Важность сферы образования сегодня как никогда высока. Новые технологии повсюду — от роботов на производстве чипов до наноматериалов в быту. И чтобы найти себя на рынке труда, нужны широкие знания. В Беларуси выстроена стройная многоуровневая система обучения. После 9-го класса можно уже постигать премудрости профессии с последующим переходом на новые образовательные ступени, а можно получить после 11-го класса школьный аттестат и дальше думать о продолжении обучения в колледжах, вузах. Сейчас в наших учебных заведениях горячая пора — они перешли на прием будущих учащихся. Как идет этот процесс?
Александр Лукашенко:
— Отечественное образование должно отвечать запросам белорусской экономики. А это дорога с двусторонним движением. Кто, если не руководство предприятий, знает, в каких кадрах нуждается отрасль. И помним, что вся система образования должна быть устремлена в будущее, формировать работника нового типа, грамотного, гибкого, инициативного, готового жить и трудиться в открытом информационном обществе. Касается всех специальностей, от комбайнеров и строителей до врачей.
31 марта 2023 года, из Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию.
— Отечественное образование должно отвечать запросам белорусской экономики. А это дорога с двусторонним движением. Кто, если не руководство предприятий, знает, в каких кадрах нуждается отрасль. И помним, что вся система образования должна быть устремлена в будущее, формировать работника нового типа, грамотного, гибкого, инициативного, готового жить и трудиться в открытом информационном обществе. Касается всех специальностей, от комбайнеров и строителей до врачей.
31 марта 2023 года, из Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию.
Найти свое дело
Третьекурсник Минского государственного колледжа инновационных строительных технологий имени И. М. Жижеля Павел Гандыш в этом году стал победителем в компетенции «Кирпичная кладка» V Республиканского конкурса профмастерства ProfSkills Belarus 2023. Говорит, все началось со дня открытых дверей. Во время учебы в 9-м классе попал в колледж. Профессия каменщика сразу приглянулась.— Практики во время учебы было много. На первом курсе — месяц, на втором — три и на последнем — восемь месяцев, — отмечает Павел.
Благодаря часам, проведенным с молотком, уровнем и кельмой, парню удалось добиться высоких результатов в конкурсе:
— Мой руководитель сам брал первые места в конкурсе и меня подготовил по высшему разряду.
Павел Гандыш.
Алена Володько стала призером в компетенции «Флористика». За плечами — филиал БНТУ «Минский архитектурно- строительный колледж». Правда, проекты домов Алена променяла на цветочные композиции, к которым всегда неровно дышала. Карта легла таким образом, что сначала девушка устроилась в столичный салон цветов, где ее обучили азам, а затем прошла трехмесячные курсы в школе флористики.
— Отличие в том, что флористы занимаются в большей степени букетами, а дизайнеры могут, помимо букетов и различных цветочных композиций, оформлять локации цветами, — поясняет мастер. — Многие думают, что собрать букет просто. На самом деле это не так. Все растения, которые есть в композиции, находятся там не просто так, есть определенный расчет, иерархия растений, подборка цветов.
К слову, девушка уже успела поучаствовать не в одном профессиональном конкурсе. Говорит, находиться среди единомышленников — самая большая мотивация для развития своих навыков.
Алена Володько.
Учебный план
На рынке труда сегодня много вакансий. Заместитель начальника управления персонала ЗАО «Атлант» Вадим Микулич констатирует, что заводу необходимо 200 слесарей-сборщиков и потребность в таких специалистах не только на этом предприятии:— Наш основной поставщик таких кадров — Минский государственный механико-технологический колледж. Группа — 25 человек. Все получают параллельно две профессии —слесарь-сборщик и машинист холодильных установок. Но стоит понимать, что не все пойдут работать по первой специальности, кто-то выберет вторую. Так вот в прошлом году мы забрали практически всю группу — 18 человек при потребности 200.
Ежегодно на Белорусский автомобильный завод из средних специальных учреждений образования приходит работать по 70—80 человек, после окончания профессионально-технических учреждений образования — 80—90. Три года назад предприятие начало заключать целевые договоры по специальностям, которые на производстве наиболее востребованы.
— В нынешнем году цифра выросла до 40 человек. Все места были закрыты еще зимой, — рассказывает начальник бюро подбора персонала Белорусского автомобильного завода Людмила Прохоренко. — Больше всего договоров заключили с будущими электросварщиками — 15. По восемь договоров — со станочниками широкого профиля, слесарями-ремонтниками и слесарями-инструментальщиками. Это то, что касается специалистов среднего звена. В текущем году больший упор на целевое обучение делается и в высшем образовании. И такой подход показывает свою эффективность.
Акцент на практике
В Беларуси, например, подготовку на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования осуществляют около 300 учреждений образования. Бюджетные места обеспечены заявками от работодателей. Заместитель начальника главного управления профессионального образования — начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова рассказала вот что:— В целом на уровне профессионально-технического образования 95 % специальностей и квалификаций являются остро востребованными. Сфера транспорта нуждается в водителях, слесарях. Промышленности необходимы операторы станков с программным управлением, фрезеровщики, токари. Сельскому хозяйству — трактористы и так далее.
— Как выстроено взаимодействие с заказчиками кадров?
— Они прогнозируют кадровую потребность. И от них зависит, какие специальности появятся в образовательных учреждениях и какие будут цифры приема. Что касается новых компетенций, чтобы открыть группу за счет бюджета, необходимо не менее 80 % заявок от работодателей.
Также они участвуют в разработке образовательных программ. Мы имеем систему практик, которые проводятся как в учреждениях образования, так и на производстве. Что касается уровня ПТО, там практика доходит до 60 %, на уровне ССО — до 50 % от профессионального компонента. Говоря о соотношении теории и практики, подчеркну, что на базе ПТО и ССО, если поступили после 9 классов, есть еще и получение общего среднего образования.
У ребят на уровне ПТО есть возможность получать на практике денежное вознаграждение, на уровне ССО на практике с ними могут заключаться трудовые договоры. Размер оплаты зависит от финансовой ситуации на предприятии.
Аттестат имеет значение
— Какие новшества вступительной кампании для получения профобразования в этом году?— Впервые колледжи смогут увеличить контрольные цифры приема на востребованные экономикой специальности. Речь идет только о профессионально-техническом образовании. Например, изначально набирается группа операторов станков с программным управлением — 25 человек, а заявок от работодателей в разы больше, так как эта квалификация востребована заводами, которые модернизировали свое производство и установили станки с программным управлением. Конкурс на эту специальность, допустим, получился 1,5, то есть подали документы больше людей, чем планируется взять. В этом случае есть возможность увеличить контрольные цифры приема. Таким образом, наша экономика через три года получит больше востребованных на рынке рабочих.
Теперь в учреждения среднего специального образования принимают по конкурсу среднего балла документа об образовании как на основе 9 классов, так и на основе 11 и профессионально-технического образования. Ранее абитуриенты, поступавшие на основе общего среднего образования, сдавали два предмета на ЦТ, а на основе профессионально-технического образования — вступительные испытания. Теперь же их будут ранжировать в зависимости от среднего балла документа об образовании. Но вместе с тем сохранятся внутренние экзамены на творческих специальностях и специальностях сферы физической культуры и спорта.
Также в этом году увеличена доля набора на базе 9 классов как на уровне профессионально-технического, так и среднего специального образования — примерно на 12 %.
Стоит отметить, что есть колледжи, где проходные баллы близятся к 10. И туда поступить не так-то просто. Например, в филиале БГУИР — Минском радиотехническом колледже — проходной балл на базе 9 классов на специальность «информационные технологии» в прошлом году был 9,9. Традиционно в юридические, медицинские, педагогические колледжи баллы держатся на уровне 9. В сфере искусств, транспорта, IT высокие проходные баллы.
Для многих колледж становится трамплином. На уровне профессионально-технического образования учащийся получает две-три рабочие профессии одновременно. И такому выпускнику будут рады многие предприятия. Что касается непрерывной системы образования, есть возможность перехода с уровня на уровень. Все линейные руководители, окончившие ПТО, а потом ССО или вуз, представляют производство, скажем так, с низов. С практической точки зрения, такие люди наиболее грамотно руководят процессами на предприятиях.
Целевой подход
В вузах констатируют: поток абитуриентов увеличивается. В приемную комиссию необходимо представить три сертификата — два по ЦЭ, один по ЦТ. Тем, кто давно окончил школу, — сертификаты трех ЦТ.Но для некоторых поступающих приемная кампания уже завершилась. Речь идет о целевиках и олимпиадниках. Напомним, что в этом году первые поступали по новым правилам. Сроки для них были вынесены отдельно от общего приема. Также были изменены и условия поступления: ребятам необходимо было сдать внутренний устный экзамен по одному профильному предмету. В результате 4590 абитуриентов попытались поступить на условиях целевой подготовки. 3395 были зачислены. Чтобы прием на целевое состоялся, провели конкурсный отбор.
Так, например, в БГУ на целевую подготовку было подано 148 заявлений. Зачислили 102 абитуриента, 98 из них приняты по целевому конкурсу и 4 выпускника педагогических классов — по собеседованию. Наибольшее количество абитуриентов принято на специальности «правоведение» — 29 человек, «таможенное дело» — 12, «психология» — 8, «государственный аудит» — 7.
В число студентов ГГУ имени Франциска Скорины в июне зачислены 110 целевиков. Наиболее популярными специальностями у них стали «правоведение» — 22 человека, «образование в области физической культуры» — 16 человек, «лесное хозяйство» — 11.
Довольно много целевиков претендовали на некоторые педагогические специальности. Так, в БрГУ имени А. С. Пушкина по направлению «специальное и инклюзивное образование» конкурс составил 6,3 человека на место. В ВГУ имени П. М. Машерова на начальное образование — 4,4 человека на место, на педагогические физико-математические специальности — 2,5 человека на место.
Победители университетских олимпиад также уже зачислены в вузы. Их 363.
Всего в учреждения высшего образования в этом году планируется принять 52,2 тысячи человек. За счет средств бюджета — 28,4 тысячи человек.
Потенциал устного экзамена
В перспективе в стране готовы рассмотреть возможность введения устного экзамена в дополнение к централизованному тестированию для поступающих на социально-гуманитарные специальности. Об этом заявил министр образования Андрей Иванец во время встречи с руководителями университетов Гомельской области.Напомним, что в этом году впервые целевики поступали по новым правилам. Им необходимо было сдать устный экзамен по одному профильному предмету.
— Очень важно провести анализ результативности сдачи устного экзамена целевиков. По мнению учителей, которые входили во все приемные комиссии устного экзамена, и представителей профессорско-преподавательского состава вузов, это очень хорошая форма контроля знаний абитуриентов, — высказался министр.
В эту приемную кампанию, отмечает БЕЛТА, примерно каждый третий студент поступит в вуз без сдачи централизованного тестирования. Возможности стать студентом открылись для победителей не только республиканских, но и областных и университетских олимпиад, для ребят, которые получили рекомендацию как выпускники Национального детского технопарка.
Получить дополнительные навыки
Сегодня в стране активно развиваются центры компетенций. На данный момент их 53. Готовят специалистов по девяти видам экономической деятельности. Теперь колледжи имеют возможность отправлять своих учащихся в эти центры для получения недостающих навыков. Например, в стране активно развивается отрасль электромобилей. Более 50 учреждений образования готовят по квалификации «слесарь по ремонту автомобилей». И закупать в каждое учреждение образования электромобиль нецелесообразно.— В Кодекс Республики Беларусь об образовании введено понятие «Сетевая форма взаимодействия», и это позволяет учреждениям образования направить группу в центр компетенций на 2—3 недели, где обучающиеся пройдут модуль по обслуживанию электромобилей, — говорит первый проректор Республиканского института профессионального образования Юлия Сычева.
При этом зачастую оборудование в центрах компетенций более современное, чем то, что на производствах.
— Закупка оборудования в центры осуществляется с учетом планов по модернизации производств. Это позволит учащимся к моменту окончания учреждения образования быть готовыми работать на новом оборудовании, которое устанавливается на предприятиях, — поясняет специалист.
Помогать людям
Сразу трое одноклассников подали документы в Гомельский медуниверситет. В профильный химико-биологический класс гомельской средней школы № 21 они поступали с уже сформированным планом на жизнь — стать врачами. Поступают теперь в вуз с хорошими баллами. Даниил Письменнов в этот день был спокойнее своих приятелей:Абитуриенты Андрей Кабешев, Мария Терещенко и Даниил Письменнов (слева направо).
— Я пришел, чтобы поддержать их. Сам я уже поступил — пошел по целевому направлению. Непривычно было сдавать внутренний экзамен в устной форме, но прошел он хорошо. Целевое выбрал, чтобы получить гарантированное место работы.
У его друзей пока все впереди. Маша Терещенко баллы по ЦЭ и ЦТ получила неплохие, помогла программа профильного класса:
— У нас даже по субботам были дополнительные уроки, на которых мы старались хорошо работать.
Была у ребят и практика в учреждениях здравоохранения города. А Андрей Кабешев, если все сложится по плану, будет представителем уже четвертого поколения медиков в своей семье:
— Папа у меня — хирург-трансплантолог. Он проводит по 3—8 операций в день, иные длятся до 10 часов. Мама тоже врач. Среди бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек есть психиатры и фельдшеры. Сам я выбираю специальность врача-диагноста. Буду, как детектив, решать загадки, только диагностические. Осталось лишь дождаться результатов поступления.
В ТЕМУ
Для получения профессионально-технического образования планируется зачислить 26 тысяч человек. Практически все за счет средств бюджета. Прием документов идет с середины июня и закончится 23 августа. Однако следует мониторить сайты учреждений образования, так как на некоторые специальности срок набора могут продлить до 15 сентября.
Что касается уровня среднего специального образования, в этом году план приема — 39,6 тысячи человек, бюджетных мест — 27,4 тысячи. Прием документов начался 20 июля. Это касается выпускников и 9-х, и 11-х классов. Девятиклассникам, планирующим поступать на бюджет, нужно успеть подать все необходимое в комиссию до 3 августа, на платное — до 14-го. Одиннадцатиклассникам до 12 августа — на бюджет, на платное — до 20-го.
yankovich@sb.by
valchenko@sb.by