Знание — сила. Знание своей истории и прошлого, знание ошибок и уроков, знание, в чем же наша правда. После событий 2020 года наша страна столкнулась сначала с вызовами политического характера, после к ним добавилось санкционное и информационное давление, угрозы военного характера также остаются актуальными. Поэтому сегодня как никогда важно всем работать интенсивно, наступательно и эффективно. РГОО «Белорусское общество «Знание» вносит серьезный вклад и в отстаивание национальных интересов на всех уровнях, и в борьбу с фейками. Экспертно‑медийный форум «Знание. Факты. Мнение» стал кульминацией мероприятий, посвященных 75‑летию организации. В студии Белтелерадиокомпании форум собрал более 120 национальных и региональных экспертов, представителей СМИ и органов власти, которые подвели политические и экономические итоги года и обсудили ряд острых и актуальных вопросов. Телемарафон включил в себя шесть блоков, посвященных определенной тематике, телеверсия мероприятия вышла в четверг в эфире телеканала «Беларусь 1». Предлагаем нашим читателям самые интересные мнения, озвученные на форуме.
О трансформации политической системы Беларуси
— Как на данном этапе происходит трансформация политической системы Беларуси и можно ли утверждать, что гражданское общество стало решающей силой, которая ведет за собой государство?
— Общественное обсуждение Конституции показало, что в нашей стране гражданское общество есть и его ростки достаточно серьезные.
Только оно не было урегулировано юридически. В этом смысле Беларусь можно назвать первопроходцем. Поскольку проект закона «Об основах гражданского общества» является уникальным в этом вопросе. Но вместе с тем опыт совместной работы политологов, социологов, юристов позволяет определить те юридические рамки, которые нужны для строительства гражданского общества во имя государства. То есть это не такой закон, который регулирует от и до. Он заложил основы.Игорь Карпенко, глава ЦИК:
— В ВНС будут соблюдены нормы представительства. Одну треть составят люди, наделенные определенными полномочиями (то есть представители законодательной, судебной, исполнительной власти), включая Президента, Премьер‑министра, министров, они войдут в ВНС по должности. Кроме того, будут избираться делегаты от депутатского корпуса. Представители от местных Советов депутатов — на сессиях областных Советов. Минский городской Совет войдет в полном составе, поскольку в Минске нет деления на более низкие уровни. И еще треть — от структур гражданского общества. В частности, в Избирательном кодексе появилась одна из новых функций ЦИК — реализация принципа избрания двух этих категорий.
Александр Шпаковский, политолог:
— Опыт работы с гражданами в процессе информирования о тех новеллах, которые предлагались в редакцию Конституции, принятую на референдуме, и в контексте деятельности общества «Знание» показывает, что мы не отследили острого социального запроса на некую оптимизацию сектора политических партий или создания новых политических партий.
Эта тема, за исключением партийных активистов, которых явное меньшинство в нашем обществе, социум не волнует. Исходя из этого, мы не пошли навстречу тем предложениям, которые предполагали создание смешанной либо пропорциональной избирательной системы. Мы также не пошли навстречу предложениям, направленным на то, чтобы ввести бюджетную систему финансирования политических партий, потому что эта норма вообще не пользовалась популярностью у людей. Вместе с тем мы совершенно четко отдавали себе отчет, что необходимо сектор политпартий Беларуси упорядочить.
На сегодня есть около 15 такого рода субъектов — есть партии проправительственные, есть партии, декларирующие свою оппозиционную позицию. Вместе с тем из всех партий требованиям даже действующего законодательства отвечает лишь несколько. А отдельные, которые годами поддерживались из‑за рубежа и проводили политику в интересах иностранных государств, больше существовать не будут.
О санкционном давлении
— Санкционный бумеранг уже прилетел к тем, кто бездумными решениями погубил, по сути, экономику собственного народа. Энергетический голод, инфляция, деиндустриализация — три всадника европейского апокалипсиса. Ситуация начала отрезвлять многих. Для Беларуси же санкционное давление стало временем не только испытаний, но и возможностей. Как держат удар основные отрасли экономики?
Валерий Бельский, помощник Президента Республики Беларусь:
— Безусловно, последствия экономических санкций для нашей страны есть. И эти цифры озвучивались Премьер‑министром — мы потеряли рынки примерно на 16 миллиардов долларов.
Но благодаря переориентации, а она уже практически произошла, в том числе и по чувствительным позициям, за исключением нефти и нефтепродуктов, в значительной мере эти проблемы отыграны.
Думаю, что каждый из белорусов чувствует это и по своему кошельку, и по ассортименту товаров в магазинах, и по статистике, которую можно сравнить со статистикой соседних государств.
— Любые санкции для любой страны — это стресс. Нарушаются долговые отношения, логистика, и в конечном итоге страдает простой человек. И для того чтобы ответить на вопрос, выдержит ли страна санкционное давление, а «страна» — это общее понятие, нужно фрагментировать. То есть насколько готовы промышленность, сельское хозяйство, медицина обеспечить жизнедеятельность и технологический процесс. Например, в середине 1990‑х годов мы выпускали 10 процентов машин сельскохозяйственного направления от всего технологического процесса. Если бы в 1995 году были введены санкции, то страны, наверное, не было бы.
Сейчас мы выпускаем 87 процентов от всей цепочки техники. В принципе, мы, даже имея часть импортной техники на наших полях, можем с уверенностью сказать, что этот экзамен выдержали.
В этом году у нас рекордные цифры в области растениеводства. Мы смогли увеличить производство молока, мяса птицы. Я считаю, что аграрии сработали в этом году достойно.
— IT‑отрасль сейчас развивается неплохо. Я процитирую слова Президента о том, что создание Парка высоких технологий оказало существенное влияние на развитие информационных технологий в стране. Причем большая часть заслуг в информационной сфере — это заслуги системы образования.
Надо понимать, что сейчас происходит важный процесс технологического передела мира. Глобализация, на которую все уповали, резко дала отрицательный эффект как с точки зрения логистики готовой продукции, так и технологических цепочек. И это стимулирует в том числе развитие кадрового потенциала и высоких технологий уже в нашем регионе.
Мы здесь тоже имеем определенный фундамент. И понятное дело, что санкции сказались на нас в том числе и в негативном ключе. Но они открыли новые возможности для реализации нашего потенциала.
— Экономика — это не только цифры, это прежде всего тенденции. И тенденции Глава государства задал еще в 1990‑е годы, сохранив госсектор, аграрную политику. Кыргызстан, например, изначально пошел по пути европеизации, впустил спонсоров и инвесторов коллективного Запада и стал страной услуг. Помните, как нас призывали пойти по такому же пути, развивать услуги? Нет, мы сохранили свое промышленное лицо и благодаря этому сейчас идем на рынки постсоветской и Средней Азии со своими компетенциями.
О глобальной безопасности, украинском конфликте и СВО
— Страшный азарт, с которым Вашингтон, Лондон, Брюссель разжигают костер и, словно безумцы, бросают в пламя снаряды, больно бьет по миллионам простых граждан. Впрочем, пока одни пытаются побороть панику, другие заняты черным пиаром. Фрау Меркель напомнила о себе, надеясь, что ее внезапная ложь окажется в тренде.
— Слова Меркель противоречат действиям. Именно она была тем политиком, который отстаивал «Северный поток», размораживание отношений с Россией и бизнес‑отношения. Но ей не хочется говорить правду, ведь правда в том, что европейская политика провалилась.
Германия фактически потеряла суверенитет. Она не заинтересована в войне, но получила ее у себя на территории. Сегодня не Германия будет решать вопросы войны и мира в Украине, а Россия и США. Но молчать странам Европы не дадут, они вынуждены следовать трендам.
У Европы был огромный шанс остановить конфликт благодаря Минским соглашениям, подписанным на нашей земле, но она от них отказалась.
— Имперские планы стран Запада никуда не делись. Снова и снова слышны разговоры о том, что наши оппоненты не собираются идти стенка на стенку сразу. Они будут формировать отряды, которые в виде диверсантов будут нападать на нашу территорию.
— Надо понимать, что Польша проявит активность только в том случае, если в России некому будет принимать решение по использованию ядерного потенциала. Наша задача — сохранить Беларусь. Для этого мы должны иметь необходимые военно‑технические возможности, соответствующую подготовку населения, готового противостоять. Люди должны понимать, что никто со стороны Беларуси не планирует каких‑то активных действий. Наша задача — быть сильными настолько, чтобы к нам боялись прийти.
О перспективах интеграции
— В ноябре 2021 года президенты Беларуси и России подписали 28 союзных программ. Спустя год с точки зрения политической и экономической стороны ощущаем ли мы эффект от подписания программ? Достаточно ли мы делаем интеграционных процессов?
Петр Петровский, политолог:
— Наши недоброжелатели активно говорили о том, что на фоне СВО, потери украинского рынка, мощнейшего санкционного давления со стороны коллективного Запада ВВП нашей экономики обрушится чуть ли не до двузначной цифры и нас захлестнет галопирующая инфляция.
По факту мы видим резкую переориентацию нашего экспорта, прежде всего в Россию и страны ЕАЭС. После принятых Главой государства фундаментальных решений наблюдается дефляция.
И самое главное — у нас оживились отрасли, которые раньше были законсервированы и не были востребованы. Благодаря этой ситуации Союзное государство, евразийская интеграция во многом оказались в новом амплуа.
Владимир Перцов, министр информации:
— Как только у нас появляется какая‑то здравая идея, подписываются новые соглашения, углубляется интеграция в каком‑либо направлении, по ту сторону баррикад сразу возникает целая буря эмоций, воздействия на умы либерально настроенного населения в Беларуси, России и других странах, которые пребывают с нами в союзе. Делается это для того, чтобы свести на нет все намерения, желания и волеизъявления руководителей государств, высмеять и подтолкнуть к пути, который им прописали заказчики из западных стран.
Вообще, пока одни гегемоны пребывают в агонии по факту потери своей гегемонии, образуются союзы, такие как ЕАЭС, СНГ. Сегодня их стали больше вспоминать. И самое главное, что Беларусь и Президент не сегодня обратились к интеграционным связям и финансовой системе.Многие годы мы побуждали наших партнеров больше интегрироваться, запускать расчет в национальной валюте, делать промышленную интеграцию. Это наша планомерная политика.
О глобальном противостоянии
— Нарастающий кризис заставляет международных игроков защищать собственные экономические интересы. Причем пока ни одна из сторон конфликта отступать не намерена. Глобальное соперничество этих центров силы того и гляди перерастет в идеальный шторм, крушащий все правила игры прежней конструкции. Остался ли еще какой‑то инструментарий, чтобы что‑то сделать и не допустить третьей мировой войны? Как вести переговоры?
Сергей Клишевич, депутат Палаты представителей Национального собрания:
— Для людей в первую очередь важны мир, спокойствие и порядок в стране. Они наблюдают с экранов телевизоров, что происходит на планете, общаются с родственниками из сопредельных государств и видят, куда нас толкают. В США у власти находятся межнациональные финансово‑хозяйственные группы, которые в любом случае делают то, что им сегодня выгодно. Человеческая жизнь белоруса, украинца, поляка, литовца для них не стоит ничего. Наша задача, в том числе общества «Знание», показывать это людям, чтобы они понимали ситуацию и ценили все то хорошее, что есть у нас в стране.
Андрей Савиных, депутат Палаты представителей Национального собрания:
Главное поле сражения — экономическое противоборство и информационная война. На всех этих полях битвы мы должны показать четкие и устойчивые результаты.
США на сегодняшний день выстроили достаточно напряженные отношения с двумя супердержавами — Россией и Китаем… Думаю, что идея «Хельсинки‑2» или «духа Сан‑Франциско» возобладает, но станет реальностью только после того, как основные ведущие державы окончательно выяснят отношения, когда мы пройдем через пик конфликта и будут понятны зоны влияния и ответственности каждого серьезного игрока… Наша задача — сконцентрировать ресурсы, консолидировать определенную группу стран. Необходимо расширяться и создавать мобилизационную экономику. Мы должны четко представлять, какой мир строим.О национальной идее и исторической памяти
— Этот год в Беларуси проходит под знаком исторической памяти. Историческая память — это всегда четкий ответ на вопросы, кто мы, через что прошли, что нам нужно и чего не хотим. В этом году состоялись сотни диалоговых площадок, встреч с людьми, флешмобов, автопробегов. Белорусы говорили об исторической правде, о независимости и единстве, о том, какие идеи должны объединить и помогать созидать страну, а не разрушать ее. Почему важно знать объективную историческую правду?
Игорь Луцкий, заместитель Главы Администрации Президента:
— Указ № 1 от 2022 года — это указ об объявлении Года исторической памяти. Можно позавидовать прозорливости Президента, который видел, насколько необходимо вернуться к нашей истории...
Никто ведь не задумывался над тем, что с легкостью можно разрушить памятники Великой Отечественной войны.
Говоря о том, что сейчас происходит у наших соседей, Игорь Луцкий особо отметил:
— Они не просто уничтожают памятники, они уничтожают наше прошлое и не дают нам формировать будущее. Поэтому текущий год стал таким ярким, чтобы оценить все то, что было сделано нашими предками.
Недопущение забвения истории, повторения геноцида белорусского народа лежало в основе того, чтобы этот год стал Годом исторической памяти. Миллионы людей в Беларуси по зову сердца вышли с государственными флагами на 9 Мая. Это обычный запрос простых белорусов на историческую память, на историческую справедливость, чтобы она не была стерта из нашей жизни.
— Я бы не сказал, что наши оппоненты руководствуются какими‑то историческими источниками. Их позиция проста — был Холокост, но не существовало геноцида белорусского народа. Этим они пытаются оправдать людей, которых считают своими идейными вдохновителями и предшественниками, заявляя, что преступления немцев — это нарушение военных конвенций и убивали потому, что сопротивлялись.
— Идеология у нас фактически есть, осталось ее оформить, придать последний штрих. В нашу Конституцию внесены смыслы, которые сегодня больше, чем кажутся людям. Например, здоровая семья, честный труд, историческая память, социальная справедливость. Сегодня происходит подрыв цивилизации, разрушение собственно человеческого существования во многих странах мира, прежде всего на Западе. Мы предложили ценности, которые обеспечивают долговременное существование. Еще раз подчеркиваю — это больше, чем просто консервативные ценности, это ценности выживания.