Большая либерализация бизнеса, объявленная в прошлом году, повлекла за собой закономерный всплеск деловой активности. Свою роль сыграл и вступивший в силу на этой неделе Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Но преодоление административных барьеров и шлифовка остающихся шероховатостей не прекращаются.
Бизнес–активизация по всей стране налицо. В Лидском районе сегодня работают более тысячи частных юрлиц и порядка 5 тысяч ИП. В Гомеле возник уникальный магазин для ремесленников, уже объединивший семь десятков народных умельцев. Причем не только гомельских, но и из Речицы, Быхова, Бобруйска, Минска и даже Санкт–Петербурга. В Новополоцке запущен новый производственный цех частного предприятия, продукция которого — нижнее белье — шьется для фирмы из Дании. А мозырский бизнесмен Александр Русецкий разработал грандиозный план — восстановить на берегу Припяти исторический комплекс зданий, создав там культурное и деловое пространство с уклоном на историю и бизнес–стартапы.
Словом, деловая активность, как и сама жизнь, крайне многообразна. Но в этом есть и сложность. Предусмотреть даже в большом пакете документов буквально все ситуации и нюансы вряд ли возможно. Впрочем, если предприниматель видит, что в каком–то аспекте, как говорится, гладко было на бумаге, но сложности остаются, ситуация поправима. Национальный центр законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) открыл специальную рубрику «Дебюрократизация административных процедур и улучшение бизнес–климата в Республике Беларусь».
Ее цель — изучить проблемы применения новых актов в сфере развития бизнеса. У вас есть информация о случаях неоднозначного толкования «предпринимательских» декрета и указов на практике? Или необоснованного привлечения ИП и граждан к административной ответственности? Несоблюдения сроков и порядка проведения проверок? Знаете о других нарушениях? Сообщить об этом можно в НЦЗПИ, заполнив специальную электронную форму в этой рубрике на его сайте.
«Указанная форма предназначена для облегчения направления предложений по совершенствованию законодательства, — сообщается на сайте центра. — В ней не требуется обязательное указание всех реквизитов (фамилии отправителя, сведений о его месте жительства, его электронного адреса)». То есть даже если автор пожелает остаться неизвестным, полученная от него информация не пропадет. Она будет использована для обобщенных выводов при совершенствовании правового регулирования административных процедур, а также для устранения излишних административных барьеров и других проблем на пути развития бизнеса.
Конечно, и в деловой среде проблема проблеме рознь. На днях в редакцию позвонили несколько индивидуальных предпринимателей из Борисова, озабоченных возможным закрытием нынешним летом местного рынка «Стадион». При этом претензии на снижение потока покупателей эти ИП адресовали... крупным торговым центрам. Мол, именно из–за них челноки вынуждены сворачивать свою торговлю. Откровенно говоря, особую предприимчивость в словах этих ИП и их действиях усмотреть сложно. Бизнес эволюционирует, и не ломать же сегодня современные центры, возрождая бессистемную и дремучую палаточную торговлю. А вот другой пример. 28–летний Максим Давиденко — владелец мастерской по замене текстильной фурнитуры (молний, бегунков, кнопок), изготовлению ключей и домофонных чипов в Барановичах. Работает уже более 10 лет. При этом постоянно совершенствует свое дело, четко определив его формулу успеха:
— Сами клиенты подсказывают, в каком направлении нужно развиваться. Ко мне не раз заходили горожане и просили заменить батарейку в часах. В результате в список своих услуг я добавил еще и эту. Цены поднимать не спешу. Легче заработать на количестве клиентов, а не на стоимости услуг. И нужно обязательно чутко реагировать на потребности людей. Нужна какая–то новая услуга — включайте ее в свой список. От этого, безусловно, будет расти и доход.
osipov@sb.by
Предложения о дебюрократизации бизнеса внести может каждый
Дебюрократизация бизнес–класса
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.