ГЛАВНАЯ причина — деградация почв. Подсчитано, что в результате нерационального землепользования человечество за свою историю уже потеряло до 2 миллиардов гектаров. При таких темпах почвенный покров планеты может быть полностью истощен через 100 лет. Ученые всего мира бьют тревогу. Вот только слышат их далеко не везде. 2015-й ООН провозгласила Международным годом почв. Его проведение поручено Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО).
На критичной отметке
Генеральный директор авторитетной международной организации Жозе Грациану да Силва не понаслышке знает о проблеме. Он был чрезвычайным министром Бразилии по вопросам продовольственной безопасности.
«Разнообразие ролей, которые играют почвы в нашей жизни, зачастую остается незамеченным. Почвы не умеют говорить, и мало кто выступает в их защиту. Почвы — наш молчаливый союзник в производстве продовольствия», — об этом Жозе Грациану да Силва говорил недавно на конференции в штаб-квартире ФАО в Риме.
По оценкам ФАО, треть глобальных земельных ресурсов деградировала. Уже к 2050 году общая площадь пахотных и плодородных земель на душу населения может составить только четверть от уровня 1960 года. Достигнута критическая отметка. В то же время формирование одного сантиметра почвы занимает до тысячи лет.
Не обошла стороной проблема и нашу республику. Почти половине пахотных земель также грозит эрозия. Сейчас на каждого жителя приходится 0,93 гектара сельскохозяйственных угодий. Значительно больше, чем в развитых европейских странах. Это, конечно, плюс. Земли не пустуют, а приносят пользу людям. Но есть и обратная сторона медали. К сожалению, далеко не вся пашня в хорошем состоянии и используется эффективно. Зачастую хозяйственники, делая ставку на количество, пренебрегают качеством. Сейчас подходы начали меняться, но «наследство» осталось незавидное.
Потери урожая на землях, пострадавших от водной, ветровой и других видов эрозии, достигают порой 60 процентов. Водная эрозия характерна для Белорусского Поозерья, частично Минской и Гродненской областей. Ветровая — беда для Припятского Полесья. За последние десятилетия большая часть пыльных бурь, а таких случаев было уже около 350, пронеслась именно по южным районам Беларуси. Вода и ветер уносят с полей реальные деньги. Ущерб от эрозионных процессов на земле выражается в трудновосполнимых потерях мелкозема и биогенных элементов почвы, снижении ее плодородия. Ежегодно от водной и ветровой эрозии почв в республике теряется до 20 процентов урожая.
По подсчетам ученых, за год с одного гектара вымывается или уносится ветром в среднем 100—150 килограммов гумуса, до 10 — азота, 5—6 — кальция и магния, 4—5 — фосфора и калия. Экологическая проблема влечет за собой экономическую. Хозяйствование на деградированных землях становится малоприбыльным и неэффективным.
Мелиорация не ради осушения
Проведенные учеными НАН Беларуси исследования показывают, что 2,3 миллиона гектаров, или около 45 процентов, общей площади пахотных земель в Беларуси эрозионно опасные. Около 10 процентов уже подверглись такой напасти.
Так уж сложилось, что проблемы чистого воздуха всегда поднимают бурные волны общественного интереса. То же самое с водой. А вот почва… Кто там в ней копается и как — городскому жителю не всегда интересно. А зря. От нее наше будущее зависит не меньше, чем от чистой воды и воздуха.
Старшее поколение помнит, к каким последствиям в ряде случаев приводило всеобщее увлечение мелиорацией в середине прошлого столетия. Хватило и недальновидно уничтоженных болот, и пыльных бурь, и пожаров на пересушенных торфяниках. Средств вложили немало, а вот отдача не всегда была ожидаемой.
С 2013 года мелиорация финансируется под конкретные проекты. По плану, за текущую пятилетку надо вернуть в севооборот более 100 тысяч гектаров земель. И в первую очередь вести необходимые работы по восстановлению заброшенных осушительных систем.
Директор ГО «Белводхоз» Анатолий Булыня уверен, что на этот раз ошибок белорусские мелиораторы не допустят:
— Новая мелиорация не только осушает, но и обводняет, если надо, поля и луга. При создании проектов учитываются индивидуальные особенности каждого участка. Однако возникновение пожаров и пыльных бурь на них — просчеты самих хозяйственников. К примеру, вместо травы они пытаются вырастить на торфе пропашные культуры.
Почти на 200 тысячах гектаров — площадь целого административного района — торфяники утратили свои природные генетические признаки. Полезный слой на них практически полностью разрушен. Всего в Беларуси в процессе мелиорации осушено 1,5 миллиона гектаров болот. Примерно 1,4 миллиона гектаров болот находится в естественном состоянии. Их сохранение и восстановление — одно из приоритетных направлений борьбы с деградацией земель.
Не поддаться соблазну
Во всем мире сохранение здорового почвенного слоя стоит в одном ряду с решением таких глобальных проблем, как сохранение биологического разнообразия и борьба с изменением климата. Нерационально распоряжаться землей не могут себе позволить даже очень богатые другими ресурсами страны. Плодородный слой у нас в среднем составляет 10—15 сантиметров и нуждается в особой опеке. Не идет на пользу нашей земельке и увеличивающееся количество экстремальных погодных явлений. Чаще стали засухи и заморозки, ураганы и ливни. Они усиливают эрозию почв. Значительный ущерб наносят также дачники и автолюбители. В республике за год в среднем фиксируется около полумиллиона несанкционированных свалок мусора!
Отдельно нужно решать проблему загрязнения земель выбросами химических предприятий. Нестабильная и, прямо скажем, даже тревожная экологическая ситуация на территориях, прилегающих к солеотводам Солигорского месторождения калийных солей, а также в районе Гомельского химического комбината. Земля все терпит. Пока…
Тем не менее накоплен в республике и позитивный опыт. Мы готовы поделиться им с другими странами, что и предусмотрено программой Международного года почв. У опыта много составляющих. Так, в стране создана агрохимическая служба, которая регулярно обследует все сельхозугодья по 12 показателям. Предмет особой гордости наших аграриев — повышение в почвах запаса фосфора и калия, причем до оптимального значения. По этим важнейшим элементам питания растений превышен уровень, достигнутый на закате СССР.
Но главное, что удалось преодолеть, — синдром наполнения «закромов родины» любой ценой. В данном случае «любая цена» — это истощение почвы. Известно, что под многолетними травами она отдыхает и набирает плодородие. Но отдача травяных гектаров несравнимо меньшая, чем, например, пшеничных или кукурузных. Поэтому всегда есть соблазн увеличить площади под более выгодными культурами.
Свое веское слово сказали ученые. Они доказали порочность такой практики. В Национальной академии наук разработана оптимальная рекомендуемая структура посевных площадей сельскохозяйственных культур. Она утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Ориентирована как раз на расширение площадей многолетних трав. Другое дело, как выполняются рекомендации.
Конечно, чтобы держать планку сбора зерна, овощей и других культур, потребуются дополнительные усилия. Но страна получит главное — гарантию того, что и завтра земля будет не менее щедра, чем сегодня.