Важность сферы образования сегодня как никогда высока. Новые технологии повсюду — от роботов на производстве чипов до наноматериалов в быту. И чтобы найти себя на рынке труда, нужны широкие знания. В Беларуси выстроена стройная многоуровневая система обучения. После 9-го класса можно уже постигать премудрости профессии с последующим переходом на новые образовательные ступени, а можно получить после 11-го класса школьный аттестат и дальше думать о продолжении обучения в колледжах, вузах. Сейчас в наших учебных заведениях горячая пора — они перешли на прием будущих учащихся. Как идет этот процесс?
![](/upload/iblock/c46/fgkj37pf2du6h5t1zkdgv85gzvi59bxh.jpg)
Александр Лукашенко:
— Отечественное образование должно отвечать запросам белорусской экономики. А это дорога с двусторонним движением. Кто, если не руководство предприятий, знает, в каких кадрах нуждается отрасль. И помним, что вся система образования должна быть устремлена в будущее, формировать работника нового типа, грамотного, гибкого, инициативного, готового жить и трудиться в открытом информационном обществе. Касается всех специальностей, от комбайнеров и строителей до врачей.
31 марта 2023 года, из Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию.
— Отечественное образование должно отвечать запросам белорусской экономики. А это дорога с двусторонним движением. Кто, если не руководство предприятий, знает, в каких кадрах нуждается отрасль. И помним, что вся система образования должна быть устремлена в будущее, формировать работника нового типа, грамотного, гибкого, инициативного, готового жить и трудиться в открытом информационном обществе. Касается всех специальностей, от комбайнеров и строителей до врачей.
31 марта 2023 года, из Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию.
Найти свое дело
Третьекурсник Минского государственного колледжа инновационных строительных технологий имени И. М. Жижеля Павел Гандыш в этом году стал победителем в компетенции «Кирпичная кладка» V Республиканского конкурса профмастерства ProfSkills Belarus 2023. Говорит, все началось со дня открытых дверей. Во время учебы в 9-м классе попал в колледж. Профессия каменщика сразу приглянулась.— Практики во время учебы было много. На первом курсе — месяц, на втором — три и на последнем — восемь месяцев, — отмечает Павел.
Благодаря часам, проведенным с молотком, уровнем и кельмой, парню удалось добиться высоких результатов в конкурсе:
— Мой руководитель сам брал первые места в конкурсе и меня подготовил по высшему разряду.
![](/upload/iblock/027/u9wslgcm3cj7290ucrusq9wk6mde7d2s.jpg)
Алена Володько стала призером в компетенции «Флористика». За плечами — филиал БНТУ «Минский архитектурно- строительный колледж». Правда, проекты домов Алена променяла на цветочные композиции, к которым всегда неровно дышала. Карта легла таким образом, что сначала девушка устроилась в столичный салон цветов, где ее обучили азам, а затем прошла трехмесячные курсы в школе флористики.
— Отличие в том, что флористы занимаются в большей степени букетами, а дизайнеры могут, помимо букетов и различных цветочных композиций, оформлять локации цветами, — поясняет мастер. — Многие думают, что собрать букет просто. На самом деле это не так. Все растения, которые есть в композиции, находятся там не просто так, есть определенный расчет, иерархия растений, подборка цветов.
К слову, девушка уже успела поучаствовать не в одном профессиональном конкурсе. Говорит, находиться среди единомышленников — самая большая мотивация для развития своих навыков.
![](/upload/iblock/40d/5kx4mxo8yucknbvne44kgogvzd7lsze1.jpg)
Учебный план
На рынке труда сегодня много вакансий. Заместитель начальника управления персонала ЗАО «Атлант» Вадим Микулич констатирует, что заводу необходимо 200 слесарей-сборщиков и потребность в таких специалистах не только на этом предприятии:— Наш основной поставщик таких кадров — Минский государственный механико-технологический колледж. Группа — 25 человек. Все получают параллельно две профессии —слесарь-сборщик и машинист холодильных установок. Но стоит понимать, что не все пойдут работать по первой специальности, кто-то выберет вторую. Так вот в прошлом году мы забрали практически всю группу — 18 человек при потребности 200.
Ежегодно на Белорусский автомобильный завод из средних специальных учреждений образования приходит работать по 70—80 человек, после окончания профессионально-технических учреждений образования — 80—90. Три года назад предприятие начало заключать целевые договоры по специальностям, которые на производстве наиболее востребованы.
— В нынешнем году цифра выросла до 40 человек. Все места были закрыты еще зимой, — рассказывает начальник бюро подбора персонала Белорусского автомобильного завода Людмила Прохоренко. — Больше всего договоров заключили с будущими электросварщиками — 15. По восемь договоров — со станочниками широкого профиля, слесарями-ремонтниками и слесарями-инструментальщиками. Это то, что касается специалистов среднего звена. В текущем году больший упор на целевое обучение делается и в высшем образовании. И такой подход показывает свою эффективность.
Акцент на практике
В Беларуси, например, подготовку на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования осуществляют около 300 учреждений образования. Бюджетные места обеспечены заявками от работодателей. Заместитель начальника главного управления профессионального образования — начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова рассказала вот что:— В целом на уровне профессионально-технического образования 95 % специальностей и квалификаций являются остро востребованными. Сфера транспорта нуждается в водителях, слесарях. Промышленности необходимы операторы станков с программным управлением, фрезеровщики, токари. Сельскому хозяйству — трактористы и так далее.
— Как выстроено взаимодействие с заказчиками кадров?
— Они прогнозируют кадровую потребность. И от них зависит, какие специальности появятся в образовательных учреждениях и какие будут цифры приема. Что касается новых компетенций, чтобы открыть группу за счет бюджета, необходимо не менее 80 % заявок от работодателей.
Также они участвуют в разработке образовательных программ. Мы имеем систему практик, которые проводятся как в учреждениях образования, так и на производстве. Что касается уровня ПТО, там практика доходит до 60 %, на уровне ССО — до 50 % от профессионального компонента. Говоря о соотношении теории и практики, подчеркну, что на базе ПТО и ССО, если поступили после 9 классов, есть еще и получение общего среднего образования.
У ребят на уровне ПТО есть возможность получать на практике денежное вознаграждение, на уровне ССО на практике с ними могут заключаться трудовые договоры. Размер оплаты зависит от финансовой ситуации на предприятии.
Аттестат имеет значение
— Какие новшества вступительной кампании для получения профобразования в этом году?— Впервые колледжи смогут увеличить контрольные цифры приема на востребованные экономикой специальности. Речь идет только о профессионально-техническом образовании. Например, изначально набирается группа операторов станков с программным управлением — 25 человек, а заявок от работодателей в разы больше, так как эта квалификация востребована заводами, которые модернизировали свое производство и установили станки с программным управлением. Конкурс на эту специальность, допустим, получился 1,5, то есть подали документы больше людей, чем планируется взять. В этом случае есть возможность увеличить контрольные цифры приема. Таким образом, наша экономика через три года получит больше востребованных на рынке рабочих.
Теперь в учреждения среднего специального образования принимают по конкурсу среднего балла документа об образовании как на основе 9 классов, так и на основе 11 и профессионально-технического образования. Ранее абитуриенты, поступавшие на основе общего среднего образования, сдавали два предмета на ЦТ, а на основе профессионально-технического образования — вступительные испытания. Теперь же их будут ранжировать в зависимости от среднего балла документа об образовании. Но вместе с тем сохранятся внутренние экзамены на творческих специальностях и специальностях сферы физической культуры и спорта.
Также в этом году увеличена доля набора на базе 9 классов как на уровне профессионально-технического, так и среднего специального образования — примерно на 12 %.
Стоит отметить, что есть колледжи, где проходные баллы близятся к 10. И туда поступить не так-то просто. Например, в филиале БГУИР — Минском радиотехническом колледже — проходной балл на базе 9 классов на специальность «информационные технологии» в прошлом году был 9,9. Традиционно в юридические, медицинские, педагогические колледжи баллы держатся на уровне 9. В сфере искусств, транспорта, IT высокие проходные баллы.
Для многих колледж становится трамплином. На уровне профессионально-технического образования учащийся получает две-три рабочие профессии одновременно. И такому выпускнику будут рады многие предприятия. Что касается непрерывной системы образования, есть возможность перехода с уровня на уровень. Все линейные руководители, окончившие ПТО, а потом ССО или вуз, представляют производство, скажем так, с низов. С практической точки зрения, такие люди наиболее грамотно руководят процессами на предприятиях.
Целевой подход
В вузах констатируют: поток абитуриентов увеличивается. В приемную комиссию необходимо представить три сертификата — два по ЦЭ, один по ЦТ. Тем, кто давно окончил школу, — сертификаты трех ЦТ.![](/upload/iblock/f4c/yx0fvpqcksueipvvbks0uwh2vt9qmiss.jpg)
Но для некоторых поступающих приемная кампания уже завершилась. Речь идет о целевиках и олимпиадниках. Напомним, что в этом году первые поступали по новым правилам. Сроки для них были вынесены отдельно от общего приема. Также были изменены и условия поступления: ребятам необходимо было сдать внутренний устный экзамен по одному профильному предмету. В результате 4590 абитуриентов попытались поступить на условиях целевой подготовки. 3395 были зачислены. Чтобы прием на целевое состоялся, провели конкурсный отбор.
Так, например, в БГУ на целевую подготовку было подано 148 заявлений. Зачислили 102 абитуриента, 98 из них приняты по целевому конкурсу и 4 выпускника педагогических классов — по собеседованию. Наибольшее количество абитуриентов принято на специальности «правоведение» — 29 человек, «таможенное дело» — 12, «психология» — 8, «государственный аудит» — 7.
В число студентов ГГУ имени Франциска Скорины в июне зачислены 110 целевиков. Наиболее популярными специальностями у них стали «правоведение» — 22 человека, «образование в области физической культуры» — 16 человек, «лесное хозяйство» — 11.
Довольно много целевиков претендовали на некоторые педагогические специальности. Так, в БрГУ имени А. С. Пушкина по направлению «специальное и инклюзивное образование» конкурс составил 6,3 человека на место. В ВГУ имени П. М. Машерова на начальное образование — 4,4 человека на место, на педагогические физико-математические специальности — 2,5 человека на место.
Победители университетских олимпиад также уже зачислены в вузы. Их 363.
Всего в учреждения высшего образования в этом году планируется принять 52,2 тысячи человек. За счет средств бюджета — 28,4 тысячи человек.
Потенциал устного экзамена
В перспективе в стране готовы рассмотреть возможность введения устного экзамена в дополнение к централизованному тестированию для поступающих на социально-гуманитарные специальности. Об этом заявил министр образования Андрей Иванец во время встречи с руководителями университетов Гомельской области.Напомним, что в этом году впервые целевики поступали по новым правилам. Им необходимо было сдать устный экзамен по одному профильному предмету.
— Очень важно провести анализ результативности сдачи устного экзамена целевиков. По мнению учителей, которые входили во все приемные комиссии устного экзамена, и представителей профессорско-преподавательского состава вузов, это очень хорошая форма контроля знаний абитуриентов, — высказался министр.
В эту приемную кампанию, отмечает БЕЛТА, примерно каждый третий студент поступит в вуз без сдачи централизованного тестирования. Возможности стать студентом открылись для победителей не только республиканских, но и областных и университетских олимпиад, для ребят, которые получили рекомендацию как выпускники Национального детского технопарка.
Получить дополнительные навыки
Сегодня в стране активно развиваются центры компетенций. На данный момент их 53. Готовят специалистов по девяти видам экономической деятельности. Теперь колледжи имеют возможность отправлять своих учащихся в эти центры для получения недостающих навыков. Например, в стране активно развивается отрасль электромобилей. Более 50 учреждений образования готовят по квалификации «слесарь по ремонту автомобилей». И закупать в каждое учреждение образования электромобиль нецелесообразно.— В Кодекс Республики Беларусь об образовании введено понятие «Сетевая форма взаимодействия», и это позволяет учреждениям образования направить группу в центр компетенций на 2—3 недели, где обучающиеся пройдут модуль по обслуживанию электромобилей, — говорит первый проректор Республиканского института профессионального образования Юлия Сычева.
При этом зачастую оборудование в центрах компетенций более современное, чем то, что на производствах.
— Закупка оборудования в центры осуществляется с учетом планов по модернизации производств. Это позволит учащимся к моменту окончания учреждения образования быть готовыми работать на новом оборудовании, которое устанавливается на предприятиях, — поясняет специалист.
Помогать людям
Сразу трое одноклассников подали документы в Гомельский медуниверситет. В профильный химико-биологический класс гомельской средней школы № 21 они поступали с уже сформированным планом на жизнь — стать врачами. Поступают теперь в вуз с хорошими баллами. Даниил Письменнов в этот день был спокойнее своих приятелей:![](/upload/iblock/6bb/il4eflytrayzq0ete67fs3helr1ekguk.jpg)
— Я пришел, чтобы поддержать их. Сам я уже поступил — пошел по целевому направлению. Непривычно было сдавать внутренний экзамен в устной форме, но прошел он хорошо. Целевое выбрал, чтобы получить гарантированное место работы.
У его друзей пока все впереди. Маша Терещенко баллы по ЦЭ и ЦТ получила неплохие, помогла программа профильного класса:
— У нас даже по субботам были дополнительные уроки, на которых мы старались хорошо работать.
Была у ребят и практика в учреждениях здравоохранения города. А Андрей Кабешев, если все сложится по плану, будет представителем уже четвертого поколения медиков в своей семье:
— Папа у меня — хирург-трансплантолог. Он проводит по 3—8 операций в день, иные длятся до 10 часов. Мама тоже врач. Среди бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек есть психиатры и фельдшеры. Сам я выбираю специальность врача-диагноста. Буду, как детектив, решать загадки, только диагностические. Осталось лишь дождаться результатов поступления.
В ТЕМУ
Для получения профессионально-технического образования планируется зачислить 26 тысяч человек. Практически все за счет средств бюджета. Прием документов идет с середины июня и закончится 23 августа. Однако следует мониторить сайты учреждений образования, так как на некоторые специальности срок набора могут продлить до 15 сентября.
Что касается уровня среднего специального образования, в этом году план приема — 39,6 тысячи человек, бюджетных мест — 27,4 тысячи. Прием документов начался 20 июля. Это касается выпускников и 9-х, и 11-х классов. Девятиклассникам, планирующим поступать на бюджет, нужно успеть подать все необходимое в комиссию до 3 августа, на платное — до 14-го. Одиннадцатиклассникам до 12 августа — на бюджет, на платное — до 20-го.
yankovich@sb.by
valchenko@sb.by