Недавно на одной из мужских вечеринок давний приятель, бывший работник правоохранительных органов, поинтересовался: не знаю ли я, почему на белорусском телевидении показывают не все политические ток-шоу, которые выдают в эфир российские журналисты и телеведущие. «А ты в цирк сходи, если соскучился по балагану», — пошутил другой товарищ.
Разговор как-то не завязался. Заговорили о другом. Попозже подумалось, что тема тут есть. Сегодня у людей случайных вопросов не бывает. В самом деле: почему на национальном телевидении нет таких острых политических программ, как, скажем, «60 минут», что ведут Ольга Скабеева и Евгений Попов или Владимир Соловьев на канале «Россия»?
Считаю, что с профессиональной точки зрения мы поступаем правильно. Для нормального человека, в том числе и явно политизированного, вполне хватает того, как во многих передачах сотрясают воздух упомянутые коллеги. Наше телевидение, как думается, только на первый взгляд выглядит несколько леноватым и скуповатым на эмоции. На самом деле это вполне нормальная тактика — реагировать лишь на действительно значимые проблемы и вопросы.
Ныне зритель — стреляный воробей. Его трудно развести. Ну что толку с того, как по воле тех же наших коллег во всех передачах без умолку сотрясал воздух Владимир Жириновский. Трудно припомнить, когда и кому еще давали такую возможность попиариться. И что? Результаты выборов все и всех расставили по местам.
Разумеется, многие из вопросов, которые поднимаются и комментируются, в том числе и толковыми экспертами на российских ток-шоу, занимают и белорусов. Ну и хорошо. Пусть здесь поработают и на нас.
Ни в коем случае не хочу выглядеть этаким обиженным гурманом от политики. Скорее, наоборот — во многом понимаю российских коллег. Западная медиаиндустрия конкретно и плотно обложила своим пропагандистским влиянием их страну и ее лидера. Сегодня уже никто не стесняется называть ситуацию на мировом дворе холодной войной. Некоторые называют ее ледяной. Как тут отмолчишься! Самому надо идти в бой и работать на опережение. Однако порой недоумеваешь… На войне должно быть как на войне. Но нередко видим, как на таких передачах ведущие, играя в якобы демократию и свободу слова, дают возможность говорить тем, кто с неких якобы либеральных позиций критикует существующую власть намного сильнее и оскорбительнее, чем те, кто стоит на ее позициях. Понятно, что плохие новости и критика продаются лучше, а значит, и покупаются потребителями. Но никто не отменял и истину — капля камень точит. Тем более сегодня, когда многие процессы протекают стремительно и неожиданно. Вот и думаешь: а не заигрались ли на таких ток-шоу в демократию?
Недавно на одной из передач Владимира Соловьева его гость, эксперт и политолог российского происхождения, но ныне гражданин США Николай Злобин, прямо сказал, что русофобия в Европе была всегда. Но опасность в том, добавил он, что сейчас в нее хотят вовлечь большие народные массы, то есть избирателей.
Вопрос из зала: «Не считаете ли вы, что в таком случае следует прямо говорить о пропаганде и навязывании расизма? Вот уже раздаются голоса в той же Великобритании о том, что детей русских по национальности родителей следует обучать в отдельных, изолированных школах».
Что можно ответить на такой вопрос? Или еще. Недавно во Франции была зверски убита пожилая женщина-еврейка, прошедшая в том числе и фашистские лагеря. Преступление было определено как совершенное на почве антисемитизма. Почему же это событие не вызвало должной реакции в соответствующих еврокомиссиях, где принято громко реагировать на каждый чих в якобы тоталитарных режимах? Не так ли начиналось победное шествие нацистов по довоенной Европе?
Законный вопрос: почему до сих пор те же еврокомиссии продолжают безучастно смотреть на шествия былых эсэсовцев в Прибалтике и нынешних последователей Бандеры и Шукевича в Киеве? Тогда по каким стандартам и лекалам живут и работают эти великие учителя западной демократии? И к чему приведет их лицемерие? На сей счет даже появилась горькая шутка: «Не пугайте страуса — пол бетонный».
Известный гуру российской журналистики Виталий Третьяков недавно отметил, что идет в прямом смысле информационная война. А это прежде всего — страх, ненависть, злость, и к этому следует относиться соответственно. Все верно. Добавим, что в основе большинства приемов этой войны лежит ложь. Она — кругом, куда ни кинь взгляд. Приведем один из последних примеров.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг в интервью Voice of America, комментируя слова Владимира Путина в адрес Запада по поводу попыток дестабилизации ситуации в России с помощью спекуляций, заявил, что «правда заключается в том, что НАТО отвечает на агрессивные действия России в Украине, причем делает это пропорционально и с позиций обороняющейся стороны».
Вопрос из зала: «Господин генерал! Но ведь Беларусь не проявила никакой агрессии, пользуясь вашей терминологией, в Украине. Почему вы тогда укрепляете военную мощь в Польше на границе с нашей страной?»
Еще вопрос: «Выходит, НАТО напоминает неких агнцев с математическим уклоном и вовсе не окружало все эти годы наше Союзное государство со всех сторон военными базами?»
К слову, в той же публикации лидер этого военно-политического блока предупредил, что, по их данным, в Украине есть реальная угроза возобновления тяжелых боев, и призвал все стороны соблюдать минские договоренности. Но что-то не слышно серьезного осуждения таких приготовлений военных… Потому и закрадывается вполне обоснованное предположение, что натовцев и их хозяев вполне устраивает кровавая гражданская война у границ России и Беларуси.
Ныне в информационных войнах тон задает интернет. Товар интернета — эмоции. Туда уходят в том числе и материалы упомянутых в начале этих заметок политических ток-шоу. Их, понятно, можно слушать и смотреть. Больше или меньше. Лучше, конечно, не на сон грядущий. В цирке тоже не всегда весело. То животных жалко, то клоун нахамил. А еще не следует забывать, что эмоции — это одно, а реальность чаще другая. Словом, никто не отменял постулата — иметь свою голову на плечах…
Анатолий ЛЕМЕШЁНОК, председатель Белорусского союза журналистов
Почему на национальном телевидении нет таких острых политических программ, как в России?
Эмоции не заменят реальности
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.