Национальный банк продолжает умело управлять золотовалютными резервами. На 1 апреля они увеличились на 134 миллиона долларов и достигли 8,353 миллиарда в эквиваленте. Рост наиболее ликвидных резервных активов Нацбанка внушает оптимизм, ведь от их качества и величины зависит не только стабильность банковской системы, но и курс национальной валюты.
Тенденция роста ЗВР в течение последних двух месяцев и прогнозные оценки мирового валютного рынка свидетельствуют о том, что у Нацбанка и Правительства сохраняются заложенные в 2023 году хорошие возможности по контролю за ситуацией не только в банковской системе, но и в целом в макроэкономической сфере в течение текущего 2024 года. В свою очередь, величина ЗВР говорит о возможностях государства обеспечивать оплату критического импорта в случае возникновения форс‑мажорных обстоятельств, рассчитываться по внешним долгам и способности поддерживать прогнозируемый курс национальной валюты. Таким образом, ЗВР — это своеобразная подушка безопасности страны.
На 1 апреля объем монетарного золота в резервах составил 3,8438 миллиарда долларов, увеличившись за март на 291 миллион (плюс 8,2 процента), а иностранной валюты — 3,1385 миллиарда, уменьшившись на 158 миллионов (минус 4,8 процента).
Сейчас резервы Нацбанка состоят из монетарного золота — 46 процентов, активов в иностранной валюте — 37,6 и специальных прав заимствования — 16,4. Причем доля монетарного золота имеет устойчивую тенденцию к росту. Золотой запас за последние 10 лет вырос более чем на 13 тонн.
Как отмечают аналитики ЕАБР, ключевой причиной увеличения ЗВР нашей страны стало повышение мировых цен на золото. Только в марте этот драгметалл подорожал на 8,1 процента. В то же время следует констатировать, что политика Нацбанка, направленная на увеличение доли монетарного золота и уменьшение доли активов в иностранной валюте, не носит спекулятивный характер, а основывается на объективных тенденциях нынешней глобальной экономики.
По данным Международного валютного фонда, в 2023 году доля доллара в мировых резервах впервые за 28 лет опустилась ниже 58,41 процента. Достигнутый показатель стал минимальным за все время ведения официальной статистики с 1995 года. Мировые центробанки начинают считать долларовый актив все менее надежным.
Опасения регуляторов связаны с растущим дефицитом бюджета США, для покрытия которого Вашингтону постоянно приходится занимать все больше денег. Сейчас госдолг Штатов приближается к 34,6 триллиона долларов, а на его обслуживание в текущем году американские власти впервые могут потратить больше денег, чем на оборону. Например, если в 2020 году Вашингтон потратил на выплату процентов по своим обязательствам порядка 345 миллиардов долларов, то в 2023‑м эта сумма составила уже 659 миллиардов, а в 2024‑м может достигнуть 870 миллиардов.
Глобальное доверие к доллару подрывают и попытки Соединенных Штатов использовать собственную валюту в качестве инструмента внешнеполитической борьбы. В 2022 году, после начала СВО, белорусские и российские банки были отключены от международной платформы для передачи финансовых сообщений SWIFT, а также от платежных систем Visa и Mastercard. Наряду с этим США ввели полный запрет на экспорт, продажу и поставку долларовых банкнот в наши страны, а также вместе с союзниками по ЕС заморозили значительные суммы суверенных резервов и сейчас обсуждают возможность конфискации этих средств.
Поэтому неудивительно, что ежегодный спрос на золото вырос до максимума более чем за 10 лет. И в первую очередь это произошло за счет покупок мировых центробанков: плюс 1037 тонн в 2023 году.
Ради справедливости следует отметить, что в течение 2022 — 2023 годов были периоды и относительного уменьшения уровня ЗВР. В условиях западных санкций Беларусь была вынуждена изменить сроки и порядок выплаты ряда своих валютных обязательств, в частности конвертируя их в белорусские рубли. Существенную роль в уменьшении негативного влияния на отечественную финансовую систему сыграли сложившиеся доверительные и партнерские отношения между белорусскими и российскими органами госуправления. Учитывая то, что на Россию приходится порядка 70 процентов заимствований, межправительственная договоренность о переносе сроков платежей по ранее выданным Беларуси кредитам имела важное значение.
В целом ЗВР — это не единственный и далеко не определяющий элемент национальной экономики. Но в любом случае текущая тенденция укрепления финансовой и денежно‑кредитной системы — несомненное достижение Правительства и Нацбанка.
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик