Владимир Кухарев во время посещения издательского дома «Беларусь сегодня».
«Квадратный метр подешевел»
— Владимир Евгеньевич, начнем наше интервью с темы строительства. Постановлением Правительства на этот год утверждено задание: построить 4 миллиона квадратных метров жилья, в том числе с государственной поддержкой — более миллиона. Внушительные объемы жилья возводятся и для многодетных. Насколько выполнимы планы?— Те приоритеты, которые были обозначены Главой государства перед строительным комплексом, мы обеспечиваем в полной мере. Что касается строительства жилья, то 4 миллиона кв. м будет введено. Из них 1 миллион 60 тысяч кв. м — это жилье для нуждающихся с государственной поддержкой. За первые 7 месяцев этого года введено порядка 1 миллиона 850 тысяч кв. м жилья. По многодетным семьям вопрос решается всесторонне, комплексно. Это ведь не только взять и построить жилье. Во-первых, это серьезная работа по оформлению всех документов, в том числе и кредитных. Местные органы власти плотно работают с каждой нуждающейся многодетной семьей. В текущем году 12 тысяч многодетных семей построят собственное современное и комфортное жилье. Эти объемы четко распределены между регионами.
Правительство постоянно держит на контроле ход реализации данного поручения Президента. За полугодие построено свыше 3 тысяч квартир для многодетных. Уже начали работу по созданию задела на следующий год. Планируем, что будет построено порядка 14 тысяч квартир для этой категории граждан. Проведенный опрос показал, что именно столько семей выразили желание и готовы строить квартиры.
Строительный комплекс готов к выполнению поставленных задач. Активно развиваем индивидуальное домостроение. Здесь тоже особенное внимание уделяем многодетным семьям — это более удобные условия для жизни.
За полугодие построено свыше 3 тысяч квартир для многодетных. Уже начата работа по созданию задела на следующий год.
— Известное строительное уравнение: стоимость квадратного метра должна быть равна средней зарплате по стране. И как недавно заявил министр архитектуры и строительства, у нас даже идет небольшой перекос в обратную сторону — то есть при 1043 рублях средней зарплаты метр для нуждающихся стоит около 880 рублей. Будет ли сохраняться это равновесие и что нужно сделать, чтобы оно было? Какие меры принимает Правительство?
— В первую очередь надо понимать: когда строится жилье с государственной поддержкой, то в значительной степени задействуются кредитные и бюджетные ресурсы. Потому что государство льготирует, например, и строительство инженерной инфраструктуры. Каждый дом находится под пристальным вниманием. Детально изучаем стоимость и строительных материалов, и самих работ. По сравнению с прошлым годом квадратный метр стал на 5 рублей дешевле. Надо ко всему подходить скрупулезно, а главное — экономно.
При этом не стоит забывать о качестве. Стоит задача это соотношение уровня зарплаты и стоимости метра — 0,85 — и дальше сохранить. Ведь что такое господдержка? Она в первую очередь оказывается людям, которые в ней нуждаются. Естественно, у такого человека лишних денег нет. И даже если мы на этом этапе оказываем поддержку кредитными ресурсами, то потом ему нужно будет их возвращать. И если будет высокая стоимость жилья, то и кредит будет соответствующим. И будет затруднительно выплачивать кредитные средства. Поэтому задача охватывает не только этап строительства, но и дальнейшее обслуживание кредитных ресурсов.
— А какова сейчас себестоимость квадратного метра без 5 процентов прибыли застройщика?
— Это нетрудно посчитать. Если метр в среднем стоит 880 рублей, то себестоимость получается порядка 800 рублей. И это без инфраструктуры. Преимущество отдается панельному домостроению. Прошла модернизация фактически всех наших заводов крупнопанельного домостроения. Они выпускают энергоэффективное жилье. И это позволяет по соотношению цена — качество выдавать тот продукт, который наиболее востребован.
И в этом направлении будем развиваться дальше. Стараемся максимально загрузить предприятия панельного домостроения, чьи мощности составляют 2,5 миллиона кв. м в год. И этот показатель у многих предприятий уже достигает от 80 до 100 процентов. Также активно развиваем строительство индивидуальных жилых домов из панелей, кирпича, газосиликатных блоков. И здесь себестоимость квадратного метра получается в пределах 800—900 рублей. Будем активнее предлагать нашим гражданам строительство такого жилья.
О финансах, земле и спутниках
— Насколько сейчас активно задействованы различные финансовые механизмы при строительстве жилья? Уже озвучивалось, что подготовлено два проекта указов Президента: об ипотеке и стройсбережениях. Что предусматривается этими указами?— Законодательство об ипотеке сегодня уже существует. В проекте указа мы отразили практику, наработанную в стране, а также опыт других стран в ипотечном строительстве. Постарались скорректировать те шероховатости, которые не давали в полной мере вовлекать широкие слои населения в ипотеку. Прошло согласование со всеми заинтересованными, в том числе с банками. Поэтому оба проекта указа уже готовы, и в ближайшее время будем их вносить на рассмотрение Главе государства. Кроме того, идет снижение ставки рефинансирования. Как результат — кредиты, которые выдают банки, тоже стали доступными и востребованными. По прошлому году лимиты, которые банки могли предложить населению, были полностью востребованы.
Что касается строительных сбережений. Прописан четкий механизм, как можно накапливать средства. Гражданин вносит определенную сумму на специальный счет, который открывает ему банк, и таким образом оплачивает часть стоимости жилья. Банк начисляет процент, и плюс государство выдает определенную стимулирующую премию. И дальше банк выдает на строительство недостающую сумму. Человек уже будет реально участвовать в строительстве. Проведена работа с банками. Финансовые институты готовы работать. Причем не только самые крупные. Любой банк, если увидит свою заинтересованность, сможет участвовать в этой работе.
— Президент неоднократно заявлял: Минск за счет земель сельскохозяйственного назначения расти не должен. Насколько сейчас остро стоит вопрос с участками, выделяемыми на строительство жилья? И в этом контексте хотелось бы подробнее узнать о перспективах развития городов-спутников.
— Проблема с земельными участками, особенно необремененными, очень остро стоит в Минске. И таких участков становится все меньше. Массивы, где в последнее время возводилось жилье, — Каменная Горка, Брилевичи, — фактически полностью застроены. И сегодня в основном остались обремененные участки. А их разработка требует серьезных финансовых вложений. Поэтому и снижена планка по вводимому жилью в Минске. Если раньше это было порядка миллиона квадратных метров в год, то в этом году это 670 тысяч, и дальше будем только уменьшать.
Понятно, что жизнь не останавливается, и мы видим, что самое перспективное решение вопроса — города-спутники. Недавно подписан указ, который утвердил схему финансирования строительства в таких городах. Достигнута договоренность с руководством Минска и области о том, что столица будет в равной долевой части финансировать инфраструктуру в этих городах. Отработаем весь механизм на практике в Смолевичах. Также Президентом подписан указ об экспериментальном доме в Смолевичах. Напомню, было предложено всем нуждающимся Минска, независимо от времени нахождения в очереди, самостоятельно заявиться на строительство дома. Желающих оказалось в разы больше, чем мы ожидали. Например, участвовать в строительстве 200-квартирного дома изъявило желание около 1500 человек.
Подготовлен также проект указа Главы государства с целью распространить эту схему не только на один дом, но и на все жилье, которое будет строиться для минчан в городах-спутниках столицы. Мы его в ближайшее время внесем на рассмотрение. И это даст возможность не опрашивать всю очередь нуждающихся — а в Минске она около 200 тысяч человек, — а работать именно по заявительному принципу. Человек подает заявку о том, что он стоит в очереди как нуждающийся, затем всем заявившимся в порядке очереди будет предлагаться строительство в этих домах.
Мы уже отрабатываем порядка 7 таких домов для минчан. МАПИД занимается их проектированием. Что важно — отопление будет на электричестве. Это значительно удешевляет строительство сетей. Если строить на централизованном отоплении, то километр сетей стоит порядка 2 миллионов рублей, если прокладывать кабель для отопления электричеством — то это стоит порядка 50 тысяч рублей. Видим здесь серьезную экономию.
«На все типы домов разработана документация по электроотоплению»
— А насколько активно будут вводиться такие дома?— Мы перед собой поставили задачу: практически все жилищное строительство перевести на электричество. Во-первых, затраты на сети снижаются. Во-вторых, уменьшаются затраты при строительстве дома. Не нужны трубы, тепловые пункты в доме, где надо постоянно проводить профилактику. Опять же обслуживание насосов, двигателей, кранов… Эксплуатация, словом, дорогостоящая. А перевод отопления и горячего водоснабжения на электричество значительно снизит затраты как при строительстве, так и при эксплуатации. Что в итоге положительно скажется для жильцов.
Кроме отопления и горячего водоснабжения, население уже 100 процентов оплачивает все остальные виды услуг. Дальше их повышение возможно только индексацией.
И в первую очередь это касается снижения стоимости тарифов. Сейчас этим вопросом активно занимается Минэнерго. Дома мало перепрофилировать. Надо, чтобы к микрорайонам были подтянуты источники электроэнергии. А это — реконструкция подстанций, мощности которых увеличиваются. На все типы домов разработали документацию на электрическое отопление. Кроме того, работаем по отечественным производителям, которые будут выпускать электрические конвекторы отопления. В частности, соответствующий проект уже разрабатывается в Березе. И с вводом АЭС мы максимально должны перейти на все виды использования электроэнергии. В том числе и в строительстве. Речь идет и об индивидуальном строительстве домов.
В этом плане нужно стимулировать людей. Как вы знаете, введены два льготных тарифа в этом году для домов, которые участвуют в отоплении. Там, где устанавливается один счетчик на отопление, — тариф 3,35 копейки. Там, где подключается к общему счетчику круглогодично, — 7,6 копейки. Но он будет действовать круглый год. Мы с вами сейчас платим порядка 17 копеек. А если дом будет на электричестве, то надо будет платить 7. Если зимой больше израсходуется энергии, то в летний период часть разницы между 17 и 7 копейками уже можно компенсировать.
Это хороший стимул для перевода отопления на электричество, и по этому поводу очень много сейчас обращений в сельской местности. Население заинтересовалось этим вопросом и готово переходить на электричество.
— Вопрос по электроэнергии в сельской местности как раз вызывал определенные опасения граждан. Местные сети там могут и не выдержать возросшую нагрузку…
— Министерство энергетики системно подошло к этому вопросу, выделено финансирование на этот и следующий год. Именно на модернизацию подстанций, чтобы они обеспечивали потребности населения по подключению к необходимым мощностям. Мы посчитали, что в среднем на дом израсходуется 5 кВт. Но если использовать конвектор — он берет в среднем 0,5 кВт. На дом надо 5—6 конвекторов, это уже порядка 2,5—3 кВт на отопление. Экономия, как видим, существенная.
В этом году завершится инвентаризация земель под инвестпроекты
— Владимир Евгеньевич, еще один актуальный вопрос. Недавно при инспекции Минской кольцевой дороги Глава государства обратил внимание, что к инвесторам, которые срывают свои обязательства, необходимо применять жесткие санкции. Насколько остро сейчас стоит данная проблема и что делается для ее решения?— Сейчас проводится комплексная инвентаризация всех инвестпроектов. В ряде регионов приняты жесткие решения, где инвестор не выполнял свои обязательства на протяжении многих лет. Речь идет об изъятии земельных участков. Не можешь реализовать проект — верни землю государству, оно выставит ее на аукцион. Будем искать других инвесторов, которые смогут обеспечить реализацию проектов. Поэтому данная работа ведется. Совместными усилиями уже довольно много решений принято по возвращению земель. Это дало заметный стимул в этом вопросе. Там, где по несколько лет не велись работы, по многим участкам началось активное движение. В этом году полностью завершим инвентаризацию и решим все вопросы. Где организация приступила к работе — это хорошо, пусть завершает. Но там, где мы видим, что перспектив нет, будут приниматься решения по изъятию земель.
Удобное жилье
— Наверное, самый острый вопрос в коммунальном хозяйстве — это капитальные ремонты. Люди всегда ими недовольны. Ни сроками, ни тем, как они проводятся. В начале года Правительство вопрос отрегулировало — были уточнены перечень работ, проводимых за счет бюджетных средств, сроки исполнения и многое другое. Каких еще изменений в этой сфере можно ожидать от Правительства и когда начнутся комплексные ремонты?— Работа по усовершенствованию капитальных ремонтов идет постоянно. Люди, которые проживают в доме, хотят бесперебойного водоснабжения, электроэнергии, теплоснабжения. И, естественно, мы должны создать условия, чтобы это было максимально обеспечено. Строительной отрасли поставлена задача — внедрение BIM-технологий. Они охватывают не только процесс проектирования и строительства, но и дальнейшую эксплуатацию. Мы должны не только обеспечить максимально быстрое строительство и сдачу дома, но и сделать все, чтобы дом был максимально удобным в эксплуатации. И технологии умного дома должны активнее внедряться. Поэтому и капитальный ремонт должен проводиться качественно и быстро. Необходимо внедрить практику: капитальный ремонт должны проводить организации, которые и строили этот дом.
Планируется внедрить практику: капитальный ремонт должны проводить организации, которые и строили этот дом.
Буквально в июне было принято совместное решение Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Министерства архитектуры и строительства в части вопросов благоустройства. В частности, увеличили в два раза — с 8 до 15 процентов — количество средств, направляемых на благоустройство дворовых территорий.
Кроме того, собираемся полностью уйти от точечных ремонтов и выполнять их комплексно. К примеру, есть двор, в нем 5—6 домов. И эти дома строились примерно в одно время. В течение нескольких месяцев завершаем ремонт всех этих домов, уходим и туда не возвращаемся. А то как получается: сделали ремонт в одном доме, через год пришли в следующий. Поэтому будущее — за комплексным подходом. Он позволит комфортно себя чувствовать жильцам и в то же время значительно минимизировать издержки стройорганизаций. Да и на один дом трудно найти организацию — для них это невыгодно экономически. А когда они будут приходить на 5—6 домов, то это будет рентабельно.
Что касается сроков: капремонт должен проводиться не более двух месяцев, с набором современных и качественных материалов. И еще одно важное требование — максимально снизить сроки капремонта.
— В прошлом году, помнится, проводили даже эксперимент по этой проблеме. За месяц уложились. Но потом коммунальщики говорили: удалось-то удалось, но каких сил нам это стоило! Больше уже, наверное, этого и не повторим. А можно ли повторить?
— Нужно повторить. Есть разные вопросы. И основной — не в самих работах. Сначала должна быть проведена серьезная инженерная подготовка. Это нормативно прописано. А в первую очередь должна проводиться работа с жильцами: заранее собрать, рассказать, что будем делать, выслушать людей, учесть их замечания и пожелания. А дальше делать хорошую инженерную подготовку, закупить все необходимые материалы, выбрать строительную организацию, которая будет проводить работы.
Поэтому все эти сроки реальные. И если отойдем от практики наскока, тогда все будет выполнимо. Конечно, всем под одну гребенку сроки не поставишь — надо учитывать и индивидуальные особенности самих домов. Но все в руках жилищно-коммунальных организаций. Они в состоянии проводить капитальные ремонты в сжатые сроки. И такая задача им ставится.
«Подходы к тарифам изменились»
— Еще один актуальный вопрос для ЖКХ — тарифы. Недавно в Правительстве обсуждался проект программы структурных реформ со Всемирным банком. И одна из рекомендаций — уход от перекрестного субсидирования в энергетике и внедрение безналичных жилищных субсидий. Какая работа в этом направлении ведется, на сколько сейчас население покрывает плату за ЖКУ? Озвучивались планы, что в этом году коммуналка повышаться не будет. Ваш прогноз по следующему году?— Цифру, которую обозначил Глава государства, — не более 5 долларов ежегодного роста тарифов, — мы выдерживаем. Этому способствует снижение затрат в ЖКХ. Мы ежегодно доводим снижение затрат не менее 5 процентов. Это позволяет практически по всем видам услуг выйти на их себестоимость. Кроме отопления и горячего водоснабжения, население уже 100 процентов оплачивает все остальные виды услуг. Дальше их повышение возможно только индексацией.
В этом году изменили подходы к тарифам. Если раньше с 1 января поднимали на 5 долларов тарифы, то с этого года разделили повышение на два этапа. С 1 января подняли на 3 доллара 90 центов, а с 1 июня на отопление и горячее водоснабжение — на 1 доллар и 10 центов. Видим, что такую тенденцию надо продолжать. И на следующий год планируем тоже в два этапа повышать. И примерно в такой же пропорции.
К вопросу о безналичных жилищных субсидиях. У нас уже внедрена такая система. В прошлом году ими воспользовалось порядка 30 тысяч человек. О том, что система работает нормально, говорит тот факт, что подавляющее большинство — а это порядка 90 процентов получателей — были не по заявительному принципу, а по выявительному. То есть система сама обработала данные, увидела все доходы населения и рассчитала.
Многие граждане даже не подозревали, что подпадают под эти субсидии. Но они были начислены. Безусловно, есть еще ряд вопросов, мы их будем дорабатывать, внедрять более прогрессивные технологии в работе этой системы.
Все грани чистой страны
— Известно, что к 2022 году в нашей стране ни одного мусорного мини-полигона не должно остаться. И сейчас разрабатывается нормативный акт, который оговаривает все эти вопросы: сортировку, переработку и т.д. Что предусмотрено этим документом и чего нам ждать?— Сразу отмечу: подходить к этой проблеме тоже нужно комплексно. В первую очередь надо исходить из того, что значительная часть отходов — вторичные. И они должны изыматься из отходов. Что касается бумаги и стекла, мы максимально их изымаем — около 90 процентов. Здесь сработали меры экономического стимулирования. Подняли стоимость стеклотары, и население активно стало собирать и сдавать стекло.
Второе направление — мы должны комплексно отработать и принимать меры по уходу от пластика. Это основная проблема. Он пока используется в огромном количестве, и большая часть его не подлежит вторичной переработке. Кроме того, пластик столетиями не разлагается. Он приносит самый большой вред. Поэтому во исполнение поручения Главы государства мы разработали комплекс мер по постепенному переходу от пластика на стекло и картонную упаковку. Недавно проводили тематический семинар, где рассказали о комплексном подходе, который мы планируем реализовать. Сейчас готовим серьезный документ в развитие этого семинара с поручениями нашим государственным органам по выработке планов мероприятий. Они должны все действия структурировать по времени, стоимости. И работа перейдет в практическое русло более активно.
В стране планируется создать порядка 30 региональных полигонов.
В пищевой промышленности переход на картонную и стеклянную тару — приоритет. У нас хорошо развита стекольная отрасль, которая обеспечивает потребности в стекле, причем любых форм. Также проведена модернизация деревообрабатывающей промышленности. Мы можем выпускать неограниченное количество картонной упаковки. Здесь большой спектр работы, и мы ставим себе задачу, чтобы в ближайшие 2—3 года максимально развить производство бумажной упаковки и стеклянной тары, в том числе с привлечением инвестиций. Отрабатываем различные экономические стимулы, в том числе льготное кредитование.
Будем стимулировать производителей. Поэтому это будет системная работа, которая займет несколько лет. Вы видите, в магазинах уже появилась биоразлагаемая упаковка. Да, цена пока выше пластикового пакета, но все зависит от объемов производства. Тем более что сырье для ее производства дешевле, чем для пластика. Появились и бумажные пакеты.
— Насколько я знаю, вопрос и в утилизационном сборе для бумажных пакетов — он в разы выше.
— Мы как раз сейчас внесли предложение с изменением законодательства, чтобы убрать этот дисбаланс. Для производителей необходимо создать равные условия. Человек должен иметь выбор.
— А что касается мусора?
— Мы будем уходить от мини-полигонов и переходить на региональные полигоны. Имеется в виду один полигон на несколько районов, который будет располагаться в удобной географической точке. Плечо подвоза мусора должно быть максимально удобно расположено. Там будет весь спектр сортировок. Чтобы весь мусор, который туда вошел, полностью прошел через сортировку и оттуда было максимально извлечено то, что можно в дальнейшем использовать для вторичной переработки.
Межрегиональные полигоны будем строить в том числе с использованием кредитных ресурсов. У нас есть договоренности с европейскими банками по участию в этих проектах. Уже отработан пилотный проект в Червенском и Пуховичском районах. Еще один — Новополоцк — Полоцк — Ушачи. Там тоже будет межрегиональный полигон. Думаю, в следующем году мы их введем. Всего планируется создать порядка 30 региональных полигонов.
Еще одна значимая составляющая в отходах — органика. До сих пор мы ее не использовали. Но если применить систему компостирования, то она превращается в компост, который можно потом использовать в том же строительстве — в частности, использовать вместо грунта. И такой органики у нас порядка 30—35 процентов в общем объеме мусора. В течение 2019—2020 годов во всех областях и районных центрах будут построены площадки для такого компостирования.
Третье направление. То, что уже нельзя вторично перерабатывать, — а это около 45 процентов, — необходимо сжигать. Сейчас работаем с Министерством энергетики по вопросу установки котла по сжиганию мусора на ТЭЦ-4. Расчеты показали, что сжигание порядка 200 тысяч тонн мусора — это экономия порядка 70 миллионов кубометров газа.
Это не только экологический проект. Это, естественно, отопление, горячее водоснабжение. До конца года, думаю, у нас будет предпроектная проработка этого вопроса. Готовим проект указа Главы государства, в котором будут регулироваться вопросы финансирования этого проекта, налогообложения, экологических налогов.
Почему хотим это реализовать в первую очередь в Минске? Здесь эта проблема наиболее актуальна. В столице с Минским районом образуется порядка 1,1 миллиона тонн мусора. Мы изучили европейский опыт. Во многих странах до 50 процентов мусора сжигается. Тот же Стокгольм полностью отапливается за счет сжигания мусора, они даже завозят его из соседних стран. А у нас своего хватает.
— Разработан проект указа о депозитно-залоговой системе обращения с тарой. Если все получится, мы сможем сдавать металлические банки, а также стеклянные и пластиковые бутылки в тароматы и возвращать за них деньги, заплаченные при покупке. Однако производители и торговля считают, что внедрить систему быстро — слишком оптимистичные планы. Разделяете ли вы такие опасения?
— Подготовлен проект указа, он проходит общественное обсуждение. Будут замечания, предложения, и мы обязательно их учтем. Дальше будем двигаться в установленном порядке. Что касается системы, планируем внедрять поэтапно. Одномоментно ее, конечно, не запустишь. Но в чем ее преимущество? Это наш доработанный вариант советской залоговой системы. Внедрение потребует тесной взаимосвязи с торговыми сетями.
Попробуем реализовать проект с помощью инвестора, у которого есть опыт. Не исключаю, что где-то будем и сами отрабатывать. Да и торговые сети должны понимать, что с введением такой системы население к ним будет чаще ходить. Поэтому я думаю, что 2—3 года — реальные сроки внедрения депозитно-залоговой системы в стране. Наработки показывают, что заинтересованность есть как у производителей, так и у потребителей.
Транспорт: потребитель должен иметь выбор
— Представляя коллективу министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко, вы поставили перед ведомством задачу — модернизировать концепцию развития транспортного комплекса до 2030 года. Что будет в ней отражено? Как будет развиваться эта сфера?— В работе этот вопрос находится давно. Все мы видим, что люди стали более мобильными. Они требуют, чтобы транспорт подстраивался под человека. Он должен работать быстрее. Набрали, например, популярность междугородние маршрутки. Потребитель должен иметь выбор. И сейчас выбирают не ценой, а экономией времени. И все это отражено в новой концепции. Она системно и комплексно охватывает все аспекты.
Взять, к примеру, железнодорожный транспорт. Мы видим, что его надо ускорять. Он должен ходить быстрее. Также его надо максимально электрифицировать с учетом строительства АЭС. Сейчас уже порядка 1230 км дорог у нас электрифицировано. Ведутся работы по электрификации участка Жлобин — Калинковичи — Барбаров длиной 141 км, завершение их планируется в следующем году.
Что касается воздушного транспорта. Здесь движение интенсивное. Прирастает пассажиропоток фактически на 15—20 процентов в год. Очень позитивно развиваемся. Наш Национальный аэропорт «Минск» рассчитан на 6 миллионов пассажиров. При этом пиковая загрузка в сезон уже превышена. Поэтому сейчас проводим модернизацию аэропорта. Планируем в следующем году завершить. Это позволит обеспечить комфортное пребывание пассажиров в аэропорту, кроме того, необходимо в ближайшее время приступать к строительству нового терминала. Что касается первой взлетно-посадочной полосы, то мы планируем ее начать ремонтировать и завершить все работы в следующем году. Она нуждается в ремонте. Сейчас делаем проект.
Кроме того, постоянно прирастает авиапарк. Работаем по региональным аэропортам и видим в этом серьезный резерв. Задача — привлекать туда авиатранспорт, в том числе и зарубежный. В этом году с учетом отпускного периода пошли на активизацию системы чартерных рейсов из областных центров. В частности, из Гомеля и Могилева, Бреста и Гродно. И эта система себя положительно зарекомендовала. Работаем также по привлечению лоукостеров. Есть заинтересованность зарубежных компаний. Безусловно, есть и вопросы, так как эти компании хотят получать определенные преференции. Ищем взаимовыгодные варианты сотрудничества.
Все путепроводы приведут в порядок в течение 5 лет
— Международные финансовые институты, включая европейские, активно участвуют в реализации инфраструктурных проектов в Беларуси. В том числе на принципах государственно-частного партнерства. Назовите самые успешные из них. Есть ли у белорусской стороны планы по дальнейшему привлечению инвесторов к реализации проектов в сфере транспорта? И как будет развиваться сеть платных дорог в стране?— Беларусь — транзитная страна. И главная задача — обеспечить транспортные коридоры высоким качеством дорог. Тогда это будет привлекательно для перевозчиков. В этом году завершили модернизацию трассы М-6 Минск — Гродно и параллельно полностью реконструировали пограничный пункт пропуска «Брузги», увеличив его пропускную способность.
Главная задача — обеспечить транспортные коридоры высоким качеством дорог.
Уже отработали всю документацию и в ближайшее время приступим к трассе М-7 Минск — Вильнюс. Параллельно будет идти реконструкция пункта пропуска «Каменный Лог» с увеличением его пропускной способности в 2 раза.
В этом году приступим к работам по модернизации дороги М-3 на участке от Минска до Плещениц. В следующем году с привлечением кредитных ресурсов международных финансовых институтов планируем приступить к дороге Р-46 Лепель — Полоцк — граница РФ. Серьезный проект — трасса М-10. Участок в 85 километров до Калинковичей планируем модернизировать с использованием финансового инструмента государственно-частного партнерства. Соответствующий указ Главы государства принят. Фактически все вопросы отрегулированы. Проводится тендер по определению частного партнера, который не только построит эту дорогу, но и будет ее затем эксплуатировать.
Кроме того, в этом году ведем ремонт на участках основных трасс от Минска, которые не были отремонтированы. Большое внимание уделяем дороге М-1.
Что касается платных дорог, они также развиваются. И довольно активно. Плата дает возможность финансировать дальнейший ремонт других участков дороги. В этом году М-6 стала платной. Но чтобы сделать дорогу платной, надо ее отремонтировать. Мы в первую очередь должны предоставить человеку возможность ехать по качественной дороге. А потом уже рассматривать вопрос, делать ли трассу платной.
— В последнее время все чаще звучат новости о проблемах с состоянием мостов в Беларуси. Планируется ли внедрять новые материалы или технологии при строительстве или реконструкции мостовых сооружений?
— Значительная часть мостовых сооружений довольно длительное время эксплуатируется. Некоторые построены в 1960—1970-х годах. И понятно, что нуждаются в серьезных ремонтах. Поэтому комплексно обследовали все мостовые сооружения как республиканского, так и местного значения. Во исполнение поручения Главы государства разработан план мероприятий. Туда входит порядка 32 республиканских мостовых сооружений и порядка 30 — местных. Расписали по годам, какие работы надо провести, определили и источники финансирования.
В этом году идет работа по пяти таким мостовым сооружениям. Активно работаем в Пинске, Гомеле и Рогачеве. Там были наиболее серьезные вопросы. Работаем и по путепроводам — в том числе в Минске на кольцевой дороге. Также ведется реконструкция путепровода в Витебске. Планируем в течение пяти лет привести в порядок все путепроводы. Работу будем и дальше продолжать, чтобы обеспечить безопасность. Задача — максимально сократить сроки ремонта, чтобы в течение сезона работы завершались. Тем более что технологии позволяют проводить ремонтные работы максимально быстро и при этом обеспечить соответствующее качество.
Загрузка водного транспорта должна вырасти до 3 процентов
— В январе вы отмечали, что в Беларуси сделан особый акцент на развитии водного транспорта. Чего ждать этому сектору? Какие проекты будут реализованы?— Концепция развития транспортного комплекса до 2030 года, о которой я уже говорил выше, предусматривает и активное развитие водного транспорта. И тут потенциал большой. У нас сегодня всего 1 процент грузоперевозок идет по воде. Хотя у нас есть серьезная инфраструктура: около 2 тысяч километров судоходных водных путей, 9 портов. Видим перспективу дальнейшего развития этого направления. Да, в последние годы за счет изменения климата пошло снижение уровня воды и снижения судоходности. Проблема серьезная.
Но это не снимает задачи максимально использовать водный транспорт. Работаем над объединением предприятий, которые занимаются судоходством, в единую организацию, чтобы они были под единым управлением. Это скажется и на снижении затрат по их эксплуатации. Ближайшая задача — увеличить грузопоток водным транспортом до 3 процентов. И развивать это направление дальше.
sichevich@sb.by