![](/upload/iblock/2cc/2ccc208e4f04a9a4cbf1bab1a61f08aa.jpg)
Раз костяшка, два костяшка
Чтобы увидеть, как проходят уроки по ментальной арифметике, «Знаменка» отправилась на занятие в одну из самых известных минских школ. Внешне это обычный класс: парты, ноутбук с проектором, маркерная доска. «Пейзаж» нарушает только привинченный к стене абакус, или, как его еще иногда называют, соробан. По сути это прадедушка обычных деревянных счетов, которыми еще лет 15 назад вовсю пользовались в деревенских магазинах. Отличие конструкции в том, что костяшки здесь расположены не горизонтально, а вертикально. Самый правый столбик – единицы, левее – десятки, затем сотни, тысячи, десятки тысяч… Но если советский продавец одной рукой мог перебирать костяшки, а другой взвешивать сахар или муку, то на абакусе считают строго двумя руками – мол, это помогает развивать оба полушария мозга: и то, что отвечает за творчество, и то, что за логику и анализ.
![](/upload/iblock/133/13364e8f832a4b8116e0ce8127c743f9.jpg)
Программа по ментальной арифметике длится два с половиной года: первые полтора дети учатся складывать и отнимать, еще год – умножать и делить. Тренер ментальной арифметики Марина Анашенкова уверяет, что, если бросить раньше, толку не будет, потому что лишь после двух лет занятий навыки переходят на подсознательный уровень, а иначе потеряются:
– И в Китае, и в Японии занятия ментальной арифметикой в обязательном порядке включены в учебную программу. Основная цель наших уроков – не просто научить ребенка хорошо считать, а подготовить его мозг для быстрого восприятия любой информации. Таким детям легче даются и учебная программа, и иностранные языки.
![](/upload/iblock/726/7268cc422a96de4fedf1d6bb7f578c2c.jpg)
Четвероклассник Кирилл Кривошеев и пятиклассник Тимур Войтехович осваивают абакус полгода и уже многому научились. Преподаватель включает
слайды с примерами, и мальчишки начинают с пулеметной скоростью выдавать результаты вычислений:
– 7! 11! 23! 15!
Дождавшись паузы, спрашиваю, помогают ли им новые знания на школьных уроках математики.
– Очень! – уверяет Кирилл. – Раньше у меня по математике за четверть была семерка, а сейчас девятка. И по чтению результат тоже улучшился.
– А у меня нет, – признается Тимур. – В четвертом классе десятка была, а когда перешел в пятый, только восьмерка.
![](/upload/iblock/d4d/d4d281bb455b610343fa8e35a4b62f76.jpg)
В голове – каша
Отзывы о занятиях ментальной арифметикой неоднозначные. Многие хвалят, но есть и те, кто не скрывает разочарования – чуда не произошло: ребенок
хоть и научился быстро складывать, но отметки не улучшились, да и сам он остался таким же невнимательным и несобранным.
Мама восьмилетнего Ярослава, жительница деревни Мясота Молодечненского района Светлана Кайбелева объявление о занятиях увидела в «Фейсбуке»:
– Больше всего подкупили фразы про «гармоничное развитие» и «работу сразу двух полушарий». Дело в том, что у моего сына есть небольшое отставание в развитии, и я надеялась, что кружок поможет это скорректировать. Поначалу Ярославу очень нравилось, правда, ему не слишком хорошо давались упражнения на скорость. Мне кажется, они подходят не всем, ведь есть дети быстрые, холеристичные, а есть медленные, для которых быстро сменяющиеся слайды – это стресс. Но главным минусом стало то, что сын начал путать ментальную арифметику со школьными уроками математики. «Мама, хочу взять в школу абакус! Буду на нем считать!» – сын никак не мог понять, почему ему этого не разрешают.
![](/upload/iblock/7b7/7b720a1f0694f3e17273df4631831600.jpg)
Лучше отдайте ребенка на фоно
Психолог Елена Комиссарук не сомневается, что все это – дань моде:
– Если раньше детей с пеленок водили в центры раннего развития, то сейчас все спешат записаться на ментальную арифметику. Умение быстро считать – это, наверное, нужный навык, но чудес от таких занятий я бы не ждала. Есть много других, гораздо более эффективных способов развивать оба полушария сразу: например, можно отдать ребенка в музыкалку по классу фортепиано или в секцию по плаванию – пловцы ведь тоже делают взмахи обеими руками. Или просто предложить порисовать круги обеими руками одновременно – помню, была такая методика. И за кружок платить не нужно.
![](/upload/iblock/14e/14ec32dd8679ffa8311edbd69cba49b0.jpg)
А вот учитель математики минской гимназии № 61 Мария Матюшонок придерживается другого мнения:
– У детей большая проблема с устным счетом. Согласитесь, нет стимула учить таблицу умножения, если у тебя в кармане лежит мобильный телефон со встроенным калькулятором. Не знаю, есть ли от таких занятий существенная польза, но вреда точно не будет.
ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ
![](/upload/iblock/f29/f2925a9e1836b3394f1cfe03ca21f9ca.jpg)
– Я разговаривала со многими людьми из разных провинций. Но все они отвечали, что абакусу могут посвятить пару уроков в начальных классах, но это давно не обязательно. В большинстве школ счетами вообще не пользуются. Мои китайские знакомые недоумевают: «Кому нужны древние счеты, если есть калькуляторы?»
krupenk@sb.by