Почему у такси глазок зеленый? Капусты хочет!

Зеленоглазое такси

Я коротко.

С 1 ноября вступил в силу Указ № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров». Для нас, пассажиров, главное в нем, что «в реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» обязаны попасть «данные о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах».

Как это связано с ценой проезда на такси, которая пассажиров такси волнует гораздо больше, хоть это и неправильно? Никак. Ну, вот сами подумайте: никакой ведь нету связи.

Однако есть три факта: еще до вступления в силу указа разгонялись слухи, что все подорожает. Интернет-форумы гудели: обязательно подорожает, абсолютно, «а особенно штаны и алкоголь». Понятно, и кто разгонял, и кому это нужно было, и почему в преддверии электоральной кампании.

Второй факт: проезд в такси таки подорожал! Коллеги в эти первые ноябрьские дни в один голос подтверждают: где стоило 20 рублей, там теперь 30, где было 30 – там 40.

Третий факт: о втором факте возвысили голос коллеги, и не просто возвысили: «От граждан поступают сигналы, что все далеко не так радужно». Коллеги жаждут общественной дискуссии: «с появлением нововведений расценки на такси, особенно в час пик, а также время ожидания, выросли значительно. В отдельных случаях абонировать такси в принципе невозможно». Коллеги грозно интонируют в чей-то адрес: «Это создает заметные неудобства для жителей белорусской столицы, которые активно пользуются услугами сервиса «Яндекс».

И вот такая попытка обсуждения, где меры государственного регулирования неявно выставляются причиной неудобств для населения — она неправильна.

Сильно, честно скажу, смущает указание конкретной торговой марки вместо упоминания всех работающих в Беларуси перевозчиков… Это зачем так? Но если джинсовые мысли отбросить в сторону, то у меня к коллегам (а также к гражданам-пассажирам) простой вопрос: а вы чего, собственно говоря, хотели? Вокруг — капитализм, рыночек порешал, что цены надо бы того, поднять, благо и повод есть.

Какая ж тут связь между «реестром перевозок» и ценой на проезд, коли никакой нет?

Кое-что, правда, присутствует. Крайним сроком подачи документов для включения в банк данных без взимания госпошлины было 31 октября. «Далее за регистрацию информации о работнике придется отдать одну базовую величину (40 рублей), о машине — две базовые, о диспетчере — 100 базовых», — писали СМИ. То есть хозяевам таксофирм все же пришлось платить, да, но за что? За собственную неповоротливость?

И теперь она, нерасторопность, жадность, неисполнительность таксофирм, — она перекладывается на простых пассажиров в виде повышения тарифов? Тогда именно это и является криминальным. И именно этим надо бы вплотную заняться.

Повторим с вами еще раз: внесение в реестр есть, в принципе, обязанность государства. Связанная, в конечном итоге, с безопасностью своих граждан, нас с вами. И видя, что происходит у соседей, я вообще удивлен, что за таксистов, их машины и диспетчеров у нас взялись только сейчас.

Но от реестров цены — не повышаются!

Не повышаются они и самими таксистами, ибо они только везут. И даже, наверное, диспетчерами, ибо есть тарифы. А если вы обратитесь в любую компанию такси, вам там растолкуют, мол, это программа. Она, программа, учитывает множество факторов и выдает цену. От нее, программы, зависит, поедете вы по одному и тому же маршруту почти даром или за все деньги.

Это все она. Ничего личного. Нет виноватых, концов не найдешь.

Раскрою тайну: на самом деле любая программа есть цифровое выражение жажды наживы. Иначе говоря, желания топ-менеджеров компаний такси набить себе карман как можно туже. А поскольку сделать это проще всего за счет пассажиров (а не путем оптимизации производства, подъема качества, уменьшения издержек и прочего такого), то тарифы надо просто поднять.

Что и делает та самая программа, набивая нашими деньгами карманы директоров и владельцев таксопарков.

Может быть, попутно отсыпая немного водителям и диспетчерам… но я как-то сомневаюсь. Вот бы о чем спросить коллегам и депутатам, вот бы что обсудить. Вот бы увидеть, как так получилось, что и ехать стало дороже, и ждать — дольше, и даже «абонировать такси невозможно», — а всё от невинного, в общем-то, желания государства, чтобы все водители были переписаны, как положено.

С правами, лицензиями и всем остальным, что должно гарантировать нам, пассажирам, и — шире — всем гражданам страны совершенно необходимый сегодня уровень безопасности. А раньше они у вас, что, без прав, регистраций и техосмотров ездили, так получается??

И вот еще что добавлю, дорогие мои сограждане, ибо любую тему лучше всего обсудить меж собою до конца. Тот рыночек, частью которого всегда являлось и будет являться такси, он устроен так: ежели хозяину нужны деньги, он поднимает цену. И всё. А такси потому и называется «зеленоглазым», что зелень должно приносить каждый день и час. С этим придется жить, если кто не знал.

А вот государство в лице МАРТ и других смотрящих за ценами должно изучить эту тему и не давать повода лить воду не на ту мельницу, перекладывать с больной головы на здоровую. И вообще, дудеть не в свою дуду.

Хотел бы сказать и еще, но вот уже и огонек вдали… приехал, что ли?.. шеф! два счетчика!.. Два счетчика!!

mukovoz@sb.by, https://t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter