Поступок художника уникален: он подарил малой родине картины вместе с квартирой
Евгений Ждан — фигура для художественного пространства страны не совсем обычная. И не только потому, что с именем заслуженного деятеля культуры связаны яркие страницы в изобразительном и театральном искусстве. Это единственный из белорусских художников, кто презентовал квартиру вместе со своими произведениями сельскохозяйственному предприятию. СПК «Снов» Несвижского района щедрый подарок принял: теперь агрогородок прирос новым объектом культуры — картинной галереей. На экскурсии в ней побывала корреспондент «СГ».
В Союзе художников Беларуси не скрывают: поступок Евгения Ждана беспрецедентен. Руководитель творческой организации Григорий Ситница:
Евгений Ждан
|
В несвижском агрогородке волю знаменитого земляка не могли не уважить. Заместитель председателя СПК «Снов» Владимир Слабко вспоминает:
— С Евгением Ивановичем всегда поддерживали теплые дружеские отношения. И когда несколько лет назад он обратился к руководству хозяйства с просьбой о добровольной передаче своего жилья и картин, мы приняли предложение с благодарностью. Понимали, что на наши плечи ложится ответственность за сохранение не только произведений искусства, но и квартиры как своего рода помещения для галереи. Ее художник фактически сделал своими руками, отремонтировав после смерти матери еще в 90-е. Однако в Снов у него выбираться из столицы получалось в лучшем случае пару раз в год. Поэтому мы, односельчане, всегда были, как говорится, на подстраховке. За квартирой, к примеру, приглядывала соседка художника Надежда Карпович. В дом была вхожа и учительница Софья Дмуховская, которой Евгений Иванович разрешил вести в квартире уроки по изобразительному искусству.
О тех временах Софья Павловна говорит с волнением: квартира художника была для сновских школьников чем-то вроде творческой лаборатории. Причем ребята вместе с учительницей не только проводили там занятия по программе, но и помогали поддерживать чистоту в доме, развешивали картины...
Смотритель-экскурсовод Софья ДМУХОВСКАЯ
Смотритель-экскурсовод Софья ДМУХОВСКАЯ
Несколько лет назад Софья Дмуховская вышла на заслуженный отдых. И хоть отпала служебная необходимость проводить занятия со школьниками, не бросила присматривать за квартирой художника. Когда галерею оформили де-юре, хозяйство предложило устроиться на работу смотрителем. Де-факто же все это время Софья Павловна проводила экскурсии для гостей, приезжающих в «Снов».
Хранитель приглашает и меня в галерею. Квартира двухуровневая, в ней четыре комнаты. Сюда Ждан с матерью Надеждой Иосифовной въехали в начале 60-х, когда Снов в числе четырех деревень БССР в экспериментальном порядке начали застраивать двух- и трехэтажными домами. Хозяйство сселяло своих работников (а Надежда Иосифовна трудилась звеньевой в льноводческой бригаде) в квартиры с хуторов. Хутор Тарейки — место, где родился Ждан, — не стал исключением. В Снове художник не жил, он к тому моменту уже учился в Минске, но частенько наведывался в деревню.
— По Тарейкам особо тосковал, — говорит Софья Павловна. – Сам вырос в неполной семье: растила художника мать, помогал ей ее отец Иосиф. Кстати, именно он первым заметил в мальчике талант рисовальщика и подарил ему карандаши с альбомом. Самым близким для Евгения Ивановича людям и, конечно, любимому хутору, на который, даже когда тот сравняли с землей, приезжал автор, мы посвятили две комнаты на втором этаже.
«Тарейковская Мадонна», 1976 г.
В спальне матери, Надежды Иосифовны, сегодня экспонируется одна из самых ярких работ Ждана — «Тарейковская Мадонна». Говорят, лицо у героини полотна напоминает Надежду Иосифовну, а фоном идут «краявіды» родных Тареек, прямо как на картинах Леонардо да Винчи.
«Тарейковская Мадонна», 1976 г.
В спальне матери, Надежды Иосифовны, сегодня экспонируется одна из самых ярких работ Ждана — «Тарейковская Мадонна». Говорят, лицо у героини полотна напоминает Надежду Иосифовну, а фоном идут «краявіды» родных Тареек, прямо как на картинах Леонардо да Винчи.
Собраны в этом зале и другие произведения на религиозную тематику. Каждое из полотен Ждана — целая история, рассказанная автором, поэтому, глядя на картину, можно в буквальном смысле ее читать. К примеру, полотно о пути Иисуса Христа или об уникальном обряде защиты, бытовавшем на несвижской земле. Когда была беда, женщины шли в поле, трепали лен — за одну ночь нужно было выткать полотнище большого полотенца и вышить его. Мужчины в это время сооружали крест. Три раза до восхода солнца процессия с крестом обходила деревню, потом его обвязывали сотканным ручником.
"Дед Иосиф", 2001 г.
|
Сморю на полотна в галерее. Вышиванка, узнаваемые архитектурные памятники Беларуси, ее знаменитые люди, предания и легенды…
— Ждан — художник-философ, — говорит Софья Дмуховская. — Приезжающие к нам, бывает, не сразу понимают, о чем та или иная работа: на одном полотне вы можете увидеть несколько картинок на одну и ту же тему. И Евгений Иванович всегда переживал, как зритель воспримет его картины. Звонил и интересовался, кто приезжал в галерею, какие отзывы оставляют люди. В последний раз он здесь был в прошлом году. Здоровье уже не позволяет приезжать, сейчас проживает в одном из пансионатов Минской области. Созваниваемся теперь реже, но всегда ждем в гости.
СПРАВКА «СГ»
Евгений Ждан окончил Белорусский театрально-художественный институт. Работал в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси, Республиканской дирекции эстрадно-циркового искусства, с 1994 года — главный художник Государственного театра музыкальной комедии Беларуси.
Заслуженный деятель культуры Беларуси (1982). Награжден медалью Франциска Скорины. Произведения художника находятся в Национальном художественном музее Беларуси, Московском музее Бахрушина, Белорусском театральном музее, в частных коллекциях.
uskova@sb.by
Фото автора