СПК «Агрокомбинат Снов» Несвижского района отмечает семидесятилетие. Юбилей — хороший повод оглянуться в прошлое, оценить настоящее и заглянуть в будущее

Золотой фонд высшей пробы

В том есть закономерность, что земля одного из сельскохозяйственных флагманов Беларуси оказалась богатой на известных и заслуженных в республике людей, на совестливых, отзывчивых, старательных тружеников, созидателей успехов хозяйства. Нынешний председатель СПК (за все время здесь сменились только три руководителя) Николай Радоман не раз называл их золотым фондом — района, области и всей страны: «Это они делают историю и обеспечивают продовольственную безопасность». В целом как и страна, так и агрокомбинат «Снов» идет уверенными темпами вперед, внося весомый вклад в экономику государства. СПК оказал непосредственное влияние на развитие молочной отрасли республики, по сути став стартовой площадкой передового опыта для всех регионов. В 2003 году после посещения хозяйства Президентом было дано поручение построить здесь ферму по промышленному производству молока. МТФ «Сычи» потом и стала прототипом для более чем 1500 ферм в Беларуси, и сегодня наша небольшая республика — пятый экспортер молочной продукции в мире. Менее чем за 20 лет! Тысячи делегаций из разных стран, посещая «Снов», с одобрением отзывались о внедренном проекте: ничего лишнего нет, а самое главное, что МТФ за четыре года себя окупила.

Председатель СПК «Агрокомбинат Снов» 
Николай РАДОМАН.

Для истории 70 лет — миг, а для хозяйства — огромный шаг. Сегодня агрокомбинат «Снов» производит 40 процентов сельхозпродукции Несвижского района. Это более 31 тысячи тонн молока и около 30 тысяч тонн мяса в год, удой от коровы почти 11 тысяч килограммов. 

Начиналось же передовое хозяйство с объединения шести небольших близлежащих колхозов в сентябре 1951 года под началом участника Великой Отечественной войны Якова Васильевича Алексанкина, с урожаев зерна 6,5 центнера с гектара. По воле судьбы он, уроженец Смоленщины, оказался в Беларуси и нашел на Сновщине свою вторую родину, а эта земля — неутомимого преобразователя и строителя. Заложенным им традициям следуют и поныне. Вспоминает почетная колхозница Людмила Николаевна Радоман, мама Николая Вячеславовича Радомана:

— Якову Алексанкину пришлось труднее всех. Тогда сселяли людей с хуторов. Бывало, хозяевам раскроют соломенную крышу, чтобы скорее перебирались в деревню, а они за ночь найдут мужиков и опять накроют дом. Потом хуторяне, конечно, оценили деревенскую жизнь: здесь тебе и свет, и магазин. Я работала дояркой, доила вначале по 2 тысячи килограммов от коровы в среднем за год. Откуда было браться молоку, когда кормили коров сечкой из соломы, немного сдабриваемой мукой. Давали кормовые бураки. Вот и зарабатывали по 40 рублей. Но никто из доярок не жаловался, мол, мало, работа тяжелая. Жили дружно, никто не завидовал тому, кто получил больше. Алексанкин поднял хозяйство. В восьмидесятые надаивала в среднем уже по 5400 килограммов. Сейчас на ферме — работай не хочу. Попросила как-то сына, чтобы свозил посмотреть на роботов, такого в наше время и представить нельзя было. Но и моему Радоману нелегко. Это столько в голове держать надо!

Ветеран труда Людмила Николаевна Радоман не может сидеть без дела: у нее яркий палисадник и образцовый огород. 

При Якове Алексанкине разработана обширная система стимулов, заложена хорошая социальная база. По землям хозяйства протянулась нить магистрального газопровода, и к сновчанам пришло голубое топливо — к первым в республике. Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной премии и ВДНХ СССР механизатор Илья Иванович Доменикан газифицировал свой дом в начале семидесятых, как и его односельчане. Чувствуя заботу о себе и таких же простых работягах со стороны правления колхоза, разве мог он подвести коллектив и его руководство! Пахал землю, сеял и убирал хлеб по совести, берег технику. Его четыре комбайна (СК-3, «Колос», Е-516 и «Дон») служили не меньше девяти сезонов.

Ветеран труда Илья Иванович Доменикан пахал землю, сеял и убирал хлеб по совести. 

— Техника с каждым разом поступала более мощная, — вспоминает ветеран. — Росли урожаи. При мне уже собирали по 40 центнеров с гектара. Разве обмолотишь без потерь высокую стену ржи сорта «белта» слабеньким СК?

