В НХМ прошло общественное обсуждение работ, допущенных к участию в конкурсе на соискание Госпремии

Живем, пока помним

Государственная премия в области литературы, искусства и архитектуры — одна из самых престижных в стране. Внимание к лауреатам колоссальное, но и ответственность высокая. Это те, на кого равняются, те, к кому прислушиваются. Знаковые фигуры для нашего общества, люди, которых объединяет одно — честное служение своему делу и произведения, ставшие частью художественной истории. Символично, что в год 80‑летия освобождения страны от фашизма, когда вся Беларусь вспоминает поколение Победителей, к участию в конкурсе на соискание Госпремии допущены работы, с одной стороны, очень разные, однако направленные на достижение общей цели — сохранение памяти и формирование чувства причастности к своему государству, народу, Родине.

В обсуждении проектов приняли участие мастера культуры и искусства, известные писатели, общественные деятели.

Побывать здесь обязан каждый

На Государственную премию Республики Беларусь в области литературы, искусства и архитектуры 2024 года претендуют два авторских коллектива.

Первый проект — историко‑культурный объект «Мемориальный комплекс «Ола» в Светлогорском районе Гомельской области. История деревни Ола, как отметила на общественном обсуждении директор Светлогорского историко‑краеведческого музея Ирина Заяц, — это зеркало судеб сотен белорусских сел, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной. 14 января 1944 года карательный отряд окружил Олу со всех сторон. Часть сельчан выгнали из домов и заживо сожгли в колхозном сарае. Тех, кто не мог выйти из дома, вытаскивали на улицу и расстреливали на морозе. Деревня горела… В тот день нацисты уничтожили почти 2000 человек.

Мемориал «Ола» — место памяти и скорби.

Те, кто был в восстановленной после войны деревне, подтвердят: Ола — место, пропитанное болью и кровью. Но белорусы никогда не забудут о той страшной трагедии. Сегодня память о безвинно погибших жителях деревни увековечивает мемориальный комплекс, открытый в июне 2020‑го благодаря вниманию Главы государства, стараниям местных органов власти и помощи тысяч людей, не оставшихся равнодушными. Создание мемориального комплекса стало по‑настоящему народным проектом. 
Побывать здесь обязан каждый житель нашей страны, каждый школьник. Проложить постоянный автобусный маршрут, включить в список мест, обязательных к посещению для учреждений образования, — в череде больших и малых дел, направленных на достижение общей цели, не бывает мелочей.
Необходимо сделать Олу, наравне с Хатынью, важнейшим объектом памяти — об этом в том числе говорили члены экспертного сообщества на открытом обсуждении проекта. Декан факультета журналистики БГУ политолог Алексей Беляев справедливо заметил, что Ола — место, отдаленное от крупных населенных пунктов, однако встроить ее в туристические маршруты необходимо:


— Мы должны понимать, какая задача поставлена перед нами государством, — сохранение исторической памяти и доведение ее до молодого поколения в первую очередь. А это то поколение, которое, к сожалению, мало живет рациональными смыслами, но много живет чувствами. Тема мемориализации ужасов войны сегодня важна и актуальна. Нужно, чтобы школьники приехали в Олу, увидели комплекс своими глазами, засняли, выложили в интернет… Молодежь должна чувствовать свою причастность. Кто‑то скажет: но ведь у нас уже есть Хатынь. Да, Хатынь стала символом сожженных деревень. Но мемориальный комплекс в Оле другой, более камерный. И в этой камерности, как мне кажется, вся ее сила, авторам проекта прекрасно удалось передать замысел. Поддерживать такие проекты считаю необходимым.

Значение таких мемориальных комплексов сложно переоценить, уверен народный артист Беларуси театральный и кинорежиссер Александр Ефремов:


— Совсем недавно был с внучкой в Хатыни. И она вышла, как мне кажется, другим человеком. Увиденное останется теперь с ней навсегда. Особенно важно это сейчас, когда начинают открываться все новые факты о событиях Великой Отечественной, когда мы начинаем говорить о геноциде белорусского народа… На мой взгляд, мемориал в Оле заслуживает того, чтобы быть удостоенным высокой государственной награды хотя бы в память о тех людях, которые там погибли.

Народная по духу

К участию в конкурсе на соискание Государственной премии допущен также оперный спектакль «Дикая охота короля Стаха» в новой постановке Большого театра Беларуси. Работа авторским коллективом во главе с режиссером Анной Моторной проделана колоссальная. Акцент — на историческую реконструкцию и прежде всего на неповторимую атмосферу Беларуси, ее людей, традиции, обряды и легенды. То, что сделал коллектив Большого, члены экспертного сообщества оценили на открытом обсуждении как «профессиональный подвиг» — не часто и не каждая команда профессионалов удостаивается от коллег столь высокой оценки.


Оперный шедевр композитора Владимира Солтана, ставший национальной музыкальной классикой, вернулся на родную сцену в 2021 году, спустя более чем 30 лет после первого появления на афишах Большого театра. Однако новая «Дикая охота…» — это не повторение постановки образца 1989 года. Знаменитый детективный сюжет, придуманный Владимиром Короткевичем еще в 1950‑е, обретает в спектакле Анны Моторной новые смыслы.

Возвращение оперы «Дикая охота короля Стаха» на сцену Большого театра можно по праву назвать триумфальным.
Фото БЕЛТА

— Романтизация произведения Короткевича не отдаляет нас от его сути, — убеждена главный режиссер Большого театра. — Наш спектакль заново интерпретирован и имеет в основе своей серьезный посыл обществу. Но это еще и пример того, как в оперное произведение вплетаются истинно народные традиции, — например, у нас присутствует точная реконструкция свадебного обряда, в сценографии и элементах костюма в числе прочих использованы мотивы слуцких поясов…

Примечательно, что в 1990 году работа композитора Солтана и постановщиков спектакля (дирижеров Ярослава Вощака и Александра Анисимова, режиссера Вячеслава Цюпы, художника Эрнста Гейдебрехта и исполнителей главных ролей Натальи Костенко, Виктора Скоробогатова и Владимира Экнадиосова) была отмечена Государственной премией БССР. Повторит ли этот успех авторский коллектив в составе Анны Моторной, художника по костюмам Татьяны Лисовенко, хормейстера Нины Ломанович и артистов Владимира Громова, Дмитрия Шабети и Александра Кеды, узнаем совсем скоро.

Оба проекта получили единогласную поддержку экспертного сообщества и рекомендованы для следующего этапа конкурса на соискание Государственной премии Республики Беларусь.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter