Социология, технологии и большие данные — вот три кита, на которых строится работа национального медиаизмерителя. Что конкретно за этим скрывается, наши корреспонденты узнали у генерального директора ЗАО «МедиаИзмеритель» Владимира Бобцова и его заместителя Владимира Шафаренко. Мы попросили их ответить на самые часто задаваемые вопросы читателей: о рейтингах, пиплметрах и конфиденциальности информации.
1. Зачем вообще изучать рейтинги популярности теле- и радиоканалов?
Владимир Бобцов: Начнем с того, что система медиаизмерений — это обычная практика во всем мире. Указ о создании такой системы в Беларуси был подписан Президентом 9 апреля 2020 года.
Появление в стране медиаизмерителя мирового уровня способствует в первую очередь повышению конкурентоспособности телеканалов и радиостанций и развитию рекламного рынка. Кроме того, он влияет на формирование информационной политики, помогает улучшить теле- и радиоконтент.Одно из условий, обеспечивающих такой уровень, — государственно-частное партнерство и наличие единого национального медиаизмерителя. С этой целью было создано закрытое акционерное общество «МедиаИзмеритель». Регулятором по стандартным вопросам (это мировая практика) для нас определено Министерство информации. Учредителем предприятия стало СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», которое на тот момент уже имело десятилетний опыт государственно-частного партнерства. В августе 2020‑го мы подписали контракт с британской компанией Kantar — основным поставщиком технологии, на базе которой строится система медиаизмерений в нашей стране.
Владимир Шафаренко: Соглашение с лондонским офисом на использование серверного оборудования, пиплметров и программного обеспечения мы заключили до 2032 года. Однако переговоры были тяжелейшие. При этом процесс запущен в рекордно короткие сроки, несмотря на то что совпал с ограничениями, обусловленными в том числе пандемией COVID-19.
2. Итак, вы заключили контракт и получили необходимое оборудование. Что дальше?
Владимир Шафаренко: Все это «железо» и программное обеспечение не работает без социологической основы. На этом этапе к нам подключились социологи и практико-ориентированные специалисты. При помощи социологических методов ими была построена случайная маршрутная выборка с учетом социально-демографических характеристик. А мы, в свою очередь, создали специальные бригады и отправили их на полевой этап работы — опрашивать население с помощью анкет. Таким образом отобрали 350 домохозяйств. С них мы начали тестовую и коммерческую работу. Сегодня в исследованиях задействовано 550 домохозяйств. Во всех семьях, участвующих в проекте, мы устанавливаем специальный прибор — пиплметр, который используется всеми членами семьи для регистрации просмотра телевизора.
3. Не забывать нажимать кнопочки на пульте — тоже пусть и не особо напряженная, но все же работа. Есть ли «плюшки» для участников исследования?
Владимир Бобцов: Безусловно. За участие в проекте и ответственное к нему отношение мы предлагаем подарочные сертификаты крупных торговых сетей Беларуси, которые можно использовать для покупки товаров в объектах торговли. Кроме того, участвуя в исследованиях, каждый из членов семьи буквально может повлиять на то, что и когда будут показывать в эфире. Мнение участников исследования позволяет отечественным телеканалам совершенствовать производство собственных программ, повышать их качество и корректировать содержание в соответствии с предпочтениями зрителей.
4. Как происходит сбор информации?
Владимир Шафаренко: Оборудование автоматически передает всю накопленную информацию в наш центр обработки данных. Это происходит раз в день по сотовой сети с помощью пиплметра и встроенной в него sim-карты (даже двух, одна резервная). Безусловно, для пользователя все это абсолютно бесплатно. После формирования базы данных проводится ее анализ с помощью специальных аналитических инструментов компании Kantar, потом информация предоставляется клиенту.
5. А что насчет хранения персональной информации? Могут ли данные о пользователе попасть в чужие руки?
Владимир Шафаренко: Мы очень бережно относимся к получаемой в процессе исследования информации. Данные передаются и используются нами в обезличенном виде только для формирования достоверной информации о телевизионном просмотре, которая важна для телеканалов и рекламодателей. Из этих обобщенных данных невозможно получить информацию о конкретном человеке. Подчеркну: мы строго соблюдаем конфиденциальность и никогда не передаем телеканалам и другим организациям личную информацию об участниках исследования.
6. С телевизором понятно. А как изучают аудиторию радио?
Владимир Бобцов: Радиоизмерение состоит из интервью с респондентами, отобранными случайным методом дозвона. Мы применяем методику Day after recall (то есть сегодня спрашиваем о вчерашнем дне). Для этого в компании имеется собственный кол-центр. Задаем несколько вопросов: слушали ли вы радио вчера, на каком устройстве, где, какие радиостанции и в какое время. География охвата: Минск, Брест, Витебск, Гомель, Гродно и Могилев. В месяц опрашиваем 1850 респондентов в возрасте от 15 до 64 лет.
7. Уже доступен отчет о телесмотрении за сентябрь. Кто (и что) в лидерах у зрителей?
Владимир Шафаренко: Во-первых, отмечу, что в сентябре по сравнению с августом на 2,34 процента увеличилось среднесуточное время просмотра телевизора среди населения. Максимальный объем аудитории в сентябре был зарегистрирован и в будни, и в выходные с 18:45 по 23:00.
Что касается предпочтений аудитории, то информационные программы стоят на втором месте после кино в графике зрительского спроса. Среди отечественных новостных и общественно-политических проектов самый рейтинговый — «Наши новости» на телеканале ОНТ.leonovich@sb.by