Главный агроном Александр Шаманов.

Поселок попадает в число экспериментальных в Союзе застроек — дом с двухуровневыми квартирами, редкость в ту пору, и сейчас смотрится современно. В нем живет Петр Иванович Крайко, бывший начальник птицефермы. Он непосредственно участвовал в становлении отрасли птицеводства:

Петр Иванович Крайко стоял у истоков развития птицеводства. 

— Племптицерепродуктор «Несвижский» присоединили к колхозу имени Калинина в 1979 году. Одиннадцать лет вначале отработал заведующим машинным двором. Уже при втором председателе Михаиле Александровиче Корчмите меня поставили возглавлять птицеводство в колхозе. При нем же построены перерабатывающие мясо и молоко цеха. Когда пришел, у нас было восемь птичников с добитым клеточным оборудованием. Михаил Александрович организовал поездку в Голландию, где мы ознакомились с производством птицы, частично — свинины и КРС. И по приезде домой решили применить зарубежный опыт у себя. Начали в 1997 году с реконструкции птичников. За год, не снижая производства, завершили ее, установив голландское оборудование, и перешли с клеточного на напольное содержание птицы. Это дало сокращение трудозатрат, наращивание объемов. Начали строительство новых птичников, которое продолжил и Николай Радоман. Завезли импортных цыплят. Если раньше одного бройлера выращивали более 50 дней, то после преобразований в технологическом процессе этот период сократился до 40 дней. Значительно увеличился среднесуточный привес — до 50—60 граммов, снизился расход комбикорма с 3,3 до 1,8 кормоединицы. Следом принялись за реконструкцию свиноводства.

В 2001 году по случаю 50-летия хозяйства Петр Крайко за развитие птицеводства награжден автомобилем «Жигули». Кстати, дочь и зять Петра Ивановича также работают специалистами в хозяйстве.

Преемственность поколений в агрокомбинате — хорошая традиция. На ферме «Новый Снов» недавно вступил в должность ветеринарного врача Юрий Гриценко, сын главного ветврача хозяйства:

— Куда поступать, у меня не было сомнений. Конечно, в Витебскую ветакадемию, где учились мои родители. Там же, как и отец, встретил свою вторую половинку. Женя родом из Витебска, и я ее «украл» из города и привез сюда.

Ветеринарные врачи Евгения и Юрий Гриценко. Молодая семья специалистов недавно получила ключи от квартиры в новом доме. 

— И не жалею, — вторит мужу Евгения. — С третьего курса практику проходили в агрокомбинате, так что пришли с определенным багажом. Когда приехали сюда, нам сразу сказали, что как молодой семье будет предоставлено жилье. Сейчас заселяемся в двухкомнатную квартиру в только что сданном доме. Я нашла в Снове свое место в жизни.

Рядом с новым домом оборудована большая детская площадка.

У оператора машинного доения МТФ «Дольный Снов» заслуженного работника СПК делегата второго Всебелорусского народного собрания Марии Рацкевич сын тоже остался в агрокомбинате, 1700 тонн зерна намолотил за сезон, чувствуется гордость в голосе матери:

Оператор машинного доения Мария Рацкевич — делегат II Всебелорусского народного собрания.

— В таком хозяйстве хочется работать. Начинала я сорок лет назад с молокопровода. Те условия труда не сравнить с современными. Всюду красота и чистота, да и легче. Достойная зарплата.


Юбилей для любого человека, особенно для руководителя, — это осмысление пройденного. За последние 17 лет (время руководства Николая Радомана) более чем в три раза увеличилось производство основной продукции — молока и мяса. Почти 11 тысяч килограммов удой от коровы, 1065 граммов среднесуточный привес КРС, 775 граммов — на свинокомплексе, 62 грамма на птице возникли не на голом месте, подводит итоги Николай Вячеславович:

— Это большой кропотливый труд, в первую очередь специалистов и всех работников. Безмерно благодарен им. Намечая что-либо на перспективу, думаю об улучшении благосостояния людей. Вот самая главная задача руководителя. Не может не радовать, что день ото дня оно растет. У наших работников примерно 500 личных машин. К любому объекту подъедешь — стоят в ряд. Хотя у нас достаточное количество автобусов для доставки на работу и обратно. В конце семидесятых на весь колхоз было три-четыре легковых автомобиля. В домах газ, вода, канализация. Строим много жилья: недавно сдали 18-квартирный дом. Там живут и молодые специалисты, механизаторы, водители. Предоставили квартиру молодому врачу местной амбулатории. На очереди ввод следующего дома к концу ноября. Надо заселить туда и несколько молодых учителей: должна присутствовать жилка оседлости. Что необходимо, чтобы человек задержался на месте? Жилье, хорошая зарплата, достойные условия труда и отдыха. Для комфортной жизни у нас есть все: Дом культуры, где работает детская школа искусств и много кружков для взрослых, плавательный бассейн, три тренажерных зала. И молодежь остается. Сегодня около 700 человек из 1900 работающих в возрасте до 30 лет. Раз люди не разбегаются, чувствуют себя уютно, значит, с социальной сферой все нормально.

18-квартирный жилой дом.

Кроме социальных вопросов, думаю, что сделать с нашей производственной базой. На откорме 12 тысяч КРС, возникла тема комплектации этого поголовья. Около 3 тысяч дойного стада, и это только полторы тысячи бычков. Почти 10 тысяч телят закупаем. Но хозяйства сами взялись за откорм ради увеличения валового объема продукции и не продают молодняк. Вынашиваю мысль, что необходимо создать МТФ на 3400 голов КРС. Чтобы не попасть в ситуацию, когда есть корма и помещения, а некого кормить и заселять. Конечно, главное — кормовая база. Чтобы ее развивать, создали мощное сушильное хозяйство. Теперь можно увеличивать и комбайновый парк. У нас шесть современных сушильных комплексов, в этом году ввели очередной. Если намолотим 2 тысячи тонн зерна в день, то за сутки переработаем. Было 16 комбайнов, в следующем году купим еще два — обмолачиваемый дневной объем зерна не залежится на открытых площадках. Ничего спонтанно не делается, все надо просчитывать. Много строим и реконструируем. Если руководитель не строит, значит, не думает наперед и не может справиться с тем объемом информации, который подается.


Агрокомбинат — школа молодых руководителей. Два специалиста выросли в «Снове» до директоров соседних хозяйств. Сейчас Николай Вячеславович готовит третьего. Как сказал, себе на замену. Учит общению с людьми и уверенности в собственных силах.

— Меня часто спрашивают, жесткий ли я руководитель? — рассуждает председатель. — Считаю, руководитель должен быть в меру жестким, чтобы держать дисциплину. Но ни в коем случае не злопамятным. Если отругаю кого-то, даже за дело, то переживаю потом больше своего подчиненного. Каждому предлагаю дружбу, но при одном условии: безоговорочно выполнять то, что поручаю. Если не делаешь этого, какой же ты друг? Такие взаимоотношения с коллективом во многом помогают в работе. У нас нет проблемы работать в воскресенье и по 16—18 часов. Все понимают, что задача, поставленная председателем, должна быть выполнена. К примеру, как-то далеко за полночь убирали сенаж, чтобы закрыть траншею. Завершили в два часа ночи. Только укрыли корм — пошел сильнейший дождь. Но сенаж заготовили качественный: 55 процентов влажности, технологично провяленный и уплотненный. А если бы он попал под дождь? Потеряли бы изначальную питательность. А так за шесть часов ночной смены сделали то, с чем, возможно, не управились бы и за неделю, и, конечно, желаемого результата не получили бы.

Тракторист-машинист Александр Гринаш за сезон намолотил 2523 тонны зерна. 

Учит председатель и личным примером:

— Руководители и их семьи как на рентгене: нас и просвечивают, и обсуждают. Это и есть деревня. И мы должны вести себя достойно.

Огорчает, что много времени проводит у телефона, словом, и не очень порой добрым, убеждая собеседников на том конце провода вернуть долги:

— Более тремстам субъектам продаем продукцию, даем рассрочку платежа на две-три недели. Но три миллиона должна торговля, из них просроченных платежей на миллион 120 тысяч рублей. Минский мясокомбинат не платит три года. Нашу колбасу и молоко давно продали (в магазине никто бесплатно товар не берет), съели и выпили, а мы денег так и не увидели.

Штукатур-маляр Игорь Карпович на строительстве нового помещения свинокомплекса.

В завершение беседы Николай Радоман сказал:

— Я и команда наших специалистов можем открыто смотреть в глаза ветеранам. Мы сохранили лучшие традиции, созданные нашими дедами, улучшаем условия жизни людей и производства, культуру на земле и в деревнях. Мне не стыдно перед односельчанами, приезжающими в родительский дом: проведен газ, проложен асфальт, ко многим домам — водопровод. Люди чувствуют твердую уверенность в завтрашнем дне.


klimovich@sb.by  

УНП 600032101
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter