Художник Евгений Ждан подарил малой родине картины вместе с квартирой

Ждан и Снов

Поступок художника уникален: он подарил малой родине картины вместе с квартирой


Евгений Ждан — фигура для художественного пространства страны не совсем обычная. И не только потому, что с именем заслуженного деятеля культуры связаны яркие страницы в изобразительном и театральном искусстве. Это единственный из белорусских художников, кто презентовал квартиру вместе со своими произведениями сельскохозяйственному предприятию. СПК «Снов» Несвижского района щедрый подарок принял: теперь агрогородок прирос новым объектом культуры — картинной галереей. На экскурсии в ней побывала корреспондент «СГ».

В Союзе художников Беларуси не скрывают: поступок Евгения Ждана беспрецедентен. Руководитель творческой организации Григорий Ситница:


Евгений Ждан
— Практика, когда художник отдает в дар свои работы малой родине, достаточно распространенная. Иногда коллекция может стать отдельной картинной галереей. Чтобы сохранить национальное достояние, помогают местные власти. Так появились картинные галереи: Гавриила Ващенко в Гомеле, Бориса Аракчеева в Крупках, Виктора Громыко в Орше, Валерия Шкарубо в Борисове, Ивана Миско и Леонида Щемелева в Минске. Художник Константин Качан на свои деньги построил персональную галерею в Новогрудке, а в ивановском Мохро открылась экспозиция Алексея Кузьмича, которая вошла в состав районного музейного комплекса Наполеона Орды. Однако случай Евгения Ждана уникален: во-первых, сам художник подарил квартиру, во-вторых, заботу за новоиспеченный культурный объект взяло на себя СПК. Это дорогого стоит!

В несвижском агрогородке волю знаменитого земляка не могли не уважить. Заместитель председателя СПК «Снов» Владимир Слабко вспоминает:

— С Евгением Ивановичем всегда поддерживали теплые дружеские отношения. И когда несколько лет назад он обратился к руководству хозяйства с просьбой о добровольной передаче своего жилья и картин, мы приняли предложение с благодарностью. Понимали, что на наши плечи ложится ответственность за сохранение не только произведений искусства, но и квартиры как своего рода помещения для галереи. Ее художник фактически сделал своими руками, отремонтировав после смерти матери еще в 90-е. Однако в Снов у него выбираться из столицы получалось в лучшем случае пару раз в год. Поэтому мы, односельчане, всегда были, как говорится, на подстраховке. За квартирой, к примеру, приглядывала соседка художника Надежда Карпович. В дом была вхожа и учительница Софья Дмуховская, которой Евгений Иванович разрешил вести в квартире уроки по изобразительному искусству.

О тех временах Софья Павловна говорит с волнением: квартира художника была для сновских школьников чем-то вроде творческой лаборатории. Причем ребята вместе с учительницей не только проводили там занятия по программе, но и помогали поддерживать чистоту в доме, развешивали картины...


Смотритель-экскурсовод Софья ДМУХОВСКАЯ

Несколько лет назад Софья Дмуховская вышла на заслуженный отдых. И хоть отпала служебная необходимость проводить занятия со школьниками, не бросила присматривать за квартирой художника. Когда галерею оформили де-юре, хозяйство предложило устроиться на работу смотрителем. Де-факто же все это время Софья Павловна проводила экскурсии для гостей, приезжающих в «Снов».

Хранитель приглашает и меня в галерею. Квартира двухуровневая, в ней четыре комнаты. Сюда Ждан с матерью Надеждой Иосифовной въехали в начале 60-х, когда Снов в числе четырех деревень БССР в экспериментальном порядке начали застраивать двух- и трехэтажными домами. Хозяйство сселяло своих работников (а Надежда Иосифовна трудилась звеньевой в льноводческой бригаде) в квартиры с хуторов. Хутор Тарейки — место, где родился Ждан, — не стал исключением. В Снове художник не жил, он к тому моменту уже учился в Минске, но частенько наведывался в деревню.

— По Тарейкам особо тосковал, — говорит Софья Павловна. – Сам вырос в неполной семье: растила художника  мать, помогал ей ее отец Иосиф. Кстати, именно он первым заметил в мальчике талант рисовальщика и подарил ему карандаши с альбомом. Самым близким для Евгения Ивановича людям и, конечно, любимому хутору, на который, даже когда тот сравняли с землей, приезжал автор, мы посвятили две комнаты на втором этаже.


«Тарейковская Мадонна», 1976 г.

В спальне матери, Надежды Иосифовны, сегодня экспонируется одна из самых ярких работ Ждана — «Тарейковская Мадонна». Говорят, лицо у героини полотна напоминает Надежду Иосифовну, а фоном идут «краявіды» родных Тареек, прямо как на картинах Леонардо да Винчи.

Собраны в этом зале и другие произведения на религиозную тематику. Каждое из полотен Ждана — целая история, рассказанная автором, поэтому, глядя на картину, можно в буквальном смысле ее читать. К примеру, полотно о пути Иисуса Христа или об уникальном обряде защиты, бытовавшем на несвижской земле. Когда была беда, женщины шли в поле, трепали лен — за одну ночь нужно было выткать полотнище большого полотенца и вышить его. Мужчины в это время сооружали крест. Три раза до восхода солнца процессия с крестом обходила деревню, потом его обвязывали сотканным ручником.


"Дед Иосиф", 2001 г.
Однако самые титулованные работы Ждана из серии «Белорусские святые», за которую автор в 1998 году получил премию Президента Беларуси «За духовное возрождение» (первый в истории страны), я не нашла. Только репродукции. Выясняю, что Евгений Иванович подарил коллекцию Успенской церкви в Несвиже. Вообще, он многое раздаривал, славился щедростью.  К примеру, в 2003 году провел в том же Несвиже выставку, по итогам которой презетовал  районному центру 63 картины. В конце того же года, после еще одного вернисажа опять  подарок — 50 работ отдал городу.

Сморю на полотна в галерее. Вышиванка, узнаваемые архитектурные памятники Беларуси, ее знаменитые люди, предания и легенды…

— Ждан — художник-философ, — говорит Софья Дмуховская. — Приезжающие к нам, бывает, не сразу понимают, о чем та или иная работа: на одном полотне вы можете увидеть несколько картинок на одну и ту же тему. И Евгений Иванович всегда переживал, как зритель воспримет его картины. Звонил и интересовался, кто приезжал в галерею, какие отзывы оставляют люди. В последний раз он здесь был в прошлом году. Здоровье уже не позволяет приезжать, сейчас проживает в одном из пансионатов Минской области. Созваниваемся теперь реже, но всегда ждем в гости.

СПРАВКА «СГ»

Евгений Ждан окончил Белорусский театрально-художественный институт. Работал в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси,  Республиканской дирекции эстрадно-циркового искусства, с 1994 года — главный художник Государственного театра музыкальной комедии Беларуси.

Заслуженный деятель культуры Беларуси (1982). Награжден медалью Франциска Скорины. Произведения художника находятся в Национальном художественном музее Беларуси, Московском музее Бахрушина, Белорусском театральном музее, в частных коллекциях.

uskova@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter