В историческом центре Бреста в последние годы то и дело возникали скандалы с выделением участков под застройку. В угоду бизнесу нарушались нормы Закона «Об охране историко–культурного наследия» («Деньги решают далеко не все», «СБ» за 18 февраля 2015 года), игнорировались интересы жильцов старых домов. Новому руководству города, похоже, еще не скоро удастся избавиться от «наследственных» проблем. Недавно Комитет госконтроля Брестской области совместно с Комитетом госбезопасности и прокуратурой вскрыли новые аферы с земельными участками. На тихих окраинах, как выяснилось, происходили не менее дивные дела, чем в центре города. По выявленным фактам Следственный комитет возбудил более двух десятков уголовных дел.
Деревня Козловичи не так давно вошла в состав Бреста. Место хорошее. Приграничье. Рядом — трасса Брест — Москва. Можно понять руководителя производственно–торгового предприятия «Зов», который задумал почти на берегу Западного Буга построить экологический поселок «Озерное».
Землю предприятию в 2005 году на 19 месяцев выделил Клейниковский сельисполком — в бытность Козловичей деревней. Через пару лет деревня стала окраиной города, а экологический поселок так и являл собой пустырь. Брестскому горисполкому надлежало забрать землю, так как предприниматель не выполнил условия, но... он автоматически продлевает отношения с бизнесменом. В 2010 году горисполком для «Зова» формирует в районе улиц Охотничья и Приграничная (на праве аренды сроком на 50 лет) 48 земельных участков площадью более 6,5 гектара. Под коттеджи и для строительства магазина с автостоянкой. Забавно, но предприятие в 2010 году даже не озаботилось написанием заявления с просьбой о предоставлении этой земли. А участки кадастровой стоимостью более 706 тысяч долларов вместо того, чтобы быть проданными городом с аукциона, оказались в его распоряжении.
Вместо поселка из бруса в водоохранной зоне стали расти кирпичные дома. «Зов» сам не строил, хотя заключал с гражданами договоры долевого строительства. Люди вносили взносы. Как считают в КГК, фактически это была плата за участки. Дальше одни занимались строительством сами. Другие продавали землю.
Главный специалист управления КГК Брестской области Николай Демидюк обратил внимание, что Брестский горисполком никак не контролировал использование предприятием земельных участков:
— При переходе прав на фундаменты к 12 гражданам–дольщикам в нарушение законодательства принимались решения о переоформлении аренды на пожизненное наследуемое владение. Но в данном случае было возможно только оформление в частную собственность, что стоит значительно дороже.
В Козловичах, кроме нарушений земельного законодательства при строительстве и совершении сделок с объектами недвижимости, КГК выявил также многочисленные нарушения при заключении и исполнении договоров долевого строительства, получении проектной и разрешительной документации и консервации объектов...
Не потому ли подобное стало возможным, что застройщиком одного из участков на улице Приграничной являлся ответственный работник горисполкома, в служебные обязанности которого входил контроль за использованием земель?
Подобная схема, правда, с меньшим размахом, работала и на другой окраине Бреста — на улице Костюшко. В 2013 году Брестский горисполком выделил 1,2 гектара индивидуальному предпринимателю И. Как указывалось в договоре аренды — в срочное возмездное владение и пользование для строительства 12 блокированных жилых домов, состоящих из 24 квартир. При условии своевременного ввода их в эксплуатацию.
Но со стройкой у предпринимателя дела шли туго, построенные фундаменты не соответствовали проектам. Несмотря на это, Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру регистрирует 3 незавершенных строения. А Брестский горисполком без проверки принимает решение о создании на праве аренды 3 земельных участков для строительства и обслуживания блокированных жилых домов...
В отношении индивидуального предпринимателя И. возбуждено 9 уголовных дел.
В отношении директора производственно–торгового предприятия «Зов» — 17.
В Следственный комитет также направлены материалы для правовой оценки действий ответственных работников Брестского горисполкома.
Остается только гадать, как предприниматели находили отмычки к управленцам и почему эти и другие земельные аферы («Земельные участки раздавали по–родственному», «СБ» за 2 февраля 2012 года) в Бресте и окрестностях удавалось совершать с невероятной легкостью?
Официально
Николай Бесько, заместитель председателя Брестского горисполкома:
— В январе 2016 года Брестский горисполком по протесту прокуратуры Брестской области отменил незаконное решение 2010 года о предоставлении производственно–торговому предприятию «Зов» 6,5 гектара земли. Готовятся 16 исков в экономический суд (участки числятся за «Зовом». — В.К.) и 32 иска об отмене прав регистрации участков на физических лиц в общий суд. Все вопросы с застройщиками будут решаться в судебном порядке.
Цифра
Цена участков в частную собственность на аукционе в Бресте в нынешнем году колеблется от 99 миллионов рублей за 6 соток до 400 миллионов за 10 соток.
В тему
Суд Московского района Бреста сейчас рассматривает дело о строительстве в Бресте многоквартирных домов вместо коттеджей для последующей продажи частями. Схема была следующей. После приобретения или выделения земельного участка предприниматели получали все нужные разрешения в горисполкоме на строительство коттеджа. А дальше начиналось то, что уже квалифицируется Уголовным кодексом как незаконная предпринимательская деятельность. С 2008 по 2014 год учредитель частного строительного предприятия вместе с двумя подчиненными ему директорами организовал в Бресте строительство 21 многоквартирного дома под видом индивидуальных, а квартиры потом продавались. Свидетелями по делу проходят около 400 человек.
valentinak3@mail.ru
Фото КГК Брестской области.
Советская Белоруссия № 62 (24944). Вторник, 5 апреля 2016