Министр образования Игорь Карпенко озвучил планы масштабных изменений: в ближайшие годы предполагается совместить школьные экзамены и централизованное тестирование. Новация еще должна пройти широкое общественное обсуждение. Спешка здесь не нужна. Смогут ли экзамены точнее тестов оценить глубину знаний абитуриентов? Как совершенствовать образовательный процесс? Об этом рассуждают наши эксперты.
Разглядеть талант
В Беларуси создана особая система обучения с множеством стандартов и тонкостей. Конечно, она не требует глобальных нововведений, но образовательный процесс нужно совершенствовать. Об этом не раз говорил Президент.
Сейчас подготовка к ЦТ и экзаменам отличается. В результате выпускникам приходится сдавать несколько испытаний: сначала за школьный курс, затем централизованное тестирование. А это двойная нагрузка и дополнительное психологическое напряжение.
Тестирование — лишь одна форма оценки знаний. На мой взгляд, такая схема отлично подходит для сдачи физики, математики, химии. А в предметах гуманитарного цикла — истории, литературе — важно услышать рассуждения, понять представления об историческом событии или главном герое художественного произведения. Или как, например, с помощью теста по иностранному языку проверить уровень разговорной речи? Наверное, необходим внутренний экзамен. Особенно если это специализированный факультет, допустим, как в Минском государственном лингвистическом университете.
В личной беседе преподаватель может оценить не только знания, но и мотивацию, личные качества ученика. Мне кажется, в такой беседе раскрывается и прослеживается стремление к обучению по выбранной специальности. Тестирование лишает абитуриента возможности раскрытия логики своих мыслей, умения анализировать и делать выводы, которые можно использовать при устном или развернутом письменном ответе.
Конечно, идеальной системы проверки знаний не существует. Но стоит признать, что на определенном этапе ЦТ решило главные задачи: исключило субъективное влияние на оценку абитуриента, устранило коррупцию. Однако за сертификатами тестов не рассмотреть личность будущего студента. Это касается не только творческих профессий, но и востребованных сегодня IT-специалистов. Например, ребята детально изучают информатику, которая не является предметом ЦТ. А по уровню знаний математики, которая нужна при поступлении, не всегда можно оценить, насколько абитуриент подходит для этой сферы.
Совмещение итоговых испытаний для школьников и централизованного тестирования — еще одна попытка сделать максимально справедливой систему образования. Конечно, нужно хорошо продумать все шаги в этом направлении. Безусловно, мы будем учитывать мировой опыт, но не следует забывать, что у нас свой путь, свои традиции. Внутренние экзамены уже успешно применяются по ряду специальностей. Выпускники аграрных классов могут поступать в профильные вузы по результатам собеседования.
Я окончила Минский государственный педагогический институт, работала учителем математики, директором школы. С уверенностью говорю: детям дают качественные, полные знания по учебным предметам. Все у нас есть: и высокий уровень преподавания, и системность. Но ведь любой системе свойственно развитие.
Сегодня самое главное — за сухими цифрами и знаками в бланках не потерять талантливого выпускника. Увы, многие школьники разучились грамотно выражать свои мысли, красиво говорить, четко формулировать предложения. Собеседование помогает в развитии коммуникабельности и уверенности.
И еще. Меняется время, а значит, школьная программа не может оставаться на месте. Работа над совершенствованием образования — постоянный процесс. На фоне непростой ситуации с коронавирусом важно развивать дистанционные технологии. Наше образование и технологически, и содержательно должно идти в ногу с самыми передовыми разработками. В Беларуси продолжается работа над запуском единой образовательной онлайн-платформы для дистанционного обучения. В планах она должна завершиться в этом году. Такой ресурс станет методической поддержкой учащихся, которые по каким-либо причинам не могут посещать школы или нуждаются в дополнительном объяснении учебного материала при выполнении домашних заданий. Уверена, что использование современных технологий, цифровизация смогут повысить продуктивность образовательного процесса.
Галина Лагунова, депутат Палаты представителей Национального собрания
Без двойной нагрузки
Централизованное тестирование в качестве обязательного испытания было утверждено в 2004 году. Сегодня мы можем сделать определенные выводы, насколько эта система оправдала себя. На мой взгляд, проверка знаний в виде теста прозрачна и удобна: она позволяет оперативно выявить, как ученик усвоил материал.
Тестирование сводит к минимуму случайные ошибки и погрешности как в процессе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных. Плюсов у такой формы проверки знаний много. Один из самых важных: результаты не зависят от человеческого фактора. Критерии отбора студентов и учащихся понятны и прозрачны, практически к нулю сведена коррупция. Сейчас абитуриент не может сказать: «Я не поступил, потому что мое место заняли те, у кого есть связи». Все материалы в тестах засекречены. Пакеты вскрывают прямо перед экзаменом. Подготовкой заданий занимается Республиканский институт контроля знаний.
Для выпускников и их родителей поступление — нервный и волнительный момент. По сути, тесты избавляют многих абитуриентов от перегрузок, вызываемых необходимостью летом сдавать и выпускные, и вступительные экзамены. Итоговая сумма баллов и аттестата дает понять, можно ли поступить на бюджет или стоит сразу идти на платное отделение.
Многие критикуют ЦТ, считают, что результаты не всегда совпадают с отметками, выставленными в школе. Исходя из своего опыта скажу: те, кто хорошо учился, не получают низкие баллы. По данным РИКЗ, в последние годы после проведения централизованного тестирования случаи обращения абитуриентов по поводу несправедливой оценки единичные. Зная свои успехи в школе и на репетиционном тестировании, результат для них был ожидаем.
Задача тестирования — ранжировать абитуриентов по уровню подготовки, определить рейтинг каждого ученика. Школьные отметки позволяют оценивать знания с позиций «лучше-хуже». Семерка или восьмерка? Восьмерка или девятка? Часто учитель решает это интуитивно. Одинаковые отметки, выставленные разными педагогами, не являются показателем одного уровня знаний учащихся.
Поделюсь результатами анкетирования для 10—11-х классов. На вопрос «Какая форма проверки знаний является для Вас наиболее сложной?» большинство школьников на первое место поставили контрольную работу и устный опрос.
Существует еще один немаловажный момент: при устном ответе бывают ситуации, когда подросток попросту теряется от стресса. В то же время письменное задание помогает абитуриентам побороть неуверенность в психологическом плане.
Подготовка к тестированию — длительный и многогранный процесс, требующий серьезного подхода и глубоких знаний. И она должна проводиться планомерно, начиная с 5-го класса. Сначала ребята учатся из предложенных вариантов ответов выбирать правильный, при этом они обязательно поясняют, почему не подходят другие. Это не просто заучивание текста.
Когда накоплен определенный опыт, ученикам предлагаются для самостоятельного решения тематические тесты, затем обсуждаются ответы, ход решения. В дальнейшем такой формат проверки знаний становится одной из форм самостоятельной работы, когда учителем выставляется отметка, проводится анализ и работа над ошибками.
Также хотела бы подчеркнуть, что задания на ЦТ не выходят за рамки основного содержания учебников и школьной программы. Начальные позиции у всех одинаковые. Естественно, необходим момент подготовки, повторения материала, систематизации знаний.
Сегодня речь идет не о кардинальных изменениях и реформах, а о планомерной работе по совершенствованию и развитию системы образования. Прежде чем затевать масштабную реконструкцию, стоит начинать с фундамента. Важно научить ребенка грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необходимые сведения, сформировать у ребят стремление к получению новых знаний, саморазвитию. Этот вопрос также заслуживает отдельного внимания и обсуждения.
Ирина Мариевская, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 7 г. Калинковичи»