С недавнего времени в стране начали искать возможности для вывода автосервиса из тени. Как идет этот процесс?
Первопроходец и другие
Андрей Слезин — первый в Гродно, кто решился работать легально, переоборудовав купленный гараж в СТО, что обошлось в 2 тысячи долларов.
— Если начинать с нуля, то надо иметь, как минимум, 25 тысяч «зеленых», — поделился Андрей Юрьевич. — Занимаюсь ремонтом машин уже давно, поэтому все инстанции прошел довольно быстро. Хотя требования, конечно, серьезные. Прежде всего, высота гаража не менее
Сейчас Андрею Слезину осталось дождаться положительного решения членов гаражного кооператива. После введения с 1 января 2014 года единого налога на вмененный доход он решил продолжить работу в качестве индивидуального предпринимателя. Говорит, что так будет проще и спокойнее.
По Указу № 432 Президента от 17 сентября 2013 года, чтобы открыть мастерскую по ремонту легковых автомобилей в гараже, нужно собрать пакет документов — получить положительное санитарно-гигиеническое заключение, сертификат соответствия, разрешение членов кооператива и, наконец, согласовать режим работы мастерской в райисполкоме.
— После вступления указа в силу мы собрали в исполкоме всех заинтересованных лиц: представителей МЧС, санитарной службы, специалистов по сертификации и председателей гаражных кооперативов. Но уже после выступления работников санстанции стало понятно, что ни один из гаражей не соответствует нужным параметрам, — вспоминает специалист администрации Октябрьского района города Гродно Геннадий Селюн.
Председатель гаражного кооператива «Малаховичи» Владимир Мороз говорит, что 6 (включая Андрея Слезина) из 568 владельцев гаражей хотели бы узаконить свою деятельность. Однако для них все гораздо сложнее: во-первых, гараж первопроходца торцевой и подходит по высоте, что большая редкость. Во-вторых, у большинства «серых» механиков ремонт машин лишь дополнительный заработок.
Им нужно также получить сертификат. Стоит он от двух миллионов рублей на один вид работ и выдается максимум на пять лет. Большинство «нелегалов» — универсалы: делают и покраску, и сварку, и кузовной ремонт. Если за каждый вид работы заплатить по 2 миллиона рублей, то выходит кругленькая сумма.
Налог попутал
Введение единого налога на вмененный доход с 1 января 2014 года вызвало панику среди владельцев небольших СТО, где работает до 15 человек. Теперь им придется платить 1,3 миллиона рублей за каждого работника, включая самого директора, бухгалтера и даже уборщицу. Это уже привело к повышению цен в автосервисах Гродненщины на 10—30 %.
В конце прошлого месяца директора гродненских станций техобслуживания собрались, чтобы подписать петицию против единого налога на вмененный доход в том виде, в котором его ввели. Они считают, что платить нужно только за тех работников, которые непосредственно приносят прибыль.
— В моем автосервисе работает 6 человек, включая меня, — рассказывает директор ЧСУП «ЮрЛен» Юрий Никольский. — При этом я здесь за бухгалтера и на приеме заказов (высшее экономическое образование плюс 15 лет стажа в банке). Никого не волнует, что я не всегда могу обеспечить стопроцентную загрузку для мастеров, в январе заказов мало. Накручивать цены тоже чревато — автовладельцы лучше подадутся в крупный автосервис, где, пока оформляется заказ, можно отдохнуть в тепле и уюте, выпить чашечку кофе. Ближайший квартал покажет, смогу ли я иметь хоть какой-то доход после уплаты всех налогов. Скорее всего, придется сворачивать бизнес.
Пока у директоров только вопросы
— Гродненщина первой отправила просьбу о снижении ставок по вмененному налогу, — сообщила начальник отдела косвенного налогообложения инспекции МНС по Гродненской области Марина Демидова. — Надеемся, что уже с 1 марта ставки единого налога для СТО, расположенных в Гродно, могут существенно снизиться, в Волковыске, Слониме, Сморгони, Лиде, Новогрудке, других населенных пунктах они будут, соответственно, еще ниже.
В сложившейся ситуации у владельцев небольших станций техобслуживания есть два варианта, чтобы остаться на плаву: либо продолжить работу в качестве ИП, либо расшириться (более 16 человек — налогообложение по «упрощенке»). Кстати, налоговики предупреждают: если выяснится, к примеру, что численность персонала завышена лишь на бумаге, ставки могут вырасти в 10 раз.
Владельцы небольших автосервисов прогнозируют: если вмененный налог оставят без изменений, то часть из них закроет свой бизнес, часть — увеличит штат работников, остальные перейдут на ИП или уйдут в «тень», в те же гаражи.
-------------------------------------------
Заместитель начальника Управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Оксана ПОДЛИПСКАЯ:
— В целом по стране 150 индивидуальных предпринимателей за три месяца легализовали свою деятельность. Здесь лидирует Гомельская область — 77 ИП. С начала года активизировались предприниматели Брестской и Могилевской областей. Наибольшая активность среди председателей гаражных кооперативов наблюдается в Брестской и Минской областях. Всего по стране 102 кооператива внесли изменения в устав. Кстати, в Минске только один «гаражный специалист» оформил свою деятельность по закону. Мы связываем этот факт с тем, что здесь огоромное количество кооперативов с большой численностью гаражей — до 2000. На внесение изменений в устав потребуется время (до 1 мая).