Закрытие очередного пункта пропуска на белорусско-польской границе влияет прежде всего на возможность посетить родственников, живущих по ту сторону границы. Такое мнение корреспондентам sb.by единодушно высказывают жители приграничных с Польшей районов. Слово – 70-летнему жителю деревни Одельск Гродненского района Николаю Макарчуку:
Фото из архива «СБ»
– Наша деревня соседствует с Польшей. Поэтому здесь живет много тех, у кого по ту сторону границы есть родственники. Еще с советских времен. Сестра тут, брат там. И они ездили друг другу в гости. Когда ввели безвизовый режим, в основном приезжали сюда. На праздники, на кладбище, просто так. Теперь – нельзя. Сначала закрыли «Брузги». Но у нас рядом Берестовицкий район. «Бобровники». Они конечно, немножко дальше, чем «Брузги», но доехать было можно. Терпимо. А теперь? Ехать триста километров до Бреста, а потом еще двести подниматься из Бреста на Белосток? Настроение у людей уже не то! Вопрос не стоит в том, что смогут ли люди ездить друг к другу столь же часто и регулярно, как раньше! Речь о том, будут ли они теперь ездить вообще! Коснулось ведь это решение прежде всего пожилых людей, которые просто не смогут добираться сутками, стоять в очередях.
Николай Макарчук приводит примеры конкретных жизненных коллизий:
– Некоторые наши жители переехали работать в Польшу. Причем речь не о тех, которые сделали здесь что-то плохое. Вот, например, поехал к нашим соседям работать человек из деревни Стародубовой. Пять дней на работе, два выходных. На выходных обязательно приезжал к родителям. Два дня побудет и обратно. Или вон мой сосед. Жил с больными родителями. Поехал в Польшу, там работал, в итоге обосновался. Мать умерла, отцу приезжал помогать, когда была необходимость. А как теперь? Оставаться здесь, когда живет уже там? Оставить отца одного? Забрать туда? Хлопец думает…
По словам жителя деревни Одельск, возведение Польшей определенного «железного занавеса» перед Беларусью повлияло и на культурные связи:
– Наладили культурный обмен с соседней с нами польской гминой. Был такой праздник – «Адэльскi фэст», массовые гуляния. Мы приглашали, к нам приезжала целая делегация, мы ездили с «ответным визитом». Приятно было встретиться, а главное – всем было весело и хорошо! Как только Польша вступила в Евросоюз – всё. Им запретили, денег не дали, ездить они перестали.