Дефицит продовольствия в бедных странах из года в год растет

Есть или нет

По итогам 2023-го две крупнейшие международные организации — Всемирный банк и Всемирная продовольственная программа ООН — представили специальные доклады. Выводы и прогнозы ведущих экспертов далеки от оптимистичных. 

Продбезопасность как аксиома

В прошлом году количество голодающего населения в мире выросло почти на семь миллионов, достигнув 333 миллионов человек в 78 странах. Прогнозируется, что ситуация и дальше будет усугубляться: не последнюю роль играют дефицит удобрений, подорожание энергоносителей и многие другие негативные факторы.

Напомним, что Организация Объединенных Наций определила веху для решения глобальной проблемы голода и продовольственной безо­пасности — 2030 год. Верится слабо. Избыток продуктов питания, их чрезмерное потребление на Глобальном Севере при острейшем дефиците продовольствия на Глобальном Юге пока не побуждают богатые страны делиться избытками с бедными народами. Такой эгоизм развитых государств вызывает неприятие, потому что около 30 % продовольственных товаров прямиком из магазинов идет на свалки. При этом, сообщает Всемирный банк, по состоянию на декабрь 2023 года почти 30 стран ввели 44 ограничительные меры на прод­экспорт.

Нужна конкуренция

Наталья Киреенко, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационного развития АПК Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК БГАТУ, комментирует: 

— В 2015 году в ООН была принята повестка-2030, направленная на устойчивое развитие всей мировой экономической системы и решение проблемы продовольственной безопасности на планете. Для реализации этих целей предлагается немало направлений, но на сегодняшний день решение продовольственной безопасности в мире не достигнуто.

Наталья Киреенко обращает внимание на факторы, которые влияют на ситуацию: 

— Хотелось бы выделить экстремальные погодные условия, оказывающие серьезное негативное влияние и на урожайность, и на общий валовой сбор продукции зерновых, масличных и других культур. Второй момент — торгово-экономические барьеры, возникающие между странами. В том числе это санкции в отношении Беларуси и России, касающиеся удобрений. 

Эксперт уверена, что одна из проблем возникновения забастовок фермеров в Европе заключается в том, что ­товаропроизводители при высокой цене на удобрения не могут приобрести их в полном объеме и внести в почву, таким образом они недополучают урожай, и снижаются объемы производства. А элементы государственной поддержки, субсидии, обещанные со стороны своих правительств, они недополучили. В итоге кризисное отношение между товаропроизводителем и властью. Все это ­влияет на конечную розничную цену. И она растет. 

— Политика, которая сейчас проводится Беларусью именно по калийным удобрениям, как раз и направлена на восстановление прежних объемов экспорта, — продолжает Наталья Киреенко. — Западные товаропроизводители понимают, что без удобрений не может быть и речи об урожайности, объемах производства. Поэтому одна из главных задач, которая решается в рамках забастовок в ЕС, — снижение цен на удобрения. А для этого нужно снять санкции с нас и допустить на мировой рынок больше производителей удобрений, ведь конкуренция подстегивает к снижению цены.

Ключевые риски 

Рост нищеты, неравенства, а также серьезный разрыв между слоями общества, отсутствие финансовой доступности для многих категорий граждан, нехватка товаров первой необходимости — все это реалии нынешнего мира. Кроме того, видны и другие ключевые проблемы 2024-го. Это макроэкономические риски: общая мировая инфляция и, конечно, международные цены на продукты питания, которые после 2022 года немного снизились, но все равно остаются высокими. Это затраты на энергоресурсы, логистику и увеличение объемов производства продовольствия в связи с ростом численности человечества. 

Наталья Киреенко обращает внимание также на такой момент, как урбанизация: 

— Этот процесс начался полвека назад, но именно сейчас идет серьезное перемещение населения из сельской местности в города. Снижение работников на селе сказывается на объемах производства продтоваров. 

Год качества — социальный ориентир 

Что касается Беларуси, на данный момент у нас проделана колоссальная работа по интенсификации сельского хозяйства. Понятно, на этом останавливаться нельзя, нужно двигаться вперед, развивая новые направления, связанные с цифровизацией отрасли, расширением ассортимента выпускаемой продукции. ­2024-й — Год качества. Он как раз подчеркивает, что у нас есть много резервов и возможностей для того, чтобы совершенствовать агропромышленное производство, обеспечивая выпуск качественной и безопасной отечественной продукции. В этом заинтересованы и наши, и иностранные потребители. 

Наталья Киреенко отметила и трудности прошлого года: погодные риски влияли на сельское хозяйство Беларуси, но результат работы сельхозотрасли остался положительным. Так, удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП страны составил 7,2 %:

— Сельхозотрасль остается валообразующей и экспортно ориентированной. 

У Беларуси высокий уровень самообеспечения продовольствием. Он составляет свыше 96 %. Более 72 % отечественной продукции реализуется в Российской Федерации. Это говорит о том, что в рамках ЕАЭС и Союзного государства взаимная торговля между странами очень активная, подытоживает эксперт.

ДОСЛОВНО

Согласно статистике, в 2022 году правительства богатых стран в общей сложности израсходовали на субсидии своим фермерам более 507 миллиардов долларов. Однако на поддержку сельхозпроизводителей в бедных государствах в тот же период было направлено лишь 4,3 миллиарда долларов.

ЦИФРЫ

По расчетам ООН, количество голодающих в мире увеличивается. В основном за счет стран Африки и Азии. К 2030 году численность населения в этих регионах превысит миллиардов человек при общем населении планеты к тому времени 8,5 миллиарда, и вопрос голода в мире станет еще острее.

savostenko@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter