Если в продовольственной отрасли и существовал когда-то рынок, то это было давно и неправда. Еще до геополитического кризиса в международной торговле продуктами питания действовало около 13,5 тысячи ограничительных мер! На этот сектор приходилось более 60 процентов нетарифных ограничений. Сегодня добавляются еще и санкционные истории. Хотя со всех концов развитого мира слышатся слова об ответственной политике и борьбе с мировым голодом. Сложно сказать, как мир будет выглядеть даже в ближайшем будущем, но не вызывает сомнения факт, что глобальные рынки, в том числе и продовольственный, разваливаются на глазах. И национальным аграрным отраслям придется существовать и развиваться в этих условиях. В разных частях планеты сельское хозяйство уже захватывают кризисные явления. И традиционная регуляторика через субсидии, ссуды, и другие инструменты, принятые во времена ВТО, оказываются не совсем эффективными. Очевидно, что управляемость сельским хозяйством на национальном уровне будет важным фактором его эффективности, возможности развития и обеспечения национальной продовольственной безопасности. Об этом поговорили с заведующей кафедрой инновационного развития АПК Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК Белорусского государственного аграрного технического университета, доктором экономических наук, профессором Натальей Киреенко.
Компактная и управляемая
Прогнозирование всегда имело принципиальное значение. Государство на своем уровне делало анализ внутреннего и внешнего рынка, оценивало объемы спроса на продукцию своих аграриев и возможности их выхода на внешние рынки. А затем уже субъекты хозяйствования решали на своем уровне, какую стратегию они будут выстраивать. Кто-то развивался, другие несли убытки и уходили с рынка. Риски так или иначе спускались на макроуровень. Сегодня такой алгоритм не работает во многих отраслях. Но особенно — в сельском хозяйстве.Производственный цикл в аграрном бизнесе является, пожалуй, самым длительным из всех отраслей, ориентированных на массовый рынок потребления. А конъюнктура нынче так стремительно меняется, что говорить о прогнозе на год-другой попросту невозможно. В условиях бесконечного количества неопределенностей аграрные предприятия не могут просчитать все свои риски. И производство превращается из бизнес-процесса в игру в рулетку: повезет — не повезет. Проблема не только прогнозирования, но и управления аграрным сектором. Исходя из этого, прогноз становится одной из принципиальных задач для обеспечения национальной продовольственной безопасности. В этом разрезе не очень многие страны могут похвастаться какими-то большими успехами. Европейский аграрный сектор «мотает» из стороны в сторону. В России есть большие производственные мощности, но нередко увлеченность сельскохозяйственных производителей определенными культурами создает перекосы спроса и предложения. То вырастят много подсолнечника, возникают проблема перепроизводства, падение цен, убытки. Поэтому в следующем сезоне большинство переориентируется, скажем, на зерновые. В былые времена, когда еще существовала хотя бы иллюзия глобального рынка, излишки с теми или иными сложностями, но хотя бы теоретически можно было реализовать на международном рынке. А в глобальном разрезе производство, потребление, цены некогда были относительно стабильны. Но по международному сотрудничеству сокрушительный удар нанес ковид, а в прошлом году в результате геополитического обострения испарились последние иллюзии о существенной роли международных торговых площадок. Они еще существуют де-юре и даже де-факто, но все меньше играют определяющую роль. Внешний контур перманентно «подкидывает» новые вызовы и угрозы. И принципиальной становится функция управления аграрным сектором, чтобы без паники, но оперативно купировать все угрозы.
— Наша аграрная отрасль организована достаточно оптимально, — объясняет Наталья Киреенко. — Беларусь — относительно небольшое государство, отсутствуют значительные климатические различия между регионами. Есть государственная программа по развитию сельского хозяйства на пятилетку. И она выполняется, и ее цели достижимы по годам. В аграрной отрасли значительная доля государственного сектора, но есть и частные предприятия, развивается фермерство. По ключевым направлениям созданы сырьевые зоны, закрепленные за перерабатывающими предприятиями. Причем стратегические мощности находятся под контролем государства. В целом аграрная отрасль и индустрия производства продуктов питания управляемые. Если производство по какому-то виду продукции по той или иной причине «проседает», то через госзаказ стимулируется производство этой культуры уже в следующем сельскохозяйственном сезоне. Например, некогда так произошло с гречихой. Ее дефицит оперативно удалось решить за счет расширения собственных посевных площадей под эту культуру.
Расширять свои ниши
По словам Натальи Киреенко, пандемийный период показал, что ряд решений и демпферов целесообразно и необходимо вырабатывать на региональном уровне. На уровне ЕАЭС активно обсуждается вопрос формирования продовольственных фондов в рамках союза.На мировых биржах ситуация несколько стабилизировалась. По данным ФАО, цены на ключевые продукты питания несколько выше, чем год назад. Но последние несколько месяцев снижаются. На зерно и мясо сохраняются на том же уровне. Видимо, спрос не выдерживает продовольственную инфляцию, поэтому котировки либо стоят на месте, либо имеют тренд на снижение. Тем более что предложение есть. С точки зрения производства прошлый год оказался не столь катастрофическим, как предполагалось весной и в начале лета. Запасы продовольствия тоже сохраняются на достаточном уровне.
Если говорить про белорусскую продовольственную индустрию, то она выглядит устойчиво. Наша страна изначально выбрала стратегию на максимальную переработку сельскохозяйственного сырья в продукцию с высокой добавленной стоимостью.
— Объемы экспорта продовольствия растут не столько за счет увеличения физических объемов поставок, сколько за счет роста цен, — объясняет Наталья Киреенко. — В разрезе последних 10–15 лет значительно увеличились экспортные поставки, например, сыров, колбас и другой продукции глубокой переработки. Соответственно, растет и денежный поток от экспорта. Рынки готовой продукции традиционно менее волатильны как по ценовым изменениям, так и по спросу и предложению.
По мнению Натальи Киреенко, нашим стратегическим партнером останется Россия. Но необходимо развивать и другие направления. Прежде всего расширять ниши в странах, в которые Беларусь осуществляет поставки продовольствия. Также более активно работать в регионах, с которыми уже заключены договоры о свободной торговле.
— Например, такое соглашение заключено между ЕАЭС и Сингапуром, — объясняет эксперт. — В эту страну белорусские производители в прошлом году поставили продукции больше чем на 2,5 миллиона долларов. Конечно, это относительно небольшие объемы. Но мы уже присутствуем на этом рынке, в какой-то степени понимаем правила игры, предъявляемые требования к продукции и поставщикам. И можно наращивать поставки. Тем более что рынок Сингапура является высокомаржинальным.
Шаг в премиум-сегмент
Если говорить про российский рынок, то в связи с уходом или ослаблением позиций западных компаний освобождаются ниши в высоком ценовом сегменте, которую наши компании могут очень эффективно занять. Тем более что у белорусской продукции уже сложился надежный имидж качественной и натуральной. Наталья Киреенко не исключает, что сегодня целесообразно развивать линейки продуктов питания, ориентированных на здоровый образ жизни. У нас достаточно много качественной фермерской продукции. Не исключено, что есть смысл «отмотать» технологии назад, возродить более натуральные рецептуры. Например, изготовление деликатесных мясных продуктов копчением на натуральной древесине. Это, конечно, более дорогой и длительный способ. Но такую продукцию можно отнести к разряду элитных. И она вполне может заместить на российском рынке премиальные торговые марки из Италии, Испании и других европейских стран, торговля с которыми сегодня в определенной степени затруднена. Впрочем, европейские продукты совсем уж натуральными (даже в высокой ценовой категории) назвать можно с натяжкой. Многие действительно естественные технологии в пищевой индустрии в развитом мире уже, можно сказать, утрачены. И у наших производителей есть возможность расширить свое присутствие в премиальных сегментах. Прежде всего в Москве и Петербурге.volchkov@sb.by