Формула-1. Гран-при Азербайджана: Льюис Хэмильтон. Возвращение чемпиона

Одержав свою первую победу в этом сезоне Льюис Хэмильтон наконец-то прервал затянувшуюся серию не самых удачных выступлений, которая началась еще после прошлогоднего Гран-при США. В ранге действующего чемпиона британский пилот благодаря этому успешному финишу стал лидером нынешнего чемпионата, вселив в своих болельщиков и в команду "Мерседес" уверенность в том, что у него по-прежнему сохраняется высокая мотивация заработать в этом сезоне свой 5-й титул.

Победители на подиуме

Следом за Льюисом финишировали Кими Райкконнен ("Феррари") и Серхио Перес ("Форс Индия"). Для всех троих результат в Баку оказался самым высоким в этом сезоне. Однако гонщиком дня, определяемым традиционно по итогам гонки в результате голосования по интернету, был выбран дебютант команды "Альфа Ромео Заубер" француз Шарль Леклер. Ему удалось после старта с 13-й позиции не только финишировать 6-м на не очень быстрой машине, но и провести несколько красивых обгонов. В том числе  под самый занавес гонки он обошел даже двукратного испанского чемпиона Фернандо Алонсо, пилотировавшего болид "МкЛарен-Рено" .

Пятым на финише был другой испанец – Карлос Сайнс, который также показал довольно успешное пилотирование в своей борьбе на трассе с обоими пилотами команды "Ред Булл".

Особенности бакинского автодрома

Нынешняя гонка в Баку была не просто интересной, но и захватывающей. И в немалой степени этому способствовали технические характеристики временного автодрома, который раз в год обустраивается специально для Гран-при Азербайджана вдоль парка на набережной Каспийского моря с "заездом" на узкие улочки вокруг старого города.

Трасса проложена прямо у крепостных стен старого города

Сочетание фактически городской трассы с присущими ей бетонными ограждениями и почти полным отсутствием зон безопасности и длинных прямых уже второй год подряд делают проходящую на ней гонку одной из самых зрелищных в календаре Формулы-1. Лишь дебютный Гран-при в 2016 году здесь был словно праздничные показательные выступления без острых событий и замысловатой интриги. Гонщики познавали трассу, присматривались к ее конфигурации и особенностям, команды экспериментировали с настройками. Теперь же гонка в Баку уже просто не имеет права быть неинтересной. Удивительное дело, за 3 гонки здесь лишь Серхио Пересу удалось дважды побывать на подиуме. Остальные участники подиумного награждения прикладывались к бутылкам подиумного шампанского лишь однажды.

Кстати, отметим, что традиционно в награждении победителей гонки Формулы-1 в Баку принимает участие президент Азербайджана и его супруга, выступающая здесь одновременно и в роли вице-президента страны.

Гонщик дня Гран-при Азербайджана  - Шарль Леклер

Неудача одних – шанс для других

По правде сказать, на результаты нынешней гонки в Баку в большой степени повлияли инциденты и аварии, без которых редко когда проходят городские этапы. Но сегодня этих неожиданных неудач для одних, приносящих прямо в руки шанс другим, было в самом деле достаточно много. Сильный порывистый ветер и резко похолодавшая до 17°C погода создавали дополнительные трудности на трассе, и без этого не прощающей даже небольшие ошибки. Уже на первом круге сошли с дистанции Эстебан Окон и Сергей Сироткин. Французский гонщик в одном из поворотов, находясь на внешнем радиусе,  стал слишком самоуверенно  "резать траекторию", не оставив места находящейся рядом с ним машине "Феррари" Кими Райкконнена. Итальянский болид хотя и пострадал, но оказался покрепче, чем "Форсе Индия" соперника. Финскому чемпиону пришлось сразу же  ехать на незапланированный пит-стоп для замены носового обтекателя и затем прорываться вперед с далекого 12-го места. А Окон уехал с маршаллами на электрокаре в паддок переодеваться. 

"Безлошадные" Окон и Сироткин возвращаются после аварии в паддок в сопровождении маршаллов

Россиянин, дебютировавший в этом сезоне в команде "Уильямс", стартовал с довольно высокого для себя 11-го места. Но ему пришлось стать жертвой более опытных пилотов Нико Хюлькенберга и Фернандо Алонсо, которые откровенно взяли его "в коробочку", прорываясь соответственно справа и слева от Сергея Сироткина. Столкновение, прокол колеса, сломанная левая передняя подвеска и ... роль зрителя в моторхоуме команды вместо пилотирования за рулем своего болида.

Этот инцидент был признан гоночным, без последствий со стороны стюардов. А вот за предшествующий этому инцидент с Серхио Пересом, которого "Уильямс" Сироткина слегка подтолкнул сзади по причине запоздавшего торможения, россиянину был выписан штраф в виде двух "баллов", и в следующей гонке Сергей потеряет три места на стартовой решетке. 

Лишь Серхио Перес был на подиуме в Баку дважды за всю историю Формулы-1 в Азербайджане

В целом это неутешительный результат на трассе, которую благодаря большому количеству здесь русскоязычных болельщиков российский пилот вполне мог бы считать домашней.

Разрушитель Макс

С самого начала гонки оказавшись рядом, оба гонщика "Ред Булл" вели непрекращающуюся борьбу на трассе, периодически опережая друг друга. Чаще всего это происходило в первом повороте после длинной финишной прямой. Но если более опытный Даниель Риккиардо проводил свои атаки довольно корректно, то вот его юный голландский напарник был явно настроен пожестче.

Уже самый первый обгон, который провел Макс после первого ре-старта, граничил с "фолом", как сказали бы в баскетболе.

И снова Макс выдавливает Даниеля с трассы в зоне первого поворота

Но особенно запомнился обгон, который Риккиардо попытался провести по внешнему радиусу в первом повороте на 34-м круге. Ферстаппен, стараясь не оставить места напарнику, слишком поздно затормозил. Соприкоснувшись колесами, машины австрийской команды едва вписались в поворот на виду у зрителей из фешенебельного паддок-клуба. Макс тут же бросился в контратаку и жестко вытеснил напарника со второго поворота, вынудив того отдать завоеванное преимущество.

Температура взаиомоотношений двух пилотов накалялась. Риккиардо снова предпринял атаку и вышел вперед на 4-ю позицию. Однако в ходе пит-стопа, на который команда "Ред Булл" позвала австралийца первым, Даниель вновь оказался позади напарника. По темпу, с которым шла его машина, было видно, что он быстрее Макса. И, услышав поддержку по радио от своего инженера, согласившегося с неизбежностью провести очередной обгон напарника своего подопечного,  австралиец вновь решается на обгонный маневр в первом повороте. Воспользовавшись слипстримом позади болида напарника, Риккиардо уходит правее на внешний радиус. В ответ Ферстаппен пытается перекрыть траекторию. Для этого он тоже смещается вправо, а затем, увидев, что Риккиардо пытается занять внутренний радиус левого поворота, поворачивает руль влево. Фактически у австралийского гонщика не было возможности избежать столкновения, и обе машины, сцепившись " в братских объятиях",  улетают вдоль по прямой, минуя поворот.

Обидное завершение гонки из-за столкновения, спровоцированное некорректными действиями защищающего свою позицию Макса Ферстаппена. Рассмотрение инцидента было перенесено на время после гонки. И понадобилось еще почти 3 часа, чтобы был вынесен вердикт: виноваты оба. Странное решение при очевидности некорректных действий голландца, дважды изменившего траекторию в ходе защиты своей позиции.

Руководство Азербайджана в ожидании процедуры награждения на подиуме

Такое решение стюардов вызвало неоднозначную реакцию у журналистов в пресс-центре. По правде сказать, поблажки, которые даются юному голландскому дарованию с момента его прихода в Формулу-1, начинают всех раздражать. Фактически то, что прощается Максу, для других не обходится без наказаний. Причем зачастую очень суровых. И этот случай – не исключение.

Вынесенное пилотам "Ред Булл" обоюдное предупреждение не прибавило никому из них ни штрафных баллов в гоночную дисциплинарную копилку, ни приведет к потере мест на старте следующей гонки. Инцидент посчитали исчерпанным. Но осмелюсь предположить, что финальная точка в этом противопоставлении Макса Ферстаппена всему пелотону гонщиков еще не поставлена. Если раньше голландцу откровенно везло, и большинство из его "шалостей" не заканчивались авариями, то в этом сезоне у него не было еще ни одного чистого гоночного уик-энда. Достаточно сказать, что даже в свободных заездах Макс сумел в безобидной ситуации разбить свой болид. И теперь за ним уже прочно закрепилось прозвище "Макс-разрушитель".

Один из героев гонки – "пейс-кар", неоднократно выезжавший на трассу в Баку

Детская болезнь Грожана

Интересным совпадением оказалась еще одна авария. В прошлом знаменитый своими авариями Роман Грожан, повзрослев, стал намного аккуратнее пилотировать, особенно на стартовых кругах. Но в Баку, словно вспомнив свои прошлые причуды, он неожиданно для всех, и в первую очередь для себя, вдруг сорвал свой болид с траектории, следуя в режиме пейс-кара. Обычная процедура, когда гонщики виляют по трассе, пытаясь сохранить рабочую температуру шин при движении на малой скорости, оказалась для француза сложным домашним заданием. Нечто похожее мы видели несколько лет назад в исполнении Грожана и на венгерском автодроме Хунгарорринг. Правда, там были дождевые условия. Здесь же, в азербайджанской столице, Грожан "перестарался" на абсолютно сухой трассе, лишив свою команду "Хаас" заработать такие ценные 8 очков за 6-е место, на котором он в тот момент уверенно находился.

Сотни ликующих болельщиков у подножья подиума

Перестаравшийся Феттель

Режим машины безопасности был продлен еще на несколько кругов, в течение которых маршаллы пытались убрать разбитый болид "Хаас" с трассы. А в это время пелотон следовал за пейс-каром во главе с Вальттерри Боттасом, которому удалось сохранить с самого старта свой первый комплект шин. Это позволило финскому гонщику провести пит-стоп в самых благоприятных условиях и фактически опередить лидировавшего всю гонку Себастьяна Феттеля, который стартовал в Баку с поул-позишн.

Следом за немецким чемпионом ехали в ожидании ре-старта Льюис Хэмильтон и Кими Райкконнен. И когда машина безопасности покинула трассу, а зеленые флаги и фонари маршаллов позволили снова продолжить гонку, британский чемпион решил атаковать своего немецкого конкурента.  Защищаясь, Себастьян Феттель неправильно рассчитал момент торможения в первом повороте и с дымящимися заблокированными колесами проехал далее оптимальной траектории. Это позволило Боттасу, Хэмильтону и даже Райкконнену дружно проехать вперед.

Кими Райкконнену удалось все же финишировать вторым после неудачного старта

А поврежденные при экстренном торможении колеса "Феррари" Себастьяна вызвали излишнюю вибрацию. В итоге немецкому гонщику не удалось даже сохранить свою новую позицию, и он пропустил вперед себя еще и мексиканца Серхио Переса. Трудно сказать, как бы развивались события, если бы Себастьян не ошибся тогда на торможении. Но что было бы уж точно, так это попытки обгонов в первой четверке. Все ехали на свежих шинах, и у каждого из пилотов лидирующих в чемпионате команд "Мерседес" и "Феррари" было свое большое желание победить в этой гонке.

Что такое на самом деле не везет?

И все же, если честно подходить к оценке событий на Гран-при Азербайджана, то больше всех не повезло Вальттерри Боттасу. Перехватив у Феттеля лидерство после аварии пилотов "Ред Булл" и выехавшего пейс-кара, финский гонщик, отлично проводящий этот уик-энд, стал жертвой нелепой случайности. На предпоследнем круге его болид наехал колесами на обломок от одного из пострадавших ранее болидов, и в результате прокола шины Боттасу пришлось просто запарковаться, не доехав до финиша каких-нибудь 10 км.

Победитель Гран-при Азербайджана Льюис Хэмильтон

Весьма красочно Вальттерри сам охарактеризовал случившееся уже в комментариях журналистам после гонки: "Мне ничего не остается делать, как выпить 10 пинт пива и постараться поскорее забыть случившееся". Все понимают, что подобное может случиться с кем угодно в любое время. Так что пожелаем пилоту "Мерседес" в следующий раз просто не иметь подобных проблем.

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter