Следователь о дорожных трагедиях, поиске виновных и желании людей нажиться на беде

Железный «поцелуй»

Дорожно-транспортные происшествия, в которых есть погибшие и пострадавшие, всегда вызывают большой резонанс. Каждое такое ДТП — это покалеченные человеческие судьбы, зачастую сопряженные с потерей трудоспособности и качества прежней жизни. А ведь в новостных сводках мы видим лишь верхушку айсберга — предварительную версию случившегося. Что же в действительности привело к трагедии, кто совершил ту самую роковую ошибку на дороге? На эти вопросы ищут ответы следователи. О тонкостях таких непростых и порой очень неоднозначных дел рассказывает заместитель начальника отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта управления Следственного комитета по Минской области Виктор Головчиц.

Медицинская, волокнистая и даже запаховая…

Начнем с того, что от последствий ДТП зависит, кто будет вести дело. Если лишь покорежены машины, а водитель, пассажиры, пешеход отделались царапинами и легким испугом, тогда этим займется ГАИ. Но если авария унесла жизни людей или они получили тяжелые травмы, однозначно дело будет передано в Следственный комитет.

— Если произошло подобное ДТП, важно включиться на первоначальной стадии, — подчеркивает Виктор Головчиц. — Осмотр места происшествия в этой категории дел — основное следственное мероприятие. Важно зафиксировать все следы, чтобы по ним в дальнейшем назначить экспертизы и по полученным данным восстановить картину произошедшего. Ведь не всегда можно верить словам участников ДТП, особенно тем, кто понимает, что за содеянное им грозит тюремный срок. Поэтому некоторые пытаются юлить, чтобы, как говорится, выйти сухими из воды.

После того как все следы на месте ДТП зафиксированы, за дело берутся судмедэксперты. Они проводят ряд экспертиз, призванных помочь следователю разобраться в случившемся. Первая — медицинская, она оценивает причиненный вред всем участникам аварии.

— Это необходимо для понимания, в каком состоянии находятся люди, смогут ли они дать показания, выступить в суде. Назначение наказания тоже опирается на физическое состояние человека. Возможно, его нельзя содержать под стражей из-за последствий аварии, — поясняет Виктор Иванович.

В его практике было немало ДТП с двойным наездом на пешехода. Во время первого удара человек падает, а водитель второй машины не видит, что на дороге кто-то лежит, и переезжает сбитого пешехода. Поэтому важно, чтобы медэксперты разграничили полученные травмы, отмечает следователь:

— Зачастую выясняется, что первый водитель видел пешехода, а второй — нет. И здесь медики должны дать оценку: вторая машина наехала на еще живого человека или на погибшего? В первом случае водитель понесет ответственность, во втором — нет.

Бывает, необходима помощь сразу нескольких специалистов — это уже комиссионная экспертиза. Например, в автомобиле, водитель которого спровоцировал ДТП, находились четыре человека. Один из них погиб. На вопрос, кто был за рулем, все трое ответили, что погибший.

— Чтобы рассадить людей так, как это было в момент аварии, и назначается ряд экспертиз, в том числе комиссионная. Делается анализ ДНК, изымаются одежда участников ДТП, обшивка сидений. Проводится экспертиза волокнистых материалов, запаховых следов человека — одорология, — уточняет Виктор Головчиц.

Считать информацию с машины

В обязательном порядке проводится автотехническая экспертиза. Машины после ДТП изолируются на охраняемой стоянке. Важно, чтобы они были в первоначальном после аварии виде, обращает внимание следователь:

— Эксперт исследует, каким было техническое состояние автомобиля в момент ДТП. Может, возникла неожиданная поломка, которую водитель не мог пре­дусмотреть. Тогда дается заключение, что он не виноват. Либо, наоборот, водитель с этой неисправностью ездил какое-то время, надеясь на авось. В этом случае к нему будет применен, помимо всего прочего, еще и дополнительный критерий, касающийся нарушения правил эксплуатации транспортного средства.

По словам Виктора Ивановича, благодаря современному оснащению автомобилей сегодня можно без проблем установить скорость, с которой они двигались:

— Эта информация хранится в электронных блоках управления. Однако в старых машинах такого нет, поэтому крайне важно зафиксировать следы тормозного пути, оставшиеся на дороге. Затем уже эксперты определяют скорость, с которой ехал автомобиль.

Когда виноваты дорожники

Не исключено, что авария произошла вовсе не по вине кого-то из участников дорожного движения. Такие случаи единичны, тем не менее тоже бывают. Ямы, провалы, уклоны — все это может повлиять на безопасность.

И если доказывается, что к трагедии действительно привело ненадлежащее состояние дороги, к ответственности привлекается дорожная организация, — говорит Виктор Головчиц.

Воссоздать ДТП

Практически во всех случаях следователи «разыгрывают ДТП» повторно — проводят следственный эксперимент. Он нужен, чтобы объективно оценить действия участников аварии: как они должны были действовать, была ли возможность заблаговременно увидеть препятствие на дороге.

К следственному эксперименту, как правило, привлекаем тех, кто располагает информацией о ДТП. Это очевидцы, участники аварии, пассажиры, пешеходы, которые на месте указывают, что и как было, и опытным путем моделируется происшествие, — продолжает Виктор Иванович. — Задача — воссоздать ситуацию более точно и детально. Иногда именно следственный эксперимент решает исход дела.

Однако чтобы выехать на эксперимент, надо провести огромную подготовительную работу. Во-первых, место ДТП должно быть то же. Значит, участок дороги необходимо на какое-то время перекрыть. Должны быть идентичные машины. Если они повреждены, следователь ищет похожие. Решить эту задачу порой помогает ГАИ. Если один из участников ДТП — пешеход, он должен быть внешне похож на пострадавшего: комплекция, одежда и обувь, их цвет.

— И еще важный момент — должны быть схожие погодные условия. Если тогда шел снег, значит, ждем снега, если дождь — дожидаемся дождя. Почему это важно? Когда проезжая часть сухая — видимость одна, если мокрая — дорога темная, и видимость совершенно иная, — объясняет следователь. — Порой в эксперименте участвует довольно много людей, и чтобы не зависеть от переменчивой погоды, имитируем дождь. Здесь нам помогает спецтехника МЧС.

Авария без контакта

Работал Головчиц и с так называемыми бесконтактными ДТП. К примеру, один водитель подрезает другого, тот совершает некий маневр, чтобы увернуться, а в него в этот момент врезается третий. Следов, что авария произошла по вине первого, нет. Хорошо, если есть камеры и свидетели.

Было у нас ДТП на трассе М-1, — приводит пример Виктор Иванович. — Женщина въезжала со второстепенной дороги на скоростную трассу. В тот момент по ней ехал мужчина, в салоне авто которого находились две пассажирки. Заметив ­преграду на полосе, он попытался уйти в бок — машину занесло, она ударилась в отбойник. Одна пассажирка погибла, другая попала в больницу с серьезными травмами. Ни камер, ни свидетелей. Водителю, сказавшему, что была еще одна машина, спровоцировавшая аварию, никто не поверил. Мы стали проверять эту информацию. Дела о ДТП всегда требуют глубокого погружения — если мыслить поверхностно, до сути не доберешься. Так вот, по делу проходила свидетельница, которая помогала пострадавшим на месте ДТП, подносила воду. Подозрения, что эта женщина как-то причастна к аварии, у нас возникли сразу, однако мы специально не доводили ее до статуса подозреваемой, ждали, когда появятся доказательства. В результате удалось найти очевидцев и видеозапись, которые подтвердили ее вину. Оказалось, она с самого начала знала, что виновата, но молчала. В результате женщину привлекли к ответственности, а с мужчины сняли все подозрения.

Наказание неминуемо

Виновнику придется возместить расходы на оказание медпомощи всем участникам ДТП. Кроме того, потерпевшие имеют право предъявить иски о возмещении ущерба. И порой такие суммы выставляют, что голова идет кругом.

— Подавать иск или нет — решает потерпевший. Ведь одно дело, если, грубо говоря, он хочет компенсацию сугубо за моральный вред, и совершенно другое, если пострадавший остался инвалидом на всю жизнь. Бывают ситуации, когда в результате ДТП человек погибает и его интересы в суде представляют близкие родственники. Неприятно смотреть, когда они прямо заявляют виновнику аварии, что для них важно получить деньги, а остальное их мало волнует. Некоторые люди ради материального вознаграждения готовы на все. И это нехорошо. Всегда надо оставаться в первую очередь человеком, — убежден Виктор Головчиц.

Несколько лет назад недалеко от Воложина произошла серьезная авария. Виноват был водитель маршрутки. Из-за его действий несколько пассажиров погибли, беременная девушка потеряла ребенка, у другой женщины было обезображено лицо. Состоялся суд, водителю дали немалый срок. И наряду с этим посыпались многочисленные иски.

Уголовное наказание для виновника неминуемо. Особенно строго наказывают водителей за «пьяное» ДТП, а также скрывшихся с места аварии. По словам Виктора Ивановича, зачастую пытаются скрыться именно пьяные водители:

— Их цель — уйти от ответственности. Некоторые приходят в милицию на следующий день, разумеется, уже трезвые. Ведь совершение «пьяного» ДТП влечет за собой совсем другую ответственность, куда более серьезную. Стоит понимать, что автомобиль сам по себе является источником повышенной опасности и управление им даже в трезвом состоянии, по сути, является опасным как для водителя, так и для пешеходов. А если за рулем пьяный, опасность возрастает многократно. И каждый водитель должен помнить: если он, управляя автомобилем в нетрезвом виде, совершит ДТП, в котором погибнут или пострадают люди, то будет сразу же заключен под стражу.

Бывает, трезвые водители тоже скрываются с места аварии: мол, испугались. А если пострадавшим нужна помощь?

— Если смерть жертвы ДТП не наступила мгновенно, помимо статьи 317 Уголовного кодекса (Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств), применяется еще и статья 159 (Оставление в опасности), — предупреждает следователь. — Обязанность водителя — как минимум вызвать скорую. Случалось, водитель скрывался с места аварии, и потерпевшие умирали на дороге. Суд придерживается позиции, что, если человек сбежал с места ДТП, к нему должна применяться максимальная мера наказания по данным статьям.

Поставить на «стоп»

Иногда в результате аварии пострадавшим оказывается ее виновник, а остальные целы и невредимы. Как в таком случае ведется расследование?


— Если человек в больнице, проводятся экспертизы, исследуются машины, допрашиваются участники ДТП. Иногда и без его показаний можно провести следственный эксперимент. Если он в сознании, приезжаем в больницу, общаемся. Если нет, такие дела приостанавливаются, ведь мы должны учесть все позиции. Может, были обстоятельства, повлекшие ДТП, которые указывают на невиновность этого человека. Либо его показания изменят всю ситуацию в целом и повлияют на оценку действий остальных участников аварии. Такие дела есть в производстве, они приостановлены, мы ждем, когда пострадавший сможет говорить, — поясняет Виктор Головчиц.

К сожалению, не всегда удается дождаться этого момента. Последствия аварии бывают настолько серьезными, что человек находится в вегетативном состоянии, констатирует следователь:

— Под Уздой произошло ДТП по вине водителя, который не справился с управлением. Он выжил, но все трое пассажиров погибли. Долгое время мужчина находился в вегетативном состоянии, но в итоге тоже умер. Дело было прекращено.

КСТАТИ

Сотрудники отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта управления Следственного комитета по Минской области специализируются именно на делах, связанных с ДТП. За счет опыта работы с такой категорией дел они нередко помогают разобраться с наиболее резонансными авариями коллегам на местах. 

Кроме того, следователи обязательно ведут дела, когда участником ДТП стала машина оперативного назначения. Это делается для того, чтобы объективно оценить ситуацию и выявить виновного.

yankovich@sb.by

Фото предоставлены управлением Следственного комитета по Минской области

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter