Во время интервью.
На пленарном заседании руководитель белорусского Совмина отметил, что наша страна уже выполняет ряд заказов для российского авиапрома по изготовлению деталей, сборочных единиц, услуг:
— Поработав в этой сфере, лучше поняв возможности друг друга, мы пришли к совместному решению о том, что необходимо расширять горизонты партнерства.
И тут стоит сказать, что комплексная программа сотрудничества между Беларусью и Россией в сфере авиастроения подписана в рамках выставки, которая, по мнению белорусского Премьера, придаст еще больший стимул этой работе.
Также он проинформировал участников сессии, что стороны приняли решение о реализации в Беларуси совместного проекта по производству двухмоторного легкого многоцелевого самолета:
— Этот важнейший проект ознаменует переход нашей страны в клуб стран-авиапроизводителей при поддержке России.
Деталями реализации этого проекта Роман Головченко поделился в интервью телекомпании РБК:
— Самолет построить — это всегда дело долгое и хлопотное. Но тем не менее мы все хотим сделать быстро, — заинтриговал по срокам он, а также рассказал, как родилась идея серийной сборки самолетов в нашей стране. — На самом деле в республике никогда не было собственного производства авиационной техники, но у нас десятилетиями функционировали очень крупные авиаремонтные предприятия военного и гражданского назначения: Минский завод гражданской авиации ремонтировал всю линейку самолетов Туполева, соответственно, Барановичский авиаремонтный завод — большое семейство самолетов Сухого, Микояна и т.д.
Премьер-министр констатировал, что серьезные компетенции в этой сфере были наработаны достаточно давно:
— И когда Российская Федерация приняла правильное решение сконцентрировать усилия на развитии собственного авиапрома, конечно, потребовалась помощь технологических партнеров (потому что задача очень амбициозная и надо было серьезно раскачать мощности).
Руководитель Правительства сообщил, что белорусские предприятия (имеющие определенные компетенции в этой сфере) активно включились в программу изготовления узлов, агрегатов, комплектующих для российских авиастроительных предприятий.
Посещая во главе правительственной делегации Казанский, Ульяновский авиационные заводы и аналогичное производство в Уфе, по мнению Премьер-министра, фактически нарабатывался пакет заказов:
— И сейчас мы превратились в одного из изготовителей комплектации для российской военной и гражданской авиации. Но потом подумали: «А почему бы нам не пойти дальше?» Ведь задача, которая стоит сейчас перед Россией, — это создание огромной линейки самолетов (от МС-21 до небольших самолетов типа «Байкал», которые в ближайшее время начнут серийно производиться в Екатеринбурге).
По словам Романа Головченко, предложение о готовности участия белорусской стороны в амбициозной программе развития самолетостроения было озвучено российским коллегам:
— Мы готовы оказать российскому авиапрому техническую и технологическую помощь, а заодно и реализовать свои давние мечты о том, чтобы стать полноценной авиастроительной державой. Мы готовы и хотим выпустить собственный летательный аппарат, разработанный в кооперации с российскими партнерами, а российская сторона фактически отдает на аутсорсинг, если так можно сказать, свою разработку. Поэтому сейчас мы находимся в активной фазе планирования так называемого бизнес-плана по данному направлению.
Также белорусский Премьер подчеркнул, что самолет будет разрабатываться совместно со специалистами Уральского завода гражданской авиации:
— Мы поставили перед собой целью завершить опытно-конструкторскую работу за три года, включая изготовление четырех опытных образцов и начало летных испытаний.
Он уточнил, что самолет начнут разрабатывать не с нуля: в нем будут использованы наработки российских авиастроителей в рамках самолетов «Байкал» и «Ладога», поэтому многие узлы будут взаимозаменяемы.
Роман Головченко обратил внимание на еще одну важную деталь реализации проекта:
— Мы входим в опытно-конструкторскую разработку, т.е. не покупаем лицензию: белорусские и российские конструкторы совместно будут осуществлять разработку самолета. Параллельно будем докладывать Главе государства и изыскивать источники финансирования для строительства предприятия, которое займется серийным выпуском самолета.
В завершение Роман Головченко высказал уверенность, что через четыре года первый российско-белорусский самолет взлетит в небо Союзного государства.
С таким оптимистичным прогнозом солидарен и вице-премьер — министр промышленного развития и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Отвечая на вопрос белорусских журналистов о том, сколько, по его мнению, времени потребуется на выпуск совместного продукта, он пояснил:
— Создание любого летательного аппарата зависит от того, на какой стадии находится технологический уровень, есть ли школа. Сегодня можно говорить о том, что в Беларуси отработана технология производства компонентов и элементов. В России есть школа, включая школы производства всех систем и двигателей. Поэтому вместе мы сможем сократить сроки с традиционных 8 до 4–4,5, максимум 5 лет.
Что касается взаимодействия сторон в космическом сегменте, стороны работают по всем аспектам — от отправки белорусского космонавта в космос до совместного производства спутников, микроэлектронного компонента, того, что сегодня востребовано, отметил глава минпромторга России:
— Мы с Петром Александровичем (Пархомчиком, заместителем Премьер-министра Беларуси. — Прим. ред.) закрепили новое направление — станкостроение.
В рамках деловой программы по линии Правительства, помимо комплексной программы сотрудничества в сфере авиастроения, подписано также соглашение о сотрудничестве в области станкоинструментальной промышленности.
— Без наличия собственных основных фондов невозможно говорить о развитии обрабатывающей промышленности. Это база для всех отраслей. Поэтому мы будем активно развивать этот совместный проект, — заключил он.
anufrieva@sb.by