За год Витебским облисполкомом принято решение о прекращении переписки в отношении почти 100 заявителей. Причина? Несмотря на уже проведенные проверки и полученные ответы, люди вопреки всему настойчиво продолжали добиваться своего. Того, что по закону им никак не положено. Отдельные граждане не устают периодически рассылать по нескольку десятков жалоб в различные инстанции в надежде, что вода и камень точит. К сожалению, зачастую при этом они сами нарушают закон и в итоге подлежат ответственности за клевету и дачу ложных показаний. Примечательно, что большинство заядлых жалобщиков — люди пенсионного возраста. Отчего так происходит? В спорных ситуациях разбиралась журналист «Рэспублікі».
За год Витебским облисполкомом принято решение о прекращении переписки в отношении почти 100 заявителей
Бег по кругу
Упрямых заявителей, фамилии которых то и дело отвлекают от работы одновременно по 3—5, а то и больше инстанций различных уровней, в стране немало. На то, чтобы убедить их в незаконности требований, иногда уходят годы. Представляете ту кипу бумаг — ответов, пересылок и переписок, что беспрерывно курсирует туда-сюда-обратно? Причем изощренные жалобщики давно научились обходить закон. Информация не подтверждается, и вы хотите прекратить с ними переписку? А вот и не получится. К старой легенде специально добавляется свежее предположение. И закрутился маховик по-новому… Тем более что далеко не каждая инстанция, получив в течение года три и более необоснованных обращения от одного и того же автора или же разбираясь в заведомой лжи, захочет в итоге через суд взыскать расходы, вызванные никому не нужным «расследованием». Хотя имеет на это полное право. Вот и остаются кляузники безнаказанными. И продолжают оттачивать свое мастерство в эпистолярном жанре по самым разным поводам. Зато им жить не скучно.
От жалобы до клеветы
Недавно в Витебске рассматривали необычное административное дело. В статусе потерпевшего — начальник отдела по борьбе с организованной преступностью 7-го управления (по Витебской области) ГУБОПиК МВД Руслан Баязитов. Он был вынужден подать заявление о привлечении к ответственности матери уже осужденного бандита, лидера преступной группировки, за клевету и оскорбления. Сначала женщина писала жалобы в Следственный комитет, прокуратуру и другие учреждения на то, что ее сына незаконно якобы арестовали, а материалы дела сфальсифицировали. Многочисленные проверки на самых высоких уровнях, а впоследствии и суд, доказали обратное. После рассмотрения кассаций обвиняемого и его родственников в областном и Верховном судах приговор оставили в силе. Пришло время конфискации имущества. Мать и бывшая жена осужденного захотели отвоевать дорогостоящий коттедж, заработанный преступным путем, и подали иск. Ответчики — налоговая инспекция, Следственный комитет и МВД. Министерство внутренних дел делегировало в суд своего представителя — Руслана Баязитова. Сразу после заседания по отношению к подполковнику мать преступника устроила настоящую травлю: звонила ему самому, его руководству и даже супруге, оскорбляя и обвиняя начальника отдела по борьбе с организованной преступностью во всех смертных грехах. Но не предусмотрела главного: разговоры оказались записанными. Пришлось официально извиниться и выплатить энную сумму. Правда, по просьбе сотрудника милиции, который был вполне удовлетворен принесенными ему извинениями, суд назначил клеветнице минимальный штраф.
Отдельные граждане не устают периодически рассылать по нескольку десятков жалоб в различные инстанции в надежде, что вода и камень точит
Преступление, которого не было
Вот уже третий год подряд строчит свои жалобы и 70-летний житель одного из райцентров Витебской области. Настойчиво утверждает: его избили сотрудники милиции. В машине и в «дежурке». Все это случилось после того, как пенсионера задержали по причине громкого скандала с односельчанами, которые, кстати, и позвонили в 102. У милиционеров другая версия. Ударов задержанному никто не наносил, а физическая сила была применена, так как нарушивший закон гражданин оказал сопротивление и не подчинился законным требованиям. Пришлось надеть наручники.
За два с лишним года проведено несколько экспертиз, допрошены десятки свидетелей. Доказаны лишь два кровоподтека на теле хулигана, которому в итоге суд присудил штраф в 90 рублей. А еще официально установлены множественные факты бунтарского характера дедушки. Начиная от оскорблений и рукоприкладства в адрес соседки, про которую он распускал нехорошие слухи, до симуляции потери сознания, нецензурной брани в райотделе милиции и желания проходить допрос исключительно в лежачем положении на полу кабинета (так, мол, удобнее). Свою несдержанность пенсионер красноречиво показал и в других инстанциях, занятых в этом деле. Обвинял их в сговоре, вырывал бумаги, требовал неположенное…
В УВД рассказывают: чтобы более точно установить истину, сотрудникам райотдела, обвиняемым в избиении, а также истцу, не устающему писать жалобы и заявления, предложили пройти проверку на полиграфе. В отношении милиционеров полиграф подтвердил правдивость их показаний, а вот дедушка… наотрез отказался от проверки. Сейчас областное управление внутренних дел прекратило с этим заявителем переписку, так как все излагаемые им факты проверены уже по десятку раз, но своего подтверждения так и не нашли.
Трудно представить себе, сколько придется заплатить пенсионеру, если будет принято решение о выставлении ему счета за работу всех комиссий, экспертиз, накладных расходов на выезды и командировки должностных лиц, задействованных в проверках заведомо ложных обвинений.
Закон бумеранга
Очень часто руками силовых и контролирующих ведомств со своими оппонентами исподтишка пытаются разобраться банальные завистники. Заявления на соседа в многочисленные структуры разослал пенсионер из пригородной деревни. Он утверждал: человек, живущий за забором, воспользовался своим служебным положением (работает в дорожной отрасли. — Авт.) и украл машину бетонно-асфальтной смеси. Благоустроил двор. Тревожный сигнал тут же проверили — все документы у мнимого расхитителя в порядке. Еще задолго до асфальтирования приусадебной территории он сделал официальную заявку на материалы. Во время проведения работ на строительстве одной из дорог в машине осталось нужное количество смеси. Вот и выгрузили ее коллеги во двор товарищу при возвращении на базу. Материал был вовремя оплачен.
Соседу прислали официальный ответ, где поблагодарили за бдительность и разъяснили ситуацию. Но в законопослушность односельчанина тот так и не поверил. Продолжает писать. Кстати, одна из мастериц эпистолярного жанра недавно попалась на собственную удочку. Написала десятки жалоб на соседку по даче — та, мол, загрязняет ее окна и всю деревню дымом из бани. Жить невозможно, дышать — тем более. Проверки, обследования, попытки примирить воюющие стороны… А в один из нежданных приездов очередная комиссия застукала бабку-жалобщицу на «горяченьком» — та не успела вовремя спрятать от чужих глаз мини-завод по производству самогона. Вызвали милицию… Закон бумеранга? Стоит, пожалуй, и другим подумать о его неотвратимости, прежде чем строчить очередную кляузу.
a_veresk@mail.ru
Мастера эпистолярного жанра: кто пишет жалобы и зачем
Бумага терпит все
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.