Предлагаются варианты
В первую очередь речь идет об использовании потенциала российских экономических зон с особым статусом. Еще несколько лет назад, ощущая необходимость привлечения инвестиций в собственную экономику, Россия сделала ставку на формирование специальных территорий, на которых действует особый режим хозяйствования. Свободные экономические зоны (СЭЗ), особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные парки, кластеры, территории опережающего развития (ТОР), хотя и относятся к разной юрисдикции и отличаются особенностями функционирования, в основе своей заточены под главную цель: простимулировать инвестора к вложениям в определенный регион. При этом популярность создания в регионах России подобных площадок начинается не столько с инвесторов, сколько с региональных правительств: для многих подобных точек роста предусматривается федеральное финансирование. Поэтому неудивительно, что именно губернаторы — первые бенефициары прихода инвесторов в субъекты Федерации: ведь вместе с ними область получает «заход» и федеральных денег. Это не говоря обо всех видах прибыли от реализации инвестпроекта. Именно по такому пути пошли власти Липецкой области, создавая на территории областного центра производство коммунальной техники совместно с белорусской компанией «АМКОДОР». Для обеспечения скорейшей реализации проекта областное правительство объявило о создании на территории бывшего Липецкого тракторного завода нового участка ОЭЗ. В феврале предложение региональных властей одобрила рабочая группа Минэкономики, ожидается решение Правительства. Таким образом, регион получает современное машиностроительное предприятие, а белорусский инвестор — улучшенные возможности для реализации проекта.1 сентября 2023 года посол Беларуси в России Дмитрий Крутой и губернатор Воронежской области Александр Гусев заложили капсулу в основание будущего завода по переработке шин. Построит предприятие белорусская компания «Белинжинирингстройинвест». Что характерно — на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Центр». Реализуют проект при организационной и финансовой поддержке Российского экологического оператора и ПАО «СБЕР», то есть с участием бюджета Российской Федерации. Стоит отметить, что разнообразие вариантов работы с инвестором позволяет региональным властям варьировать сотрудничество — от простого привлечения партнера в уже работающую зону поддержки (СЭЗ, ОЭЗ) до формирования под якорного инвестора отдельной структуры (ТОР). В последние годы трендом в России становится формирование кластерных структур.
— У нас эта история начиналась в 2000-е, когда формировалась стратегия социально-экономического развития области до 2030 года и мы активно работали над привлечением глобальных инвесторов. Таким был когда-то «Фольксваген», но кроме автомобильного кластера у нас есть и фармацевтика, и ИТ, и композиты. То есть появляется такая компания, которая является ядром кластера, которая задает тон. И вокруг нее, как правило, генерируется пояс малых инвестиционных предприятий, которые вступают с этой крупной компанией в различные совместные проекты. Образуются кооперационные цепочки, в которых эти предприятия участвуют, — пояснил «Р» концепцию этой работы директор АО «Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области» Павел Гранков.
Выйти на новый уровень
Сегодня эти возможности как никогда подходят для развития экономических взаимоотношений между регионами Беларуси и России. Именно этот принцип привел к идее создания Башкирско-белорусского индустриально-инвестиционного кластера, к реализации которого стороны приступили после проведения в Минске совместного бизнес-форума двух республик. Буквально на днях белорусская сторона получила довольно нетривиальное предложение из Омска: правительство сибирского региона рассчитывает на деловую инициативу белорусов, готовых вовлечь в оборот неиспользуемые сельскохозяйственные земли. Естественно, на льготных условиях с учетом возможностей зон опережающего развития.— На севере Омской области на сегодняшний день есть огромное количество земли, которую можно вовлечь в оборот. Она в советское время обрабатывалась, там получалась продукция, перерабатывалась, но сейчас часть земель выведена из оборота. И губернатор предложил Беларуси и белорусским бизнесменам по минимальным ставкам, условным, можно сказать, вовлекать эту землю в производство. Получать преференции особой экономической зоны, получать продукцию и реализовывать ее не только на территории Омской области, но и продвигать дальше, допустим, на Дальний Восток, — сообщил посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.
Позиция главы белорусского дипломатического представительства: якорных кооперационных проектов Беларуси с российскими регионами должны быть десятки. Они могут вывести наше сотрудничество на новый уровень, уверен он. Поэтому в рамках будущего доминирования в России индустриальных парков и кластеров стоит задача находить с российскими партнерами цепочки добавленной стоимости, в которых возможно совместное сотрудничество.
— Микроэлектроника, беспилотники, радиоэлектроника — это базовые отрасли критического импортозамещения, которые определены таковыми нашими президентами. И наша задача сейчас — в рамках тех основных направлений нашей союзной интеграции, которые недавно в Санкт-Петербурге были подписаны на период до 2026 года, обеспечить проектное наполнение этих программ. Президент Беларуси всегда говорит, что только в российских регионах мы можем черпать эти идеи, знакомиться с предприятиями и формировать эти новые связи, — заявил Дмитрий Крутой.
Korotkin@sb.by