Спроси кого в наших широтах про самый известный индийский фильм, вам не раздумывая назовут «Зиту и Гиту». Даже тот, кто, возможно, его и не видел, уж наслышан точно. Он давно стал одним из обиходных наших познаний об Индии наряду с йогой, Шивой, Маугли или фамилией Ганди… 45 лет назад мы впервые узнали историю о разлученных с рождения сестрах‑близняшках, однако всенародная слава накатила позднее. Среди богатства выбора картина «Зита и Гита» вытащила счастливый билет. И неспроста.
Второе рождение
«Пролетая над территорией Афганистана, шлю Вам, уважаемый товарищ Бабрак Кармаль, ЦК НДПА и правительству ДРА сердечный привет и наилучшие пожелания…» «Пролетая над территорией Пакистана, прошу Вас, господин президент, принять мои искренние пожелания мира и прогресса пакистанскому народу…» С эпистолярных текстов двух телеграмм в декабре 1980 года начинались газетные отчеты о визите Леонида Брежнева в Индию. Четыре дня страна следила за новостями о пребывании генсека в далекой стране. Интенсивные переговоры и дружественные встречи. Вероятно, тогда родился знаменитый нынче миф про фразу «Дорогая Индира Ганди». На самом деле Леонид Ильич с характерной хрипотцой обращался к представителям зарубежных государств более официально — по должности…
Два зимних вечера страна следила за веселыми приключениями сестер. Школьники, занятые во вторую смену, счастливо пересматривали шедевр поутру, чтобы потом в классе поделиться впечатлениями. «Этот глуп, а тот умен, но зато пропойца он… Тот дурак, но не беда, но зато он трезв всегда…» — мальчишки весело напевали песенку, расхаживая по классу и покачиваясь, словно герой Дхармендры.
В юных девичьих головах не укладывалось, как одна актриса могла одновременно играть столь разных девушек. Скромную Золушку Зиту и боевую цыганку Гиту. Они, казалось, отличались даже внешне. Похожее лицо, а движения, взгляды… все разное. Такими все привыкли видеть настоящих близнецов из класса или двора.
«Бродяга».
Братья и сестры
«Знают взрослые и дети: Зита с Гитой есть на свете!» — популярное стихосложение тех лет. Фильм по известности мгновенно обошел даже классических героев Киплинга — вышедшего из джунглей Маугли и бесстрашного мангуста Рики‑Тики‑Тави.
Какой там Марк Твен с его «Принцем и нищим». Для не избалованной сюжетами публики простая, в сущности, закрутка казалась вершиной сценарной мысли. Обмен двух похожих людей с разными характерами до сих пор у многих ассоциируется исключительно с «Зитой и Гитой». Хотя даже по индийским меркам этот фильм самый что ни на есть ремейк. Причем даже не первая производная! Буквально за несколько лет до появления сестричек‑близняшек по советским экранам прошла мелодрама «Рам и Шиам». История разлученных братьев обрела популярность, но ей не повезло в нужное время добраться до телевизора! В итоге, несмотря на достаточную известность, в дальнейшем она лишь скромно гуляла по залам повторного фильма. В свою очередь, «Рам и Шиам» позаимствовал идею у «Рамуду Бхимуду» — киноленты на языке телугу, распространенном лишь в некоторых штатах многонациональной страны. Первоисточники можно искать и дальше…
«Танцор диско».
Телеэкран сделал из «Зиты и Гиты» шедевр, символизирующий эпоху. С тех пор во дворах не только близняшек, но и просто неразлучных подружек стали в шутку называть Зита и Гита.
Индийское кино навсегда получило у нас стойкий имидж. Женщины с замиранием сердца следили за сентиментальными историями, мужчин привлекали сцены драк и лихие погони. Так визит Брежнева открыл новую страничку дружбы — на советский экран индийские фильмы хлынули словно воды Ганга.
Смесь масалы
Причудливую смесь комедии, боевика, мелодрамы и индийского мюзикла именуют масалой. Их форма и содержание не менялись десятилетиями: высосанные из пальца сюжеты, заезженные актерские приемы, дешевая сентиментальность чувств, музыкально‑танцевальные номера, от которых ближе к финалу уже начинает подташнивать, непременно драка под конец, как у нас на сельской свадьбе. Обязательный хеппи‑энд. Просмотрев два‑три фильма, не нужно напрягать фантазию: содержание и моралите, заложенное авторами, можно предугадать с первых же кадров.Советская критика не раз громила подобные картины, клеймя штампом массовой культуры: «Многие общие признаки налицо — массовое производство, потребительский характер, отсутствие оригинальности, низкий эстетический уровень, классовая направленность и т.д.» Залп по воробьям. Кто с интересом смотрит, подобные рецензии не читает. Критики и зрители живут в своих мирах и наслаждаются каждый по‑своему. Первые изгаляются над примитивом, не жалея уничижительных слов, вторые раз за разом выходят довольные из кинотеатра, вытирая платочками слезы после сопливой драмы.
А сколько забавного можно было увидеть во время драки! Бомбейский махач один на один или стенка на стенку традиционно вызывали скептицизм у профессионалов единоборств, каскадеров, кинооператоров и звукорежиссеров. Серии безжалостных ударов, кровь рекой, а на бойцах ни ссадин, ни ушибов. Белоснежные рубашки словно после первой стирки… Со второго просмотра начинаешь понимать, что вопли и крики не в такт, а грозные кулаки лишь сотрясают воздух, на добрую пядь не добираясь до вражеской челюсти. Но разве хруст костей в мелодраме главное? Отметелили гада. Поделом ему. Добро торжествует! После такого кино семиклассник выходит с горящими глазами и пламенным сердцем. Он готов свернуть горы во имя справедливости!
Формула любви
И все же среди многочисленных индийских фильмов, которые нам показывали, «Зита и Гита» стоят особняком. Его не зря пропустили на телеэкран. Очевидно, отбор был сделан с умом и вкусом.Фильм не затрагивает острых социальных проблем, сюжет — водевиль. Злая тетка Зиты — персонаж совершенно гротескный, так же как и ее братец — злодей в чистом виде. Остальные герои подкупают искренностью. В фильме нет супергероев, раскидывающих банду одной левой, а драка хоть местами и веселит зрителя, не превращается в бутафорскую постановку цирковых клоунов. Комедийная мелодрама выгодно отличается от молодежного бунтаря «Бобби» или боевика «Месть и закон». Последний вообще шокировал публику множеством кровавых сцен и был спешно убран из минских афиш буквально спустя неделю после премьеры. Потом тихо бродил по глубинке, где публика не столь щепетильна в вопросах жестокости бандитских разборок.
«Зите и Гите» прятаться ни к чему. Фильм стал регулярно транслироваться по ТВ, чем стойко держал уровень народной любви. Менялись поколения, индийское кино стало редким гостем в наших кинотеатрах, но легенда о девушках‑близняшках жива. Чем в очередной раз доказывает многолетнюю формулу своего успеха: без приключений и любви не бывает счастья.
Секрет имен
Зита, а в оригинале все‑таки Сита, — добродетельная жена Рамы, героиня индийского эпоса «Рамаяна», согласно мифу появилась на свет из борозды на вспаханном поле, что и соответствует ее имени. Сита почитается в индуизме как олицетворение совершенной женщины.Гита воспитывалась в цыганской семье, и имя ее можно перевести всего одним словом — песня! Все сходится. В фильме Гита зажигательно поет и танцует.
Две звезды
Индийские актеры нашего детства были узнаваемы с первых кадров. Они практически не меняли амплуа, штампуя из года в год привычные образы. Фактически вся бомбейская продукция сводилась к копированию традиционной для давнего Голливуда системы звезд, доведенной в тамошних реалиях почти до абсурда. Индийский зритель привыкал к лицам и ходил на фильмы, не вдаваясь в сюжеты, просто посмотреть на любимую звезду. Со временем в моду вошли не просто звезды, а звездные пары. Главные герои «Зиты и Гиты» Дхармендра и Хема Малини — один из самых уважаемых дуэтов Болливуда. Вместе они разыграли несколько десятков любовных историй.
Впервые встретились в 1970 году. Дхармендра был давно женат. Семья, дети, популярность, тысячи поклонниц… На экране составлял успешный тандем с известной актрисой Миной Кумари. Но несколько неудачных фильмов — и ему стали подыскивать новую подругу. Одну, другую, пока наконец не появилась Малини. «Любимый Раджа», «Зита и Гита», «Месть и закон»… Мы видели много фильмов с их участием. Когда между актерами, изображавшими экранную любовь, заискрило по‑настоящему, они не признаются. Но разве можно устоять перед зажигательными движениями Хемы? Как она танцевала в фильме «Месть и закон» в логове бандитов ради спасения своего любимого, ступая по горячему песку и битому стеклу! Что там в реальности насыпали под ноги танцовщице, история умалчивает, но зрелище не оставляло равнодушным. Ради Малини Дхамендра решился на отчаянный шаг. Когда первая жена отказалась давать развод, он заявил, что принял ислам, и по законам этой религии взял себе вторую жену, не разводясь с первой! Впоследствии актер не раз опровергал сказанное, однако вместе с Хемой они прожили более сорока лет. Славно здравствуют и поныне.
Хема Малини
Для 24‑летней Хемы Малини «Зита и Гита» стала ступенькой, определившей не только карьеру, но и во многом личную жизнь. Лесенка славы — цепь случайностей. Сказочный сюжет, словно списанный с одного из индийских фильмов.В 15 лет ее рассматривали для одной картины, но отвергли, упрекнув в излишней худобе. Несмотря на неудачу, девушка не сдалась. Отточила мастерство танца и благодаря этому пробилась в кино. Легендарный Радж Капур, известный всем в СССР по фильму «Бродяга», на главную роль в фильме «Продавец мечты» в пару себе искал не актрису, а танцовщицу. Это может показаться странным. Столько песен и танцев в индийских фильмах! Но на строгий взгляд Капура, известные киноактрисы либо не умели танцевать, либо недостаточно хорошо имитировали цыганскую пластику, какую он желал увидеть. По сюжету фильма герой Раджа Капура раздает… мечты. Для 20‑летней Хемы мечта стала явью! А зрители сразу нарекли ее «Девушка мечты».
Изначально режиссер «Зиты и Гиты» Рамеш Сиппи видел героиню как зрелую женщину с ребенком, соответственно и актрису подобрали в возрасте. Но образ юной девушки выглядел привлекательнее, и роль предложили местной звезде Мумтаз, которая по иронии судьбы снялась в фильме «Рам и Шиам». Лишь после того как стороны не сошлись в цене, роль досталась Малини. Сказка, не иначе.
ЦИФРЫ — ВЕСКИЙ АРГУМЕНТ
Кино в Индии — продукт в первую очередь для внутреннего потребления. Имея миллиард жителей, можно не задумываться о рынках сбыта. Однако популярность в СССР порой била все местные рекорды. На «Зиту и Гиту» в Индии продали 18 миллионов билетов, зато советский прокат перекрыл этот показатель более чем втрое — 55 миллионов!
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА
Год выхода | Год проката в СССР | Зрители (млн) | |
«Бродяга» | 1951 | 1954 | 63,7 |
«Бобби» | 1973 | 1975 | 62,6 |
«Танцор диско» | 1982 | 1984 | 61 |
«Мститель» | 1976 | 1978 | 60 |
«Зита и Гита» | 1972 | 1976 | 55,2 |