Обладатели дипломов I, II и III степени республиканской олимпиады по финансовой грамотности для школьников 2023 года со своими педагогами.
Общие цели
О масштабности проводимой в стране работы по повышению финансовой грамотности населения говорит тот факт, что в ней участвуют не только республиканские органы госуправления, но и научно-исследовательские институты, ассоциации участников финансового рынка, поставщики финансовых услуг, учреждения образования, СМИ, общественные объединения, негосударственные организации и другие.Для согласования их деятельности в свое время был создан Межведомственный координационный совет по повышению финансовой грамотности населения. В его состав вошли представители Нацбанка и ряда министерств, Национальной академии наук, ассоциаций профессиональных участников финансового рынка и прочие.
— Координирующая роль в организации работы по повышению финансовой грамотности населения принадлежит Национальному банку, — уточняет Юлия Сакович. — Другие участники финансового рынка в рамках своих компетенций активно участвуют в работе и обеспечивают охват этой деятельностью во всей стране. Банки, лизинговые, страховые организации, иные финансовые организации заинтересованы в том, чтобы потребители их продуктов и услуг обладали пониманием финансовых вопросов и были вовлечены в финансовую сферу.
Матрицы финансовых компетенций
Обучение финансовой грамотности в нашей стране начинается со школьной скамьи. Нацбанк работает в этом направлении в тесной связке с Министерством образования.— Внедрение финансовой грамотности в систему образования сейчас является одним из наших приоритетов, — рассказывает собеседница. — В 2021-м были изданы учебно-методические комплексы «Основы финансовой грамотности» для факультативных занятий для учащихся 8—9-х классов, а в прошлом году — для 5—7-х классов. Они были одобрены Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования и рекомендованы для использования в учебном процессе. По заказу Национального банка напечатано 6 тысяч экземпляров каждого вида комплексов, которые мы передали в школьные библиотеки по всей стране. Электронные версии пособий размещены в свободном доступе на Едином портале финансовой грамотности.
В 2023-м по заказу Нацбанка сотрудники Национального института образования Минобразования разработали матрицы финансовых компетенций школьников для 1—4-х, 5—9-х и 10—11-х классов.
— Эти матрицы обеспечивают преемственность, когда каждая последующая ступень опирается на уже накопленный опыт и позволяет развивать его в следующих классах, — поясняет специалист. — Разработчики как учебных программ, так и учебных пособий теперь смогут легко ориентироваться среди элементов финансовой грамотности.
Между тем сейчас обсуждается разработка такой же матрицы для дошкольного образования.
От мала до велика
Помимо этого, Национальный банк ежегодно реализует несколько масштабных национальных проектов по повышению финансовой грамотности для различных категорий граждан. Во-первых, республиканскую олимпиаду по финансовой грамотности для школьников.— Каждый год в ней принимает участие около 25 тысяч учащихся, — озвучивает цифру Юлия Вячеславовна. — В отличие от других предметных олимпиад, олимпиада по финансовой грамотности не выполняет проверочную функцию, а несет в первую очередь обучающую, развивающую миссию, формирующую сознательное, разумное поведение в сфере финансов.
Последняя олимпиада состоялась в конце 2023-го. В ней победил учащийся 11-го класса Добрынской средней школы Ельского района Гомельской области Иван Левчишин. Кроме диплома I степени, молодой человек получил денежный приз 1500 рублей.
Другой проект Нацбанка — неделя финансовой грамотности детей и молодежи. Ежегодно она охватывает около 500 тысяч учащихся учреждений образования по всей стране. В 2024-м Неделю финансовой грамотности планируется провести с 18 по 24 марта.
— Главное традиционное мероприятие недели — это конкурс видеоблогеров «Деньги имеют значение», в котором могут принимать участие жители нашей страны от 6 до 31 года. Для победителей предусмотрены денежные призы. Что касается условий участия, то Нацбанк определяет общую тему информационной кампании и подготавливает в доступной и легкой для понимания форме базовую образовательную информацию в помощь участникам. А уже им ради победы нужно креативить, — отмечает Юлия Сакович.
Конкурс для студентов, аспирантов и магистрантов на лучшую работу по экономической тематике стимулирует молодых людей к научно-исследовательской деятельности по экономическим дисциплинам. В прошлом году он стартовал в августе и завершился в декабре. Победителями стали студент БГУ Константин Сегодник и аспирантка Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Екатерина Грузневич. Оба также получили от Нацбанка денежные премии.
ИНФОГРАФИКА
Результаты исследования Института социологии Национальной академии наук говорят об эффективности предпринимаемых на государственном уровне мер
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Ирина МАШКЕТОВА, главный специалист отдела дошкольного образования главного управления общего среднего и дошкольного образования Министерства образования:
— Начиная со средней группы в раздел учебной программы дошкольного образования «Социально-нравственное и личностное развитие» включен образовательный компонент «Основы экономической культуры», чтобы сформировать представление у детей от четырех до пяти лет о деньгах, семейном бюджете, рекламе, профессиях, связанных с деньгами, и многом другом.
Помимо этого, сейчас в стране реализуется инновационный проект «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста» в 30 учреждениях дошкольного образования. Его цель — ввести в образовательный процесс учреждений дошкольного образования эффективные формы, методы и приемы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО К ШКОЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Александра АЛЕКСЕЕВА, консультант управления общего среднего образования главного управления общего среднего и дошкольного образования Министерства образования:
— В учреждениях общего среднего образования работа по формированию финансовой грамотности ведется по нескольким направлениям. Отдельного урока по финансовой грамотности в школах нет, однако учащиеся V—VII и VIII—ХI классов имеют возможность посещать факультативные занятия «Основы финансовой грамотности». Национальным банком для их методического обеспечения изданы учебно-методические комплексы с одноименным названием: учебные пособия для учащихся и методические пособия для учителей.
Во взаимодействии с Министерством образования на протяжении десяти лет Нацбанком проводится республиканская олимпиада по финансовой грамотности. Кроме того, формированию финансовой грамотности учащихся способствует участие в Неделе финансовой грамотности детей и молодежи, а также в мероприятиях, которые организуются и проводятся учреждениями образования, местными органами управления образования.
Добавлю, что мероприятия, направленные на популяризацию знаний учащихся в области финансов, формирование практических навыков использования финансовых инструментов для планирования бюджета и накоплений, контроля своих доходов и расходов проводятся с учащимися школ с учетом их возрастных особенностей. Это тематические уроки по финансовой грамотности, классные часы, игры и квест-игры, часы общения, конкурсы и турниры различного уровня, выставки литературы.