Долгие годы он был ведущим актером Купаловского театра, работал на киностудиях Минска, Москвы, Ленинграда, Свердловска… Снялся в таких картинах, как «Люди на болоте» Виктора Турова, «Белые росы» Игоря Добролюбова, «Знак беды» Михаила Пташука, «Во бору брусника» Евгения Васильева, «Загадочный наследник» Тамары Лисициан, «Рой» и «Поп» Владимира Хотиненко, «Духов день» Сергея Сельянова. Всего в его послужном списке более 70 кинолент и сериалов. Плюс около 50 ярких ролей в театре. 24 июля мы отметим 90-летие со дня рождения актера.
Сельский паренек
Его судьба — удивительный и не единственный пример того, как простой сельский паренек стал известным артистом. Геннадий Гарбук родился в 1934 году в деревне Глыбочке Ушачского района Витебской области. В первом классе он, единственный из мальчишек, записался в танцевальный кружок. В детстве заболел малярией, основным средством лечения которой тогда был хинин. Это спровоцировало у мальчика развитие близорукости.Когда началась война, отец ушел партизанить, а Гена с братом едва не угодили на работы в Германию. Спасла случайность. Во время войны будущий актер видел и сожженные деревни, и трупы людей. Эти страшные воспоминания остались с ним на всю жизнь.
Особая роль
После войны Геннадий продолжил учиться в школе, стал играть в самодеятельности. Получив аттестат зрелости, поступил в Белорусский театрально-художественный институт на специальность «актер драматического театра» (курс народного артиста БССР Дмитрия Орлова).С 1958 года Гарбук работал в театре имени Якуба Коласа в Витебске. С 1962-го стал актером Купаловского театра. Был занят в спектаклях «Кто смеется последним» Кондрата Крапивы, «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова, «На дне» Максима Горького, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Порог» и «Рядовые» Алексея Дударева и многих других.
Воплощением белорусского национального характера стал созданный Геннадием Гарбуком образ Василя Дятлика в спектакле «Люди на болоте» по Ивану Мележу. За эту роль в 1966 году он получил Государственную премию БССР. Актер так говорил о работе над этим образом: «За свою долгую театральную жизнь я переиграл немало. Но когда Александр Гудкович, в пьесе которого я играл еще в Витебске, сделал инсценировку по роману Ивана Мележа «Люди на болоте» и дал мне роль Василя Дятлика, я еще не знал, чем она станет для меня… Спектакль с огромным успехом прошел по экранам. Жаль, что на пленке ничего не осталось: тогда все делали разово — на эфир. Но вскоре на сцене Купаловского в постановке Бориса Эрина тоже появились «Люди на болоте», где я снова играл Василя Дятлика, а Лилия Давидович — Ганну. Играли мы этот спектакль аж 19 лет. А дальше уже куда? Василю и Ганне ведь по шестнадцать! И все же эта роль осталась моей любимой…»
Люди и судьбы
Каждая кинороль Геннадия Гарбука чем-то примечательна, тем не менее некоторые созданные им образы хочется выделить особо. Всенародная любовь выпала фильму Игоря Добролюбова «Белые росы» по сценарию Алексея Дударева. Персонаж Гарбука — сдержанный, скромный Андрей Ходас — с болью смотрит на то, как распадается его семейное гнездо, и не может понять, почему в его сердце с недавних пор появилось чувство неприкаянности.«Белые росы».
Роль Петрока в картине Михаила Пташука «Знак беды» можно отнести к настоящему актерскому подвигу. Гарбук и его партнерша Нина Русланова играют, что называется, на разрыв аорты, многие сцены невозможно смотреть без комка в горле. Актер очень любил эту роль, за которую получил, кстати, награду на Международном кинофестивале в Загребе.
В Париже Гарбук десять дней снимался вместе с Иннокентием Смоктуновским в картине мастера политического детектива Тамары Лисициан «Загадочный наследник». Для Геннадия Михайловича съемки на знаменитом кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа на могиле Бунина стали незабываемым событием.
Также он украсил собой картины «Черный замок Ольшанский», «Анастасия Слуцкая», «Брестская крепость», «Враги», сериалы «Государственная граница», «На безымянной высоте», «Талаш» и другие.
Поздняя встреча
Повезло ему поработать и с выдающимся мастером кинорежиссуры Геннадием Полокой, снявшим такие культовые ленты, как «Республика ШКИД» и «Интервенция». Гарбука он пригласил в свою историческую драму «Око за око». Полока искренне жалел, что поздно встретился с белорусским актером, и ставил его по мастерству вровень с Павлом Луспекаевым, Олегом Басилашвили, Евгением Евстигнеевым.Сам Гарбук никогда не мечтал о режиссуре: «Это слишком серьезное и ответственное дело, и, по моему глубокому убеждению, им надо заниматься с молодости. К тому же от режиссера зависит столько судеб, столько человеческих жизней!»
Подлинный до конца
Видеть Геннадия Михайловича в Купаловском театре приходилось часто. Особенно запомнились его роли в спектаклях «Вечер», «Условия диктует женщина», «Парфен и Александра», «Пирамида Хеопса», «Маэстро», «Чичиков», «Сымон-музыка», «Маэстро», «Пинская шляхта», «Не мой». Будучи уже зрелым мастером, он ярко блеснул в спектакле «Свадьба» московского режиссера Владимира Панкова по Чехову. Эту постановку увидели во многих странах, она была показана на Международном чеховском театральном фестивале в Москве.В купаловских «стариках» всегда поражала жажда жизни, энергия и озорство, широкий кругозор и начитанность. А неизменная хитринка в глазах Гарбука роднила его с другим знаменитым купаловцем — Геннадием Овсянниковым. Актер стремился выйти за рамки амплуа деревенского героя, и это у него получалось: в спектакле «Память сердца» перевоплощался в утонченного итальянца, убедительным получился у него и аристократ Арман Дюваль в «Даме с камелиями». Немногие сегодня помнят, что он даже сыграл короля Лира в одноименной трагедии Шекспира на сцене РТБД — это был интересный опыт. Плюс ко всему изящно пел французские песни с оркестром. А как бы Гарбук с его въедливостью мог сыграть героев Достоевского!..
Актер ушел 7 февраля 2018 года в Минске. Он похоронен на Восточном кладбище, где покоится немало его друзей и коллег.
В ТЕМУ
В Национальной библиотеке Беларуси в уютном зале документов по искусству (пом. 306) представлена новая экспозиция, посвященная юбилярам июля — известным деятелям культуры и искусства Беларуси. Среди них и Геннадий Гарбук.
pepel@sb.by