2 марта 1994 года Верховный Совет проголосовал за введение в Конституцию Беларуси поста президента. И 15 марта 1994 года она была принята. С тех пор этот день в Беларуси — День Конституции.
Горько плачут сейчас беглые враги народа: «Трагiчная дата ў гiсторыi Беларусi… шлях да дыктатуры… лёс нацыi… марыянэткi ў руках антыбеларускiх сiлаў…» Враги — потому, что с самого начала усердно работали на Америку, на Британию, на Польшу. Только не на Беларусь.
«Тры гады — зь вясны 1991 — дэпутатам Апазыцыi БНФ на чале з Пазьняком удавалася блякаваць пытаньне пра прэзыдэнцтва, якое выносiлася спачатку камунiстамi, потым кебiчыстамi. Прэзыдэнцтва не набiрала належнай колькасьцi галасоў (2/3)», — пишет ренегат Наумчик, раньше других ставший служить англосаксам. За эти тры гады меж тем они — гады — сумели обманом, мухляжом, откровенным враньем и политическим мошенничеством протащить через Верховный Совет и бчб-тряпку, и «Пагоню» с опущенным хвостом. Подробно эта мутная история описана в материале «Пойдем от противного» (22.09.21, «СБ. Беларусь сегодня»).
Собственно, они все про себя и сами знали еще тогда: «Захады са зменамi i дапаўненнямi ў Канстытуцыю пазней далi падставу працiўнiкам новай сiмволiкi абвiнавацiць Вярхоўны Савет ледзь не ў махлярстве». Чего уж там ледзь — обвинить просто в шулерстве. И дать потом канделябром, как оно в приличных домах и положено.
В те далекие 1990‑е годы, когда Запад упоенно праздновал развал СССР как свою победу в «холодной войне», методы продвижения демократии и насаждения западных ценностей были, если брать по нынешним временам, незамысловатыми и травоядными. Тем не менее они работали.
Белорусский народный фронт (БНФ) имел литовского брата-близнеца «Саюдис». Ландсбергисы которого действовали точно такими же, политически мошенническими способами («Как это делается», 14.06.20). Однако в марте 1990 года им удалось ненадолго захватить власть в Литве.
Ненадолго — потому что «Саюдис» уже осенью 1992 года выборы в парламент проиграл. Больше того, еще через полгода с треском проиграл президентские выборы и их ставленник, американский выкормыш. И кому продул! — бывшему первому секретарю ЦК компартии Литвы… то есть нашему близкому народу двух с половиной лет хватило с горкой, чтобы во всем разобраться.
Однако за небольшое время было принято столько «нужных» законов, так «перестроена» политическая система страны, настолько «люстрированы» государственные институты, что ничего сделать уже было нельзя. В этом, надо понимать, западные демократии особенно сильны: более всех опытны, играют на своем поле. Правильно подметил народ: коготок увяз — всей птичке пропасть.
И молча лишилась Литва трети самого деятельного населения, и покорно отказалась от Игналинской АЭС, и готовно легла под НАТО, и с охотой стала «точкой G Европы»… так и лежит с тех пор раскорячившись, с протянутой за дотациями рукой. Выполняя для Европы и Америки роль территории. Для казарм или для мусора. Лающей, если прикажут, шавки. Роль преданного (некуда бежать) лимитрофа.
И это ж еще не самый плохой вариант. У южных соседей гораздо хуже: в целом все то же самое, но без Евросоюза, без дотаций, с незамысловатым ограблением страны. Плюс воскрешение бандеровщины, воспитание нью-нацизма, взлелеивание своей исключительности и ненависти. Пока к москалям. Ляхи и жиды… с ними решили решить потом.
Теперь там — война. То, хуже чего быть, наверное, не может. В перспективе — мучительное освобождение, долгое восстановление, общественная травма, выжженная земля. И нет способа вернуться назад, чтобы еще в начале этого пути в пропасть передавить всех тех бчбанутых, по-белорусски говоря.
А начиналось все и у всех в одно время — тогда, в начале 1990‑х годов. И начиналось в тех, самых первых, парламентах.
Беларусь, получается, высшие силы пожалели. Потому что 2 марта 30 лет назад, по сути, стартовала предвыборная кампания, в результате которой 20 июля 1994 года принес присягу и вступил в должность первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. И отвел страну от пропасти. И спас, давайте скажем это прямо.
Он у нас — Глава. Лидер. Вожак. Глядя вокруг и сквозь время, каждый, кто умеет видеть, видит: повезло невероятно. Нам с ним.
А если бы не был введен институт президентства? А если бы у змагароў с англосаксонскими руками, торчащими из… ну пусть будет сзади, в очередной раз получилось заблякаваць? Они ведь даже сроки успели подсчитать: «Беларусi трэба яшчэ пяць-шэсьць гадоў парлямэнцкай дэмакратыi, каб сфармавалася грамадзянская супольнасьць, каб умацавалася партыйная сыстэма, каб вырасла пакаленьне, пазбаўленае закла-
дзеных камунiстычнай сыстэмай рэфлексаў».
Мы, получается, им не дали этого времени. Мы вообще ничего им больше не дали утворить — разобравшись, получается, за четыре года. И выбрав себе — правильно выбрав! — Президента. Так что и мы тоже — молодцы. И ему с нами тоже… будем говорить, повезло.
Празднуя в день 15 марта праздник Конституции, рассказывайте об этом детям: о том, как страна реально могла упасть в пропасть и разбиться вдребезги. Напоминайте, что этот день есть по сути день народного спасения, как сейчас — с расстояния — это видно. Раскладывайте перед школьниками пасьянс реальной истории, в которой белорусам есть чем гордиться.
Еще и кино бы про это снять… чтобы прям блокбастер, чтоб не оторваться!.. Ведь и сюжет есть, и тема, и герой, и народ — чего не хватает-то? Ведь не пленки же Шосткинского комбината «Свема»…