Думали ли вы о том, что создание беспилотного автомобиля — вопрос не только технический, но и моральный?
Над созданием такого автомобиля работают многочисленные корпорации по всему миру. Европейское патентное ведомство подсчитало: число заявок на патенты, связанные с самоуправляемыми автомобилями, за семь лет выросло почти в четыре раза: если в 2011 году их было 922, то в 2017–м уже 3.998. Показательно, что автомобильных концернов в первой пятерке нет: все они уступают производителям электроники, чипов, телекоммуникационного и компьютерного оборудования. Потому что беспилотные автомобили — это не только про колеса и моторы. Патенты европейских разработчиков чаще связаны с системами автоматизированного управления и идентификации, со сбором данных о ситуации на дороге, их анализом и принятием решений. Принятие решений едва ли не самая сложная часть проекта.
Если вдруг, находясь за рулем, вы видите вынырнувшего из зимней тьмы прямо у вас перед носом пешехода, что сделаете? Правильно: резко дадите по тормозам, и даже если в вас врежется идущий сзади автомобиль, успокоит мысль, что никто не погиб. Это решение — отражение тех моральных принципов, в которых вас, я надеюсь, воспитали: человеческая жизнь — важнее самого дорогого металла. А если, например, у вас отказали тормоза, и ваш выбор — задавить пешехода или развернуть машину на остановку, где стоят несколько человек? А если этот неосторожный пешеход — беременная женщина или ребенок? А на остановке — сплошь пенсионеры? Ну как — выбор сделать труднее? Успокоить могу тем, что не только вам это трудно: над вопросом какой год бьются все (все!) разработчики беспилотных автомобилей. И знаете, что самое интересное? (И, кстати, самое тревожное тоже — если, конечно, вас волнуют вопросы морали). Что ответ во многом зависит от того, где живет разработчик. Ученые даже эксперимент специальный провели.
Размах эксперимента (результаты опубликованы в журнале Nature) впечатляет: полтора года, 233 страны, более 40 млн ответов. Оказалось, что моральные приоритеты сильно зависят от того, в какого типа стране проживает отвечающий. Тип определяется не географией, а сознанием: Франция, например, оказалась страной южной, Египет — восточной. Жители западных стран предпочли бы спасти молодых, в восточных странах — пожилых, южане — женщин, детей и — внимание! — людей с более высоким социальным статусом (интересно, как его определить в темноте?). Восточных жителей не волновало количество спасенных жизней, жители Финляндии и Японии не слишком сочувствовали пешеходам, переходящим дорогу в неположенном месте, а для нигерийцев и пакистанцев все пешеходы были равны, даже если нарушали.
Интересно, что опрос 2016 года выявил другой любопытный парадокс: с одной стороны, люди говорили, что беспилотные автомобили должны быть запрограммированы на спасение жизни пешеходов в первую очередь. С другой, признавались, что не будут покупать автомобиль, если он запрограммирован именно так.
Так готовы ли вы отдать жизнь в руки машины?
plesk@sb.by
Создание беспилотного автомобиля — вопрос не только технический, но и моральный
Без пилота
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.