует в тракторных парадах.
Анатолий Татьянин признается: «С малых лет увлекался техникой, в юности мог запросто собрать и разобрать легковую машину. Но трактор — это устройство куда серьезнее».
Кстати, Анатолий Татьянин не только готовит машины к праздничным парадам, но и сам в них участвует из года в год. Особенно волнительно, признается, возглавлять колонну тракторов на День Независимости. Собеседник описывает невероятные чувства во время парада:— Едешь, а люди на тебя и технику пристально смотрят — сердце от волнения выпрыгивает из груди, а на душе так радостно… В такие минуты очень горжусь МТЗ и всеми заводчанами.
И вправду гордиться есть чем: каждый десятый трактор в мире — белорусский. Презентовать нашу технику во всех уголках страны, а также за рубежом — еще одно направление работы Анатолия Татьянина. В другие страны он выезжает и в качестве специалиста сервисной службы. Консультирует коллег, помогает устранить неполадки, участвует в сборке и обслуживании наших тракторов на совместных предприятиях. Командировок много.
— Россию объездил всю — аж до Урала. Работал во многих странах Европы. В Китае был уже шесть раз. Если сложить все командировки в Поднебесную, получится 361 день, то есть в общей сложности провел там почти год. Запомнилась двухнедельная поездка в Мексику.
Водитель-испытатель садится в кабину, заводит трактор и добавляет: «Во время тест-драйва важно уметь диагностировать огрехи, проверить работу всех систем».
Немного лирики— Ваш портрет красуется на заводской Аллее почета передовиков производства, а также у входа в цех, — рассматриваем большую фотокарточку.
Анатолий Александрович немного краснеет и смущается — человек он простой, очень скромный, не любит хвастаться своей работой. А коллеги, напротив, без перебоя твердят: «Это замечательный мастер и большой профессионал!» Иван Иванович Хаванский, начальник цеха опытного производства, того же мнения:
— Это очень ответственный, исполнительный, к тому же творческий работник. Обладает большим набором талантов. За счет ежедневного кропотливого труда таких высокопрофессиональных специалистов и держится завод. Предприятие растет и развивается. Помимо этого, он еще и добрейший человек. Ни с кем не ссорится, не конфликтует. Всегда дружелюбен, готов каждому прийти на помощь. Кстати, прекрасный муж и отец!
У Анатолия крепкий брак, вместе с женой они воспитали двух дочерей. К слову, одна из них тоже решила приобщиться к большой семье тракторозаводцев — работает с отцом в одном цеху. Татьяна Татьянина безумно гордится папой и во всем берет с него пример. Анатолий подытоживает: вряд ли бы что-то в своей жизни хотел кардинально поменять:
— Уверен, что работаю на своем месте. Завод многое мне дал: и профессиональные навыки, и надежных друзей. А любимой работой я наслаждаюсь и очень ей дорожу.
ypopko@sb.by