«Человек не боится позировать, если в руках фотографа телефон». Мобилография как новый жанр в искусстве

 Сегодня стать фотографами могут все, у кого в руках есть телефон. Об этом говорит новый жанр фотоискусства — мобилография. Изображения, полученные в результате «мобильного фотографирования», практически ничем не уступают снимкам, сделанным на дорогую технику. О новом искусстве sb.by рассказал ­Александр Меклер — профессиональный мобилограф и преподаватель курсов по мобильной фотографии.


«Учился на строителя, но с этим образованием никак себя не связываю и связывать не собираюсь»

С раннего возраста начал замечать за собой некие особенности, которые проявлялись путем сильного внимания, казалось бы, к обычным деталям. Я мог спокойно идти по улице и прийти в восторг от того, что где-то лежит ворох листьев, по силуэту напоминающий мне Эльбрус. По-другому смотрел на фильмы, фотографии в журналах и газетах, разбирал каждую деталь, думал о том, как же автор добился подобного результата, и продумывал в голове, как бы я сам справлялся с такими задачами.

После одиннадцатого класса учился по специальности «Отделочные строительные работы». Но с этим образованием никоим образом себя не связываю, и связывать не собираюсь. О том, что нужно куда-то поступать, одумался слишком поздно — в последних числах августа. Соответственно, было слишком мало времени на поиски. Решил выбирать из того что ближе к дому — строительный лицей. Почему не что-то более престижное? Ответ прост — слишком долгое обучение. А учебу я тогда не любил, поэтому лицей виделся отличным вариантом на ближайшие 3 года. К тому же я понимал, что халатное отношение к учебе в этом заведении ничем не карается, а значит, и любимому делу смогу уделять по-прежнему много времени. 


А фотографировать я учился сам. В интернете тонны нужной и полезной информации: много различных статей, видео мастер-классов. Я часами смотрел их, а потом шел и применял то, что узнал, на практике.

«Хотел доказать всему миру, что фотография — это не аппаратура, а мы сами»

Свое творчество я начинал со street-фотографии. Суть заключается в том, что фотограф ни в коем случае не вмешивается в происходящее, а запечатлевает то, что видит.

Первый снимок сделал в 2013 году ранним утром по дороге на учебу. На нем изображено осеннее туманное утро, птицы в небе, мама ведет ребенка куда-то за руку. Мне показалось, что это очень пронзительный снимок. Он напомнил мне о моем детстве, когда мама вела меня каждое утро в детский сад. Он был сделан на мобильный телефон, цена которого составляла около 100 долларов.


Сначала я хотел снимать на профессиональное оборудование, но понимал, что нужны большие деньги, по сути, «кормил» себя обещаниями: вот завтра пойду и куплю фотоаппарат. Потом мне все это надоело, и я понял, что буду делать снимки на то, что у меня есть сегодня — достал мобильный телефон и сделал фотографию. Я решил доказать миру, друзьям и себе, что фотография  не аппаратура, на которую мы снимаем, фотография — это мы сами.

Сейчас у меня есть как дорогой профессиональный фотоаппарат, так и хороший мобильный телефон. Однако для меня мобильная фотография в первую очередь работа, а фотография на фотоаппарат — хобби. Плюсов гораздо больше, чем минусов: мобильность, легкость, хорошее качество снимков, доступность и этот список можно дополнять еще очень долго.

«Можно смело сказать, что мобильная фотография пришла к нам»

Два года назад мобильная фотография в Беларуси только-только зарождалась. Но сейчас ситуация кардинально изменилась. Можно с уверенностью сказать, что мобильная фотография пришла и к нам. Говоря о конкуренции среди мобильных фотографов, хочу заметить, что пока еще каждый белорусский мобилограф, к счастью, имеет свою индивидуальность, поэтому конкуренции не ощущается.

Зато ощущается она в области обучения мобильной фотографии. В один миг появилось огромное количество преподавателей/спикеров/блогеров, совершенно некомпетентных в этой нише. Подобные люди продают воду по цене золота, и на них есть спрос. Это главная проблема сегодняшнего дня.


«В 17 лет стал преподавателем»

Около двух лет назад друзья прислали сообщение, в котором говорилось, что одна из крупнейших фотошкол столицы ищет преподавателя по мобильной фотографии. Я заинтересовался этим предложением, отправил свое резюме. Буквально через несколько дней меня пригласили на собеседование, я его успешно прошел и стал в 17 лет преподавать в фотошколе. К слову, именно этим моментом я очень сильно горжусь по сей день. Для меня это был личный успех, который позволил понять мне, что я двигаюсь в правильном направлении. 

«Самому старшему ученику — 65»

В группах есть ученики, которые и младше меня, и старше. Если говорить о самом старшем ученике, то это была 65-летняя женщина. Хотела тоже заниматься мобильной фотографией. Сначала я относился к ней скептически, в силу ее возраста, но на второе занятие она принесла снимок, который сделала сама. Вся аудитория смотрела на него большими удивленными глазами — нашему удивлению не было предела.


Курс по мобильной фотографии длится около месяца и включает в себя 9 занятий, на которых мы рассказываем о том, как научиться снимать на мобильный телефон. Основы композиции, работа со светом и экспозицией, работа с моделью и серийная съемка, черно-белая и стрит-фотография, съемка архитектуры, фуд-фотография, обработка фотографий — все это мы изучаем на базе курса по мобильной фотографии.

«Человек не ощущает «серьезности» съемки»

Если при виде фотоаппарата человек сковывается, то, к счастью, в мобильной фотографии с этим все гораздо проще. Человек не боится мобильного телефона, психологически ему гораздо проще позировать, потому что он не ощущает «серьезности» съемки. Я считаю, что если модель чувствует себя скованной, то это проблема исключительно фотографа, ведь он является еще и неким психологом, который должен при помощи различных приемов и навыков справиться с этой проблемой.

«На съемке сожгли два литра бензина  парень «отходил» от этого четыре дня»

Одна из самых сложных съемок была летом. Фотографировали вечером, когда солнце уже заходило. Нам нужно было поместить модель в горящий круг. Было достаточно сложно уследить одновременно за солнцем, которое заходило за облака, а нам нужны были прямые солнечные лучи, и за сильным ветром, который только усложнял работу с огнем и дымом. В итоге мы сожгли два литра бензина, и съемка длилась около двух часов. Парень «отходил» от нее на протяжении четырех дней.

 На эту фотографию ушло два съемочных дня.


Нужную локацию мы нашли ближе к вечеру. И пока готовились к съемке, солнце уже начало садиться и освещение стало неподходящим. Пришлось разворачиваться и возвращаться утром.

Главная сложность  — удержать манекены на воде, они очень быстро уплывали в сторону. И за моделью уже начиналась достаточно неплохая глубина, приходилось постоянно плавать за манекенами. В общей сложности мы провели в воде около пяти часов. Впоследствии эта фотография была вывешена в Национальной библиотеке Республики Беларусь.


«Самому было неудобно доставать телефон на съемке»

На съемке люди ждут, что ты придешь с профессиональным фотоаппаратом. И когда их ожидания не совпадают с реальностью, получается довольно смешная реакция.

Когда я только начинал снимать, было неудобно доставать из кармана телефон. Такие моменты случались, когда мы договаривались о фотосессии, но не обговаривали, на какое оборудование я буду снимать. Ведь никто даже представить себе не мог, что это будет не фотоаппарат. Помню, как-то договорились о съемке с девушками, приходим на локацию, я достаю телефон и говорю: «Ну что, давайте фотографироваться!» А девчонки в ответ смеются, и говорят: «Классная шутка! А теперь доставай фотоаппарат!». Но потом они поняли, что я с ними не шучу, и мы приступили к съемке. Когда же я отослал им снимки, они были приятно удивлены и остались очень довольны.

«Миссия адвоката телефонного бренда довольно проста»

Делая новые снимки, я добавлял их в социальные сети. Через некоторое время, к моему удивлению, позвонили из крупной компании и попросили, чтобы я приехал к ним в офис. Пройдя собеседование, стал адвокатом бренда.

Миссия очень проста: мне предоставляют телефон, и я делаю фотографии, позже высказываю свое мнение, плюсы и минусы этой марки телефона. Таким образом я защищаю интересы компании.


«Не обязательно быть профессиональным фотографом, чтобы снять хороший кадр»

Очень часто мне задают вопросы: «Как научиться фотографировать, что для этого нужно?» Казалось бы, что может быть проще, если есть хороший фотоаппарат или мобильный телефон. Не обязательно быть профессиональным фотографом, чтобы снять хороший кадр, достаточно просто иметь богатое воображение и желание творить.

Самое важное — получить заряд вдохновения и запас свободного времени. Не менее важным является осознание серьезности вашего дела. Нужно изменить видение нашего мира, немного добавить креативность. Фотография — это приключение! Например, когда вы видите в городе веточку дерева или гору листьев — не стоит сразу же думать, что это скучно и банально. Обычные предметы вокруг нас можно легко обыграть, если у вас, конечно, присутствует немного фантазии. Так на свет могут появиться настоящие шедевры. И тут уже не важно, сколько в твоей камере мегапикселей.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter