Народный и любимый артист Виктор Чернобаев принимает поздравления с 90-летием

Золотой бас

Сегодня народный и любимый артист Виктор Чернобаев принимает поздравления с 90-летием. В отличие от своих героев (а их артист на сцене воплотил порядка сотни!) Виктор Максимович безнадежный однолюб: всю жизнь предан семье, профессии и единственному театру. Более пятидесяти лет — с 1958-го по 2011-й — он посвятил белорусскому Большому. Хотя в детстве будущую оперную звезду больше всего привлекало море — он очень хотел поступить в мореходное училище в родном Новороссийске. Но началась Великая Отечественная. А после нее — совсем другая жизнь. Учеба в вечерней школе и работа на заводе токарем. Музучилище и армия. Демобилизация и неожиданное приглашение из театра в Минске. Первая небольшая роль в опере «Садко» Римского-Корсакова и первый большой успех… За полвека на сцене Виктор Чернобаев исполнил все ведущие басовые партии, а его голос до сих пор остается эталоном настоящего сильного баса-буфф. Мы поздравляем артиста с красивой юбилейной датой и желаем не терять форму, бодрость духа и верность высокому искусству. Сто лят, дорогой Виктор Максимович!


К нашим поздравлениям присоединяются артисты, в разные годы работавшие с мэтром в Большом театре.

Нина Козлова, заведующая труппой оперы Большого театра, заслуженная артистка Беларуси: 

— С Виктором Максимовичем мы по­зна­комились у пианистки Тамары Миан­са­ровой, с которой я в то время делала записи. Это была середина 1970-х. Я разучивала очередной романс, Виктор Максимович услышал и восхитился: «Какой у девочки голос! Она обязательно должна петь в театре». А потом взял... и действительно привел меня в Большой на прослушивание. Я даже запомнила дату — 17 апреля 1975 года. За дирижерским пультом стояла Татьяна Коломийцева, моим партнером оказался Михаил Галковский. Я спела арию Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского и буквально через день узнала, что принята в театр. Поэтому Виктора Максимовича воспринимаю как крестного отца, учителя и друга. Все эти годы он был и остается очень близким и дорогим мне человеком. Часто бываю у него в гостях, очень люблю его супругу, дочку. А какой он юморист! Вот только, бывало, заходил в зал на репетицию, и уже вся труппа хохотала. Откуда он знал все эти анекдоты, истории, рассказы, ума не приложу. 

В роли Мефистофеля в опере «Фауст».

Николай Колядко, дирижер Большого театра, заслуженный деятель искусств Беларуси:

В роли Лепорелло в спектакле «Дон Жуан».
— Хорошо помню эту веселую троицу: Зиновий Бабий, Аркадий Савченко и Виктор Чернобаев. Какие это гусары были! Двоих, к сожалению, уже нет, а третий гусарит до сих пор. Они втроем очень дружили. Такие красавцы! Могли обаять любого. А как они любили розыгрыши, шутки! Особенно Виктор Максимович — рассказчик он потрясающий. Его редкий комический дар, уверен, запомнился и многим зрителям. Честно говоря, я даже не помню, чтобы у нас в театре еще были артисты такого комического плана и такого невероятного таланта. Конечно, он исполнял и драматические партии. Например, у него была прекрасная работа в «Доне Карлосе» Джузеппе Верди. А как хорош он был в роли Варлаама в «Борисе Годунове»! Но важно сказать, что Виктор Максимович еще и человек необычайно теплый, компанейский. А потому мои самые теплые поздравления ему в этот день!

Виктор Скоробогатов, руководитель «Белорусской капеллы» Большого театра, заслуженный артист Беларуси:

— Я приходил на спектакли с его участием, еще будучи студентом консерватории. Для меня он уже тогда был мэтром, глыбой. Помню, как в конце пятого курса прослушивался в труппу. Пел партию Фиорелло в «Севильском цирюльнике», а Базилио играл Виктор Максимович. Когда все закончилось, я уже собрался уходить, смотрю: по лестнице спускается мэтр. И поздравляет с ходу: «Молодец, отлично держался! Надеюсь, уже со следующего сезона мы будем работать вместе». То есть понимаете? Он был единственным, кто поздравил меня с прослушиванием. 

Елена Сало, солистка Большого театра, заслуженная артистка Беларуси:

В роли князя Хованского в опере «Хованщина».
— Самое запоминающееся — это, конечно, его шутки на сцене. Моя первая большая роль в театре была в «Севильском цирюльнике», где опекуна моей Розины играл сам Виктор Чернобаев. У него были густые шикарные брови, и в совместных сценах он так смешно ими шевелил и вообще проделывал какие-то невероятные манипуляции, что я просто не могла удержаться от хохота, каждый раз кое-как справляясь с эмоциями. Вообще, всегда, когда он был рядом, обстановка сразу становилась очень теплой, домашней, благожелательной. Когда в 1999-м я только пришла в театр, мне было не по себе. Начиталась книжек и думала, что это конкурентная среда, где каждый борется за свое место под солнцем. На деле же оказалось, что обстановка там очень семейная, можно спокойно развиваться и перенимать опыт старших коллег. Старшее поколение артистов вообще в те годы очень бережно относилось к новичкам. Виктор Максимович был как раз из тех, кто никогда не пренебрегал молодежью, не смотрел на нее свысока. Наоборот, всегда помогал, да еще и с шутками, с заботой. Хотя уже тогда являлся ведущим мастером сцены, мэтром, народным артистом.

К юбилею артиста Большой театр Беларуси совместно с Белтелерадиокомпанией покажут оперу Анатолия Богатырева «В пущах Полесья», где Виктор Чернобаев исполняет роль деда Тараса. Онлайн-трансляция пройдет на странице Белтелерадиофонда #золотойфондбт в социальных сетях Facebook и ВКонтакте. 

Финал оперы «Севильский цирюльник». Слева Виктор Чернобаев, справа Виктор Скоробогатов, 1979 год.

Нина Ломанович, главный хормейстер Большого театра, народная артистка Беларуси:

— Наверное, таким потрясающим комическим даром Виктор Максимович обязан в первую очередь своему характеру. Как человек, и это вам любой скажет, он очень легкий в общении, доброжелательный, открытый. Если в перерывах между репетициями откуда-то доносился гомерический хохот, там точно был Виктор Максимович. Лучшего рассказчика театральных баек я еще не встречала. Поэтому он всегда был в центре внимания, оставаясь на удивление очень скромным человеком. Я ни разу не слышала, чтобы он о ком-то отозвался плохо. За этот профессионализм и человеческое обаяние его все любили: артисты и зрители.

Когда я пришла в театр в 1976 году, это был расцвет белорусской оперы. На сцене в те годы блистало много ярких звезд, но для меня Виктор Чернобаев был одним из самых запоминающихся. Для баса у него редкий сильный голос, поэтому его задействовали во всех новых оперных постановках в ведущих партиях. Моей первой хормейстерской работой стал спектакль «Дон Паскуале» Доницетти, где Виктор Максимович исполнял заглавную партию. Это незабываемый образ, любой театр мира был бы счастлив иметь такого колоритного Дона Паскуале. Вместе с Аркадием Савченко в роли доктора Малатеста они срывали аплодисменты после каждого спектакля, их сопровождал грандиозный успех. И хотя особенно Виктору Максимовичу удавались комические роли, он легко справлялся и с серьезными партиями: Малюты Скуратова в «Царской невесте», Мефистофеля в «Фаусте». У него не случалось проходных ролей или спектаклей. Если Чернобаев на сцене, это всегда успех.

leonovich@sb.by

Фото из архива Большого театра оперы и балета Беларуси. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter