Пять лет назад, 26 января 2000 года, вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Его важнейшими статьями являются создание общей правовой базы Союза Беларуси и России в области экономики, социальной сферы, оборонного и гуманитарного пространства. За период, прошедший с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства, сформированы и работают Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность. Белорусские и российские политики, дипломаты и экономисты вырабатывают наиболее эффективные варианты сотрудничества, ведут работу по унификации налогового, таможенного, гражданского и хозяйственного законодательств. Их мнения, высказанные со страниц СМИ, активно обсуждаются читателями “Народной газеты”. Сегодня на некоторые вопросы из нашей редакционной почты отвечает известный белорусский политолог Вадим ЕЛФИМОВ.
— Беларусь и Россия последовательно продвигаются по пути интеграции, но в обществе все-таки существуют скептические настроения в том духе, что, мол, “круто заваренная белорусско-российская каша до сих пор так и не подана на стол”...
— Так может рассуждать обыватель, который весьма далек от сути происходящего. Используя данную фразеологию, хочу подчеркнуть, что белорусско-российские отношения, любая интеграция в целом — это далеко не одноразовое блюдо, которое можно в один присест приготовить, съесть и забыть. Готовится оно “поварами” экстра-класса намного дольше и основательнее, чем любой кулинарный шедевр. Во-первых, обе стороны ждут не столько сиюминутной выгоды от этого сотрудничества, сколько значимых результатов на перспективу. Здесь присутствует взаимная выгода — и для России, и для Беларуси. Помимо известных факторов, укрепляющих общее понимание (давние исторические, культурные, партнерские связи), сегодня в современном мире Москва нуждается в новом “петровском окне в Европу”. И дешевле всего его “прорубить” именно в Беларуси: здесь самый короткий путь и именно здесь имеется не только вся инфраструктура, но и политическая воля сотрудничать. А значит, Беларусь — наиболее экономически выгодное, логичное со всех сторон и, я бы еще добавил, дружеское “окно” для Российской Федерации. В нем не возникнет сквозняков! Это доказано, это геополитическая неизбежность. Второй момент, который, с моей точки зрения, играет существенную роль. Уже давно противникам объединения все труднее обосновывать свою позицию, находить поводы и причины для скептицизма. Как правило, они подвергают сомнению так называемые детали союзного договора — механизмы сотрудничества, сроки введения единой валюты, льгот, преференций и проч. Но, что приятно, сейчас даже скептики понимают, что выработанная стратегия, концепция объединения верна, а интеграционные процессы приняли необратимый характер. Хотя, действительно, необходимо признать: некоторые временные сложности на практике в переговорном процессе пока существуют. Как-то по этому поводу высказался российский президент Владимир Путин: с идеей об интеграции необходимо “переспать”. Видимо, потребность обдумать, обсудить, все четко взвесить возникает и будет возникать как у российской, так и у белорусской стороны. Всякий раз, как нужно будет делать новый шаг вперед! Это нормально. Такое поведение характерно для партнеров в рамках любой, даже самой тесной интеграционной структуры. Согласование общих позиций иногда происходит непросто, потому что диалог проецируется в реальные экономические, социальные и политические проекты, от которых зависит будущее белорусов и россиян. Впрочем, наличие “критических стрел”, которыми порой обмениваются эксперты, говорит только о том, что они не занимаются демагогией, а плотно работают. Беларусь и Россия — неразделимы, как два берега одной реки. Но бывает и так, что точки соприкосновения быстро найти не всегда удается. Я не испытываю никакого пессимизма по поводу темпов реализации договора: плод наших усилий должен созреть. И тогда он будет и красивым, и сладким. Шаг за шагом мы идем к тому, чтобы собрать богатый урожай.
— Государства Евросоюза, прежде чем прийти к единому мнению, на протяжении десятилетия согласовывали нормы и принципы взаимодействия. Еще в начале 90-х страны, входящие в ЕС, вступили в активную фазу политической и экономической интеграции, но до полного европейского единства далеко. В этом клубе достаточно полярных взглядов и разночтений по самым актуальным вопросам. Не ожидает ли и наш договор та же участь?
— Действительно, для того, чтобы достучаться до ЕС, десяти его новым членам понадобилось достаточно длительное время. До сих пор многие моменты в рамках “двадцати пяти” не урегулированы. Уверен, что Беларусь и Россия гораздо быстрее пройдут так называемый переходный, технический этап, так как наши государства изначально были на гораздо более выгодных стартовых позициях. Союзное государство — более высокая стадия интеграции, чем объединенная Европа. Развитие союзных договоренностей — это потребность политическая и экономическая. Поэтому оба президента — и российский, и белорусский — были правы в своей позитивной оценке, когда заявили, что мы буквально обречены на взаимодействие.
— Наложит ли свой отпечаток украинский вектор на будущее “двойки” и Договора о едином экономическом пространстве?
— Российская сторона, на мой взгляд, в свое время несколько переоценила интеграционный потенциал Украины. Последние события показывают, что сделанные ставки были не совсем обоснованны. Было бы замечательно, если бы Украина в рамках ЕЭП или так называмой “четверки” также стала своего рода локомотивом интеграции. Маленькие ручейки интеграционных процессов сливаются в одну большую реку интеграции в рамках СНГ. И первую скрипку здесь всегда будут играть Россия и Беларусь как инициаторы и наиболее активные и последовательные интеграторы на постсоветском пространстве.
— Стоит ли, на ваш взгляд, в ближайшее время рассчитывать на видимый прогресс в рамках СНГ: ведь по крайней мере два государства Содружества со своей позицией по многим вопросам не определились?
— Был такой период, когда весьма остро стоял вопрос о необходимости интеграции в СНГ. Но в настоящее время этот острый момент уже преодолен. Несмотря на то, что Грузия сторонится СНГ и во многом не ясна позиция Украины, в целом это не оказывает существенного влияния на интеграцию остальных его членов. Содружество Независимых Государств вступило в новую фазу развития, преодолев структурный кризис и начав переход от неэффективных, так называемых постсоветских, форм взаимодействия к прагматизму настоящего дня. Когда первостепенно не количество стран-участниц, а, скорее, новое качество взаимодействия. Это, полагаю, быстрее сохранит жизнеспособность СНГ как клуба интеграторов. В противном случае он рискует превратиться в клуб демагогов. Политика объединения должна проводиться с учетом новых реалий — это общемировые процессы, суверенизация бывших республик СССР, возникновение новых политических элит, особенности экономической ситуации. В экономической сфере, по моему мнению, будет востребована разноуровневая и разноскоростная интеграция. Эта схема мне представляется более мобильной только по одной причине — поскольку пока не удается добиться более желаемого: единовременного фронтального продвижения вперед всего СНГ. Но раз уж мы сегодня перешли от слов к делу, то пусть государства, способные на дело, на деле же докажут всему Содружеству, что реальная интеграция очень выгодна. Тогда и все СНГ должно будет подтянуться. Если нет — что ж, мы, по крайней мере, получим пусть не такое обширное, зато очень здоровое интеграционное ядро, вокруг которого, как плод вокруг завязи, интеграция все равно будет развиваться.