Начальник главного управления образования, науки и кадров Минсельхозпрода Владимир Самсонович уверен: специалисты закрепляются лучше, когда с детства знакомы с деревенским укладом, работой в поле и на ферме.
(Окончание. Начало в номере за 13 июня.)
— Владимир Алексеевич, познакомить с профессией еще до поступления в вуз — задача агроклассов, которые созданы в 2018 году. Насколько они популярны?
— Действительно, они созданы для профориентации. Два года назад сделали важный шаг: в школах появились профильные классы аграрной направленности. Это колоссальная работа, которая дала свои плоды, — сегодня у нас 400 таких классов, в них обучается почти 2500 человек. Новация позволит привлечь в аграрные вузы ребят, понимающих, что такое работа на земле. По сути, в образовательном процессе агрокласс — самое первое звено, которое дает возможность школьникам определиться с выбором профессии. А хозяйствам в свою очередь — отобрать из их числа абитуриентов для обучения на условиях целевой подготовки. Как попасть в агрокласс? Для этого 10-класснику нужно желание изучать профильные предметы и иметь по ним отметки не ниже 6 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5.
— В чем же будет интерес такого обучения? Давайте поможем определиться тем ученикам, кто задумался, идти ли в агрокласс?
— Ближе к новому учебному году начнем набор. Надо понимать, что некоторые ученики, их родители еще сами недостаточно хорошо ориентируются в этом вопросе. Поэтому ставлю задачу, чтобы в школы приезжали представители университетов, академий, заказчиков кадров и проводили профориентационную работу, объясняли, какие возможности дает целевая подготовка.
А обучение в таких классах очень интересное. Для курса разработана специальная программа факультативного занятия «Введение в аграрные профессии», которая состоит из двух блоков. В первом, это 10-й класс, изучается введение в производство — мир растений и животных, химия и физика в сельском хозяйстве, селекция и биотехнологии. Во втором блоке, который выпадает на 11-й класс, — основы аграрного производства. Это технологии получения продукции растениеводства и животноводства, техническое и энергетическое обеспечение сельхозпроизводства, агрогородки и сельский быт. Программа обучения предусматривает и практические занятия на производственных объектах.
И самое главное — уже в этом году выпускники школ, прошедшие обучение по программе факультативного занятия, поступают в профильные вузы по собеседованию на условиях целевой подготовки. Целевые договоры могут быть заключены с агропредприятиями, рай- и облсельхозпродами. Существует еще одно требование — выпускник агрокласса должен иметь в документе об образовании отметки по двум профильным предметам не ниже 7 баллов. Для поступления на специальности биологического направления — это химия и биология, инженерного — математика и физика.
— В свое время в сельских школах была хорошая практика, когда на УПК старшеклассники получали водительские удостоверения на право управления трактором, рабочую специальность. Родители, да и сами ученики интересуются, не предусмотрена ли обучением в агроклассах такая возможность?
— В этом направлении работаем. В ряде школ действительно готовят учащихся по прикладным профессиям. Среди них трактористы, операторы машинного доения, животноводы, овощеводы, садоводы и другие. Так, в 35 школах страны выпускники на выходе получают корочку трактористов-машинистов, в том числе в Брестской области — в 6, Витебской — 4, Гомельской — 7, Гродненской — 3, Минской — 9, Могилевской — 6.
Однако этого недостаточно. Поэтому хотим расширить возможность получения школьниками профессий сельхозпрофиля. В первую очередь, в сельских учреждениях образования, поселков и райцентров. Понятно, это потребует финансовых средств на создание учебно-материальной базы. Сегодня Минсельхозпрод совместно с Минобразования рассматривают вопрос расширения практики подготовки школьников по востребованным в сельском хозяйстве профессиям. К слову, сегодня студенты вузов и учащиеся колледжей сельхозспециальностей могут получить удостоверения водителя, а по инженерным специальностям — тракториста-машиниста.
Урок в аграрном классе оршанской СШ № 2.
— Каких специалистов сегодня ждут в хозяйствах?
— Современное сельское хозяйство с его технологиями, инновациями, объемами производства диктует свои условия: кадры должны обладать универсальными знаниями. Поэтому большое внимание уделяем повышению качества подготовки молодежи. Эти вопросы находятся на постоянном контроле Минсельхозпрода: проводим совещания с участием руководителей сельхозорганизаций и аграрных вузов. Среди них руководители передовых предприятий — ЧУП «Савушкино» Малоритского района, СПК «Лариновка» Оршанского района, КСУП «Урицкое» Гомельского района, СПК «Озеры» Гродненского района, СПК «Агрокомбинат «Снов» Несвижского района, МРИП «Агрокомбинат «Ждановичи» Минского района и других. По их итогам вносим изменения в содержание учебных программ с учетом новейших достижений науки, техники. Практико-ориентированная подготовка дает возможность молодым специалистам, придя в хозяйство, быстрее адаптироваться в условиях производства, что значительно повышает их КПД, и они лучше закрепляются на селе.
— Спасибо за интервью, Владимир Алексеевич!
bizyk@sb.by