Мастер цеха РУП «Толочинский консервный завод» Юлия Бондарева.
— Поставляем на экспорт мясную, молочную продукцию, овощи, картофель, рапсовое масло и другие позиции. Развивается торговля не только традиционными товарами, но и высокотехнологичной продукцией: семенами и посадочным материалом, племенным скотом, средствами защиты растений, ветеринарными препаратами и кормовыми добавками, — поясняет начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Ксения Мелешко. — Бренд «Сделано в Беларуси» знают и любят. Если говорить о продовольственных товарах, то они отличаются прекрасным качеством, поэтому давно завоевали признание российских покупателей, никогда не залеживаются на прилавках федеральных и локальных торговых сетей.
В текущем году белорусская сельскохозяйственная продукция поставляется в 75 регионов Российской Федерации, отмечает Ксения Георгиевна. При этом торговля осуществляется не только с Центральным и Северо‑Западным федеральными округами, наращиваются объемы взаимного товарооборота с Приволжским, Южным, Уральским, Дальневосточным, Сибирским и Северо‑Кавказским округами. В этом году увеличились поставки в такие удаленные регионы Российской Федерации, как Амурская, Сахалинская, Магаданская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Иркутская области, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Республика Дагестан и ряд других.
— Активно развивается и сотрудничество в сфере аграрного образования, проходят совместные мероприятия для преподавателей, аспирантов и сотрудников вузов‑партнеров. Реализуются программы повышения квалификации, стажировки и переподготовки руководящих работников, специалистов, кадров рабочих профессий, занятых в сфере растениеводства, животноводства, рыбоводства, мелиорации, ветеринарии и других направлениях, — добавляет Ксения Мелешко.
Наши заводы и фабрики активно развивают экспортные поставки в Россию, внедряют новые продукты и участвуют в международных выставках, получая высокие награды и признание за качество своей продукции. По просьбе «СГ» представители перерабатывающих предприятий рассказали о том, с какими регионами чаще сотрудничают и какой товар пользуется там наибольшим спросом.
На РУП «Толочинский консервный завод» акцент сделали на картофеле фри.
Юлия АСАБОВА, заместитель директора по внешнеэкономической деятельности и торговле РУП «Толочинский консервный завод»:
— Россия — наш основной партнер, 90 процентов экспортной продукции направляем именно туда. У нас заключены контракты с Москвой, Красноярском, Новосибирском, Самарой и другими городами. В последнее время структура товарооборота изменилась: если раньше основную часть составляла плодоовощная продукция, такая как картофель, яблоки и ягоды, то сейчас акцент сделали на замороженном полуфабрикате из картофеля. Это связано с открытием в октябре 2021 года цеха быстрого замораживания, и на данный момент мы остаемся единственными производителями данного вида продукции в Беларуси.
Каждый год заключаем новые контракты с регионами Российской Федерации. В настоящее время прорабатываем прямые договоры с регионами Сибири на будущий сезон.
Активно участвуем в отраслевых выставках и конкурсах на территории России. Например, наша продукция была удостоена золотой и серебряной медалей на выставке «Продэкспо‑2017» в Москве. В планах — увеличение товарооборота с Российской Федерацией и открытие новых рынков сбыта.
Светлана ЦЫРО, начальник отдела сбыта и снабжения ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод»:
— На российском рынке наша продукция представлена давно: сотрудничаем не первый десяток лет. Наиболее активные партнеры — Москва, Санкт‑Петербург, Иркутск, Краснодар и Пенза. 80 процентов продукции предприятия, реализуемой на российском рынке, отправляется непосредственно в розничные сети без посредников. В основном это элитная группа сыров, такие как маасдам и пармезан, а также сливочное масло.
На российском рынке продукция ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод» представлена не первый десяток лет.
Каждый год внедряем новые виды продукции. В нынешнем, например, освоили выпуск сыра с белым трюфелем — тартуфо. Сначала были опасения, что из‑за высокой цены он не будет востребован, но, к счастью, ожидания не оправдались: благодаря необычному вкусу новинка пользуется популярностью как у российских, так и у белорусских покупателей.На протяжении десяти лет мы участвуем в конкурсе «Лучший продукт» в рамках выставки «Продэкспо» в Москве и регулярно завоевываем золотые медали. В этом году получили их за сыры «Джюгас» и «Моцарелла Чильеджини копченый».
Юлия ЛУЦКО, специалист отдела внешнеторговой деятельности ОАО «Гамма вкуса»:
— Спрос на нашу продукцию остается неизменно высоким. Производим свеклу отварную в вакуумной упаковке, которая особенно востребована в осенне‑зимний период. С начала года реализовали около 900 тонн этого продукта. Также на полках российских магазинов популярны наши наборы для приготовления салатов, таких как винегрет, оливье и сельдь под шубой. В 2024 году растет интерес к фруктовому пюре в упаковке пауч, растительному молоку и крем‑супам.
Мы работаем с дистрибьютором, который помогает продвигать нашу продукцию в таких регионах, как Московская, Ленинградская, Екатеринбургская и Нижегородская области. Специального производства для страны‑соседки у нас нет. Все, что идет на белорусский рынок, также может быть реализовано в России.
Наше предприятие регулярно представляет продукцию на международной выставке «Продэкспо» в Москве. Золотые медали и дипломы победителя в разных номинациях подтверждают качество, а также наши возможности, желание осваивать новые виды продукции, внедрять в производство передовые технологии, чтобы укреплять свои позиции на внутреннем рынке и рынке братской страны, да и в целом расширять географию экспорта.
zhukova@sb.by
grudnitskiy@sb.by