К концу нынешнего года в Беларуси продадут около 3 тысяч новых электромобилей, а в 2025‑м продажи вырастут в четыре раза. Таковы прогнозы Белорусской автомобильной ассоциации. Какова специфика обслуживания электрокара? Погружаемся в нюансы со специалистами.
Большая разница
Пересаживаясь из автомобиля с ДВС в электрокар, первое, к чему придется приноровиться водителю, — зарядка. Маршрут поездки нужно планировать заранее, чтобы не остаться без «топлива» вдали от зарядной станции. Новоиспеченным владельцам ведущий специалист по обучению минского дилера JAC Владислав Доменикан советует:
Владислав Доменикан.— Первые несколько раз лучше зарядить электрокар до 100 процентов, чтобы выйти на полную емкость батареи на медленной зарядке. Далее можно пользоваться быстрой зарядкой. С 20 до 80 процентов она заряжает машину за 30 — 40 минут.
Углубимся в конструктивные отличия электрокаров от автомобилей с ДВС. Владельцы «электричек» могут навсегда забыть о регулярной замене свечей, масла, фильтров или приводных ремней. В автомобиле с ДВС более тысячи высоконагруженных и трущихся деталей, которые со временем изнашиваются и требуют замены. В электромобиле таких деталей в десять раз меньше, проводит параллели Владислав Доменикан:
— Производители устанавливают свои интервалы обслуживания электрокаров. Как правило, это один-два раза в год или, в зависимости от марки, каждые 8 — 20 тысяч километров. В перечень работ в рамках ТО входит в основном проверка исправности узлов и агрегатов электромобиля. После определенного пробега может понадобиться замена охлаждающей и тормозной жидкостей, воздушного фильтра и проверка состояния тормозной системы, реже — замена масла в редукторе.
Батарее зимой непросто
У батареи электромобиля есть три вида температурного режима: оптимальный, приемлемый и напряженный. Они связаны с погодой за бортом, добавляет начальник отдела развития дилерской сети JAC ООО «Трансконсалт Сервис» Дмитрий Попов:
— Комфортнее всего электрокар чувствует себя при температуре 15 — 20 градусов. В этом диапазоне мы не используем ни кондиционер, ни печку, соответственно, не тратим энергию батареи и аккумулятора на климат в салоне.
Дмитрий Попов.
Когда температура опускается ниже 10 градусов, значительная часть энергии батареи идет на обогрев самой себя и салона. Как следствие, запас хода зимой снижается почти вдвое. То есть если летом ваш электромобиль может проехать 400 км, то зимой при низкой температуре осилит чуть более 200 км. Но производители ищут решение этой проблемы.
Одна из ключевых особенностей электромобилей — возможность обновления программного обеспечения. По сути, как на смартфоне. Большинство проблем по электрике решаются именно с помощью обновления ПО.
— Правильный и своевременный апдейт программного обеспечения помогает поддерживать высокий уровень работы всех систем электромобиля, в том числе повышает эффективность использования батареи. Если покупаете электрокар у официального дилера, проблем с обновлением ПО не возникнет. У нас нормальный коннект с заводами-изготовителями, которые обеспечивают белорусских пользователей всеми прошивками, — говорит Дмитрий Попов.
Нюансы ремонта
Заглядываем под капот электрокара. Эксперты показывают, что нужно знать рядовому пользователю: где находится заливная горловина для омывающей жидкости и кнопка для разблокировки зарядного пистолета. Со всем остальным в случае чего разберутся специалисты на СТО.
Дмитрий Попов перечисляет несколько ситуаций, когда владельцу электрокара стоит обратиться за помощью к автомеханику. Во-первых, это проблемы с батареей — ключевым элементом электромобиля. Она может выйти из строя по разным причинам: механические повреждения, нарушение правил эксплуатации, чрезмерные нагрузки или истечение срока службы... Диагностика на специальном стенде поможет выявить причины неисправности и рассчитать стоимость ремонта. Во-вторых, неисправности зарядного устройства. Поломки могут возникнуть из-за ударов, перегрузок или короткого замыкания. В-третьих, неисправности электронных или механических элементов. К таким уязвимым узлам относятся датчики, кондиционеры, рулевое управление и контроллеры.
Чего точно не стоит делать, так это пытаться чинить электрокар самостоятельно, предупреждает Владислав Доменикан:
— Неспроста во время первых испытаний Tesla ее сопровождали несколько пожарных машин. Электрокар — это сгусток энергии. Одно неловкое движение — и травма электрическим током гарантирована, поэтому все мастерские по ремонту электротранспорта оборудованы резиновым покрытием и дефибриллятором.
При зарядке осторожность тоже не помешает. Теоретически электромобиль может вызвать поражение током 380 вольт. При этом для взрослого человека опасным для жизни является напряжение уже примерно в 50 вольт. Именно для защиты пользователя электромобили и зарядные станции оснащены различными блокираторами.
Любопытно, каков портрет среднестатистического владельца электрокара? Дмитрий Попов отмечает, что еще пару лет назад их в основном брали в качестве второй машины:
— «Электрички» покупали те, кто за экологию и гонится за передовыми технологиями. Чаще владельцы загородных домов, у которых есть возможность оборудовать зарядную станцию в гараже. Сейчас электромобили приобретают все. Люди увидели, что сложностей с эксплуатацией нет, зарядных станций полно, появился официальный сервис и сопровождение. Многие покупают электрокары в качестве основной машины. Вырос спрос и со стороны юрлиц.
В два раза больше
Рекордное количество новых автомобилей продали в Беларуси в октябре
Общее число продаж новых легковушек составило почти 5000 единиц, это стало рекордным показателем в нынешнем году. По отношению к сентябрю 2024‑го продажи выросли на 669 машин. В сравнении с октябрем 2023‑го реализация новых легковых авто выросла более чем в два раза. Драйверами традиционно являются марки BELGEE и Geely, на долю которых по итогам текущего года приходится 51 процент продаж.