Проблемы формирования структуры, механизмов, принципов и форм самоорганизации сообщества требуют принципиально новых качественных образовательно-технологических и психолого-педагогических подходов к подготовке кадров высшей школой. Это в свою очередь связано с тем, что глобализация образовательного пространства предполагает появление единых базовых принципов и стандартов подготовки специалистов с высшим образованием, обеспечение их глобальной мобильности путем создания равных условий для обучения и трудоустройства независимо от государственно-национальных моделей образования.
Вместе с тем должно быть понятно, что процессы глобализации, в том числе в сфере образования, далеко не везде и не всеми в мире приветствуются и воспринимаются однозначно положительно. С одной стороны, абсолютному большинству населения планеты нравится, что мир стал более открытым, демократичным и мобильным прежде всего благодаря глобальным СМИ, Интернету и мобильной связи. Но, с другой стороны, очень сложно, а для кого-то и вовсе неприемлемо примириться с навязыванием такой философии и таких ценностей образования, которые противоречат национальным традициям и интересам, разрушают общественные сознание и психологию, уничтожают фактически культурно-национальные особенности народа. И в связи с этим встает вопрос: а возможна ли в принципе глобальная образовательная парадигма и если да, то на чем она должна основываться?
В своих размышлениях Александр АЛПЕЕВ пытается сформулировать общий ответ на этот вопрос исходя из аксиомы: образование — будущее народа.
Александр Николаевич АЛПЕЕВ, родился в 1946 году, белорус, генеральный директор Частного учреждения образования “Международный гуманитарно-экономический институт”. Доктор политических наук, кандидат исторических наук, академик Российской академии естественных наук, академик Международной кадровой академии (Киев), профессор, почетный доктор Международной кадровой академии. А.Н.Алпеев является автором более 130 работ: монографий, учебно-методических пособий, брошюр, статей, тезисов.
Александр Николаевич награжден почетными знаками Российской академии естественных наук: “За заслуги в развитии науки и экономики России”, “Георгия Победоносца” и “Андрея Первозванного”. Награжден золотой медалью за заслуги в образовании Международной кадровой академии, Европейским центром науки и Оксфордским Университетом (Англия) медалью Сократа за выдающиеся заслуги в интеллектуальном развитии мирового сообщества, Золотой Есенинской медалью за выдающиеся достижения в области литературы и поэзии, Почетной грамотой Международного Олимпийского комитета. Имеет благодарности президентов России, Польши и Словакии.
Писатель, автор 7 книг. Член союза писателей России (Московская городская организация). Выпустил два поэтических и пять песенных сборников. На его стихи написано свыше 100 песен. Главный редактор журнала “Гуманитарно-экономический вестник”. Председатель советов общественных объединений “Белорусские гуманитарии”, “Белорусский центр поддержки культуры”, “Белорусское движение в защиту народа”.
Образование — будущее народа
Мы вступили в третье тысячелетие, которое требует от людей, в первую очередь молодых — будущего Беларуси, современных знаний, способности самоопределяться, ориентироваться в быстро меняющемся мире, умения ставить задачи и, главное, по-деловому решать их. Во всем мире сегодня изменяется отношение к образованию и особенно — к высшему. Все больше утверждается позиция, что в новом тысячелетии именно образование станет важнейшим фактором прогресса. Такие требования выдвигает современное производство, сама жизнь. Важно не просто уметь читать и писать грамотно и без ошибок, но и крепко усвоить компьютерную, правовую, экономическую, экологическую грамотность. В Беларуси хорошо понимают это, и как результат — интеллектуальные ресурсы страны возрастают чрезвычайно быстро, в геометрической прогрессии.
Чтобы образование по-настоящему было плодотворным и эффективным, оно должно базироваться на общей основе и для тех, кто учит, и для тех, кого учат. На протяжении тысячелетий этой основой была религия, одинаково и без тени малейшего сомнения принимаемая в обществе независимо от возраста, сословия, состояния, пола. Нынче такой цементирующей основы в обществе по ряду объективных и субъективных причин уже нет. Однако по-прежнему рано или поздно перед каждым думающим человеком встает вопрос: что такое я и вообще человек, каково место и предназначение его в этом мире, что он должен делать в первую очередь и, главное, ради чего он живет и что ожидает его в близком и более отдаленном будущем?.. Надежды питают не только юношей. Без надежды, как и без мечты, невозможно существование человека. Элементы ответа на эти вопросы должны присутствовать в основе современного образования. Это, на мой взгляд, первая аксиома.
Так ли необходима 12-классная школа?
В последнее время много появилось мнений и рассуждений о реформировании средней школы. Естественно, реформа образованию была нужна, но какой смысл ее? Согласившись с отдельными направлениями проводимой реформы, тем не менее возникает сомнение в необходимости 12-классной школы. Неужели такая острая необходимость внедрять у нас западный опыт? Прибегнув неумело к заимствованию, мы можем обжечься и на этот раз. Убежден, что здесь надо “изобретать собственный велосипед”. Дело это настолько тонкое, что с наскока не возьмешь.
Безусловно, в образовании большое значение имеют исторически сложившиеся национальные традиции. Всякая неоправданная их ломка, как правило, имеет отрицательные последствия. Так следует ли нам копировать структуру средней школы Германии, где с давних времен формировалась традиция как можно более раннего получения молодежью профессиональной подготовки и для большинства учащихся доступ к высшему образованию был серьезно ограничен? Для этого большинства предназначалась так называемая основная, или базовая, школа. Для тех, кто рассчитывал поступать в высшее учебное заведение, создавалась вторая ступень в виде так называемых лицейских классов. У нас тоже решили разделить школу на две ступени — базовую и два так называемых “верхних” класса для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. При этом, по сути дела,
11-й и 12-й классы существуют как бы независимо от базовой школы. Это противоречит исторически сложившейся структуре национальной школы, которая открывала для всех учащихся возможность получения полноценного среднего образования и вполне соответствовала нынешней мировой тенденции к приданию ему характера всеобщности.
Обществу предложили переход к 12-летнему обучению в средней школе, где прибавляется один класс не сверху к одиннадцатилетнему обучению, а снизу. Утверждается, что 12-летнее обучение позволяет ликвидировать перегрузку учащихся. Но, на мой взгляд, такое обучение ничего не улучшило и перегрузки не сняло. Перевод базовой 9-летней школы на 10-летнее обучение нисколько не повысил качества общеобразовательной подготовки учащихся, оно остается в лучшем случае на прежнем уровне.
Растяжка обучения на 12 и более лет ничего не даст, если не меняется содержание образования. Например, во Франции образование начинается с 3-летнего возраста, когда ребенок идет в детское учреждение. Что касается эксперимента, то здесь в отношении школы не может быть никаких обобщений. В каждом конкретном классе, педагогическом коллективе складывается уникальный микроклимат, аналогов которому нет. Поэтому, если эксперимент показал хорошие результаты в одной школе, это вовсе не значит, что его можно внедрять в практику — в другой результаты могут быть плачевными.
От 12-летнего образования выигрывают только учащиеся, которым удастся попасть в так называемые лицейские классы. Они действительно получат один дополнительный год для расширения и углубления своего образования. Еще один нюанс. Выпускникам базовой школы будет по 16 лет. И в связи с тем что сегодня сокращается набор в профтехучилища, они останутся за пределами педагогического влияния. И что тогда? Не вызовет ли это роста криминогенности в подростковой среде? Словом, вопросов много, а аргументированных ответов на них нет.
Образованный — значит культурный
Многое изменилось сегодня и в высшей школе. Произошла смена поколений, к студентам пришли более молодые, энергичные преподаватели. Люди же моего поколения тем не менее работают более ответственно, нередко на голом энтузиазме, что во все времена являлось отличительной чертой нашей интеллигенции. Сегодняшние молодые преподаватели в большинстве рационалисты. Они хотят достичь успехов в науке и на преподавательском поприще скоропалительно, иметь, как говорят, много и сразу, а на тернистом пути науки так не бывает.
Образование очень тесно связано с такой важнейшей сферой деятельности, как культура. В свою очередь базовым элементом культуры в целом и культурного человека в частности являются образование и воспитание. Образованный и воспитанный человек не может быть некультурным. Подразумевается, что образованный и воспитанный — это и значит культурный. Однако основы воспитания в отличие от образования закладываются прежде всего в семье. Если кто-то из родителей в свое время прошел школу воспитания, то ему будет что передать и детям...
Помню, как мне с детства родители внедряли в сознание, что необходимо быть честным, правдивым, уважать старших, всегда первым здороваться со старшим. Простые и понятные истины, но они должны входить в сознание, как говорят, с пеленок. Это сейчас я понимаю, что, воспитывая нас, родители основывались, может, сами того не понимая, на христианских заповедях. Так учили в свое время их родители, они — нас, а мы — своих детей.
К сожалению, совсем другое мы можем часто наблюдать в жизни молодежи сегодня. Например, курят очень многие, в том числе, а может, еще и больше, девушки. По данным опросов, которыми располагает сегодня Министерство образования, число курящих студентов в отдельных вузах достигает 43 процентов от числа обучающихся на дневной форме. Мода такая, наверное. Сигареты между тем недешевы, но многие молодые люди предпочитают курить дорогие. Одежда же у некоторых студентов при этом не отличается опрятностью, чистотой, свежестью. Получается, что такому студенту не за что купить новую сорочку, стоимость которой равна стоимости блока сигарет.
Вот такие, на первый взгляд, “мелочи”, обыденные, ежедневные ситуации сказываются на воспитании не только характера, но и на формировании культуры будущего специалиста, управленческого работника. А ведь сегодняшние и завтрашние студенты в наступившем тысячелетии будут определять судьбу страны. Именно от них будут зависеть место и роль Беларуси в глобальном мировом сообществе. Вот почему сфера образования, сфера духовности являются определяющими факторами XXI века. Это, на мой взгляд, вторая аксиома.
Гуманистическая парадигма как основа современного образования
Убежден: образование, воспитание, высокая культура, истинный профессионализм — вот то, что позволит окончательно сформировать действительно сильное европейское государство — Беларусь. В силу этого особую мировоззренческую размерность и значимость приобретает проблема выбора стратегических приоритетов социальной динамики, необходимость глобальной гуманизации и гуманитаризации образования.
Одной из отличительных тенденций развития современной гуманитарной культуры является очевидное влияние антропологической парадигмы на процессы предметной самоопределенности и динамики методологического сознания, характерного для социально-гуманитарной сферы. В складывающейся концепции человека, сознающего хрупкость своего собственного существования и необходимость разработки новой гуманистической стратегии его жизнедеятельности, окончательно преодолевается дух самозамкнутости и дистанцированности его от мира природы и социальных коммуникаций. Человек в полной мере начинает осознавать свое бытие как проблему, решение которой невозможно в рамках традиционных классических схем мышления и деятельности, а предполагает становление новой культуры миропонимания и действий, а также нетрадиционной концептуальной модели образования.
В основе новой формирующейся концептуальной модели образования должны лежать идеи диалога человека с миром и межличностных коммуникаций, создания человекоразмерных технологий, осознания ценности человеческого существования и ответственности за принимаемые социальные решения, обеспечения рационального мышления на основе моральных принципов в принятии решений исходя из соображений разума и морали. Возникает новая парадигма трактовки человека, общества, науки, политики, образования, проникнутая идеалами толерантности, необходимости гибкой, а не силовой стратегии решения конфликтов и преодоления кризисов, формирования культуры мира, основывающейся на уважении международного права и устойчивого развития.
Все сказанное существенно актуализирует проблему поиска оптимального реформирования сложившейся системы образования, что, в свою очередь, требует компетентного системного анализа приоритетов развития современной культуры на ближайшую перспективу. От какого наследства в деятельности по формированию личности молодого специалиста мы отказываемся, как воспитать в духе глобального мышления и ценностей взаимопонимания и терпимости современного студента, в чем заключается роль мировоззренческих основ и различных социально-гуманитарных наук в духовном искании молодежи, какова цель воспитания правдой истории, насколько эффективны современные научно-исследовательские программы психолого-педагогической направленности?
На эти и другие вопросы, связанные с образованием, необходимо искать и давать внятные и аргументированные ответы, если мы думаем о будущем страны. Это — четвертая аксиома развития образования.
При этом следует помнить, что воспитание и образование внутренне всегда и тесно взаимосвязаны. Нет и в принципе не может быть чистых, “стерильных” знаний, не включенных в человеческое измерение бытия, изъятых из контекста жизнедеятельности людей. Любое узкоспециализированное знание имманентно содержит глубинную человекомерную энергию, которая в состоянии как уничтожить носителя знаний, разрушить человечное в человеке и человечное в мире, так и наоборот, она может стать благодатной почвой для культивирования гуманистической смыслоценностной ориентации личности. Сегодня нет более важной задачи, чем направить эту латентную энергию знания в русло духовно-нравственного взращивания личности. Как говорил Теодор Рузвельт: “Если вы воспитываете в человеке ум, но не нравственность, то вы воспитываете угрозу для общества”.
Человек должен научиться читать хорошие книги, смотреть хорошие фильмы и произведения живописи, слушать хорошую музыку, которые дадут пищу для размышлений и переживаний. Обучаясь математике, информатике, экономике — учиться точности, четкости, аккуратности, честности. Занимаясь физкультурой и спортом — научиться умению великодушно побеждать и красиво проигрывать, приобщаться к чувству справедливости и ответственности. Особенно мощный воспитывающий потенциал содержат гуманитарные знания, призванные помочь человеку дать ответ на вопрос: что нужно делать, чтобы стать Человеком? Как писал Монтень: “Я бы хотел, чтобы учитель помнил о цели своих трудов и более уделял внимания тому, чтобы донести до своих учеников характеры Ганнибала и Сципиона, чем даты падения Карфагена; не тому, где умер Марцелл, а тому, почему умереть там было недостойно его”.
Человек — главный хранитель жизни
Наше настоящее, как никогда ранее, демонстрирует, что мы живем в двух мирах: в мире материально-технических, научных свершений, информационно-компьютерных технологий и вещно-прагматических ориентаций и в мире духовном, в мире ценностей Красоты, Любви, Добра, Истины, Смысла. К сожалению, эти миры все более расходятся, дистанцируются друг от друга. И в этом обнаруживается одна из сущностных причин глобальных неудач человека.
Проявления глобального антропологического кризиса усугубляют духовные противоречия в нашей стране и усложняют проблемы, связанные с их разрешением. В последнее время духовная жизнь общества особенно пестра и разнопланова. Деструктивным фактором в жизни общества выступает аудио- и видеопродукция, пропагандирующая насилие, разврат, разрушение. И каждый ее потребитель становится невольным участником тонкой психологической игры — “охоты за человеком”. Однако при всей плюралистичности и видимой хаотичности, мозаике духовного содержания времени в нем достаточно явно прослеживается тенденция, суть которой можно определить как целенаправленное формирование античеловека. Выражается она в массированной атаке на сознание людей с целью “добить”, уничтожить в нем все те качества, которые свойственны Человеку.
Сегодня достаточно широко пропагандируется мысль, что наиболее эффективным средством духовного спасения является религия, что преодолеть духовный кризис возможно на основе религиозного сознания. Сразу встает вопрос: что конкретно имеется в виду, какому религиозному направлению следует отдать предпочтение и почему?
Все они формируют тип личности, соответствующий их учениям. Религиозный плюрализм усугубляет процессы социальной дифференциации, образуя страты, иногда существенно отличающиеся друг от друга по религиозному признаку. Каждая из страт — это “закрытый” тип личности, характеризующийся специфическими чертами социальной и духовной ориентации.
Думаю, что не суть важно, религиозные мы люди или нет. Безнравственные, безответственные, безучастные к боли, страданиям других, не способные любить, духовно нищие, социально опасные люди, равно как и противоположный тип личности, встречаются как среди верующих, так и среди неверующих. Важно другое — насколько явлено в нас духовно-нравственное, социально созидательное начало. Созидательное — значит ответственное. А ответственность — это оборотная сторона свободы. Это должны хорошо понимать все, кто стремится реформировать сегодня образование в Беларуси.
Духовное развитие человека связано с формированием представлений человека о мире и его месте в нем, с поисками смысла жизни и необходимых ценностей, обеспечивающих ее сохранение. Иными словами, духовное развитие предполагает мировоззренческое самоопределение. Поэтому основная задача реформирования образования в Беларуси должна состоять в том, чтобы содействовать самостоятельному, осознанному выбору учащимися, студентами мировоззренческих ориентаций, основанных на духовных принципах и ценностях гуманистической парадигмы. Высочайшая значимость гуманизма в жизни человека и общества, в развитии человеческой истории неоспорима. Вне гуманистической ориентации человек и общество обречены на разрушение и гибель. Ведь сущность гуманизма выражается таким простым, но наполненным глубочайшим смыслом словом “жизнь”. Человек, мысли, чувства, слова, поступки, действия которого сохраняют Жизнь, украшают ее, согревают Любовь, Добро, выступает в качестве основного и главного хранителя Жизни, ответственного за сохранение не только своей, но и всей живой реальности.
Как писал М.Булгаков: “За нами наша животность, впереди наша человечность; только свет человечности может нас согревать и освещать”. Добавим, только свет человечности может осветить жизненные перспективы будущего. В этом обнаруживается жизнеутверждающая направленность гуманизма и его сущность. И в этом же видится реальность гуманизма — как фундаментального принципа, обеспечивающего возможность жизни, всего многообразия ее проявлений.
Сегодня Республика Беларусь нуждается в ясных и четких представлениях о своем будущем, о задачах и идеалах, к которым надо стремиться. На наш взгляд, главное в этом процессе самоопределения состоит в том, чтобы в основу развития были положены принципы реального, практического гуманизма. Будучи уже сегодня направленным на утверждение человечности, на сохранение высшей ценности — Жизни “теперь” и “здесь”, именно гуманизм в состоянии обеспечить жизнеспособность государства и его историческую перспективу, эффективность и качество образования.