Новый уровень ответственности
Народная артистка Беларуси, одна из ведущих солисток национальной оперы, лауреат Государственной премии, заведующая оперной труппой Большого театра, профессор Белорусской государственной академии музыки — все это об одном человеке, чей вклад в культуру родной страны без преувеличения бесценен. Потому и премию Анастасии Москвиной Президент вручал за высокое профессиональное мастерство и отличные достижения в сфере музыкально-театрального искусства, дав высокую оценку многолетнему созидательному труду и верности родной земле.— Говорят, к хорошему быстро привыкают, но это не так, — делится певица своими мыслями после церемонии награждения. — Каждая столь высокая награда — это не просто радость, но и новый уровень ответственности: чем больше тебе дается, тем больше с тебя и спрашивается. Это окрыляет и позволяет стремиться к новым вершинам. Для меня как человека, не обделенного вниманием государства, эта награда чрезвычайно важна, в том числе и потому, что я получила ее как заведующая оперной труппой. Сегодня моя миссия — приносить пользу Большому театру не только в качестве солистки, но и как руководителя одного из коллективов: обеспечивать преемственность поколений артистов, поддерживать молодежь и пенсионеров, среди которых выдающиеся таланты. Самое важное, что хочу обязательно подчеркнуть: считаю, что эта премия — не только мне лично, но и всему коллективу, частью которого я являюсь. Потому что артист на сцену выходит не один, театр — это огромная семья, делающая общее дело. Поддержка очень важна: любой артист всегда делает свое дело для кого-то, и важно понимать, что наша работа нравится людям. Это дает силы двигаться дальше. Одобрение со стороны Главы государства — особая честь и подтверждение правильности вектора нашего движения. И особенно приятно, что вручение премии проходило в светлые рождественские дни, наполненные ощущением чуда. Мы, артисты, должны поддерживать в сердцах людей веру в чудо, ведь именно через искусство человек развивается, становится и светлее, и счастливее.
Наша гордость
Именно Анастасия Москвина регулярно представляет Беларусь на международной арене — и как приглашенная солистка Большого театра России, и в составе творческих делегаций.— Культура имеет большую политическую важность: как минимум через нее за рубежом узнают о стране и судят о ней, — рассуждает Анастасия Москвина. — Мы, артисты, — посланники мира, которые несут информацию о Беларуси и ее культуре далеко за пределы нашей страны. По нам судят о государстве, и было очень приятно, например, что в белорусском павильоне на Китайской международной выставке импорта в Шанхае выступали артисты Большого театра. Это вопрос национального престижа: то, что такая небольшая страна, как Беларусь, может позволить себе иметь театр оперы и балета и показывать высокий уровень творчества, мастерства, вокальной школы, — это наша гордость. Не случайно и все зарубежные делегации обязательно ведут в Большой театр: это сразу показывает статус нашей страны.
Преемственность поколений
Воспитание достойной смены — еще одна постоянная забота певицы: с 2012 года она преподает в академии музыки, в 2021 году получила звание профессора. Именно воспитанникам Москвиной предстоит стать новой генерацией оперных вокалистов на белорусской сцене — среди них со временем зажгутся новые звезды, те, кто дальше будет развивать и двигать вперед культуру своей Родины.— Я считаю, что молодежь в любую эпоху хорошая, просто нужно правильно с ней общаться. Таланты рождаются во все времена, и наше время не исключение, — считает певица. — Всегда приятно, когда твои студенты возвращаются с наградами с международных конкурсов.
Подготовить молодежь к непростым условиям большой сцены — также в числе задач руководителя оперной труппы. Рост исполнителя в Большом театре от стажера до полноценного солиста — процесс не одномоментный. Становление голоса происходит чаще всего в возрасте около 30 лет, и на всех этапах начинающий вокалист нуждается в примере и поддержке, в постоянных тренировках и советах более опытных коллег.
— Преемственность поколений должна быть, потому что, если ты долго не берешь молодых исполнителей, рано или поздно неизбежен возрастной провал в труппе, — поясняет Анастасия Москвина. — Приходит время для любого артиста, когда нужно постепенно уступать место молодым, а не держаться в 50 лет за партию Татьяны Лариной. Нужно всегда думать, кто придет после тебя. Вдруг, из ниоткуда новый артист не возьмется и не запоет: когда молодые певцы приходят в оперный театр, им требуется 5—6 лет на раскачку, чтобы войти в репертуар и научиться петь главные партии без вреда для своего голоса. И если новички выходят на сцену с условным «кушать подано» — это не потому, что их не ценят, а потому, что физически они еще не могут довести до конца сложную большую партию.
«Попасть в Большой — большое счастье!»
Беларусь ни в коем случае не оперная провинция, напоминает народная артистка:— Да, у нас один театр, но в него далеко не просто попасть артисту, и профессиональный уровень наших солистов очень высок. И когда мы приезжаем с гастролями в другие города, например, на пространстве СНГ, и когда к нам приезжают артисты из лучших зарубежных театров, они видят прекрасный оркестр, топовых певцов, которые гастролируют по всему миру. Попасть в Большой театр — большое счастье. И я абсолютно счастлива в своей профессии.
ovsepyan@sb.by
Фото из личного архива Анастасии Москвиной.