Как не лишиться денег в погоне за праздничными скидками

Затратная экономия

Для кого-то сезон предновогодних распродаж может обернуться удачными покупками, а кто-то по неосторожности рискует нахватать ненужного. Корреспондент «Народной газеты» выяснила, какой шопинг может считаться по-настоящему выгодным и как не сойти с ума, бегая по магазинам в последние дни уходящего года.


Не прячьте ваши денежки

Новогоднее настроение уже давно первыми дарят нам не страницы календаря, фильмы по ТВ или снег за окном, а блестящие и сверкающие витрины магазинов. Торговые объекты уже в середине ноября начинают украшать искусственными елками, огоньками и гирляндами. Цель одна — «скорее к нам за подарками, продуктами и обновками».

Генеральный директор ОАО «ЦУМ Минск» Алексей Сокол говорит, что их компания к декабрю начинает готовиться еще летом:

— Покупатель ждет акционных предложений, и мы стараемся его не подвести. Самостоятельно и вместе с предприятиями-производителями готовим снижение цен насколько это возможно. До конца года в нашем универмаге будет 7 дней с 30-процентными скидками на все, 9 дней — 27 %, 3 дня — 25 %. Также проведем точечные акции для разных категорий покупателей: детей, женщин, мужчин. Кроме того, на некоторые товары (около тысячи наименований) с 17 декабря планируются скидки до 50 %.

По словам гендиректора ­ЦУМа, подобный обвал цен — это серьезная нагрузка на торговлю. Она возможна только при тесном взаимодействии с поставщиками и компаниями-производителями. Традиционно в декабре сокращаются продажи одежды и обуви. Зато хозтовары, посуду, галантерею люди берут охотнее. В целом в декабре товарооборот универмага увеличивается от 30 до 40 %. Такие же показатели бывают в августе (перед началом учебного года) и марте (в преддверии Международного женского дня).

— В первую очередь мы стремимся удовлетворить интересы покупателей, а не набить свои карманы. О прибыли, конечно, тоже думаем, но учитывая репутацию, которая формировалась не один десяток лет, мы действуем очень осторожно и аккуратно в период предновогодних распродаж, — подчеркивает Алексей Сокол.

В тренде не только новогодний декор для дома, сувениры, но и все, что хоть как-то намекает на Новый год и Рождество. Вадим Ламков, заместитель председателя Беллегпрома, рассказал, что дизайн и выпуск новогодних товаров начинают планировать еще весной, а в конце лета они запускаются в производство.

— На полках — с конца октября, когда открываются тематические торговые секции. Как показывает анализ продаж прошлых лет, самые популярные изделия — текстиль и одежда для женщин, трикотаж. В таких вещах человек не только выглядит стильно на новогодних вечеринках, но и чувствует себя комфортно дома. Некоторые компании предлагают яркие новогодние пижамы и домашнюю одежду, которые выпускают капсулами для всей семьи. Хорошо продаются чулочно-носочные изделия с праздничными принтами. Есть варианты подарочного оформления в виде конфет или в консервных банках, — делится Вадим Ламков. Покупатели активно приобретают вещи с новогодней тематикой: от кухонных прихваточек и полотенец до постельного белья и подушек. Очевидно, на подарки.

Выгодой товар прекрасен

Насущный вопрос, который волнует многих: все ли выгодные предложения одинаково хороши? Торговые сети и универмаги, онлайн-магазины и тематические ярмарки — распродажи в декабре сыплются на нас как из рога изобилия.


Заместитель руководителя центра популяризации экономической науки и поведенческих исследований MeMicroMacro, кандидат экономических наук, доцент Александр Кравченко обращает внимание на то, что акции и скидки работают, когда они дозированы:

— Если их делать очень частыми, то покупатели перестанут воспринимать их как нечто неординарное. Неудачный пример в этом плане — регулярные акционные дни. Люди настолько к ним привыкают, что почти перестают ходить в такие магазины в обычные дни. Потребитель привык к тому, что скидка — это не выгодное предложение, а норма.

По словам эксперта, маркетологи в наши дни работают активнее, вследствие чего потребитель просто пресытился, его труднее удивить. Тем не менее многие классические уловки маркетинга встречаются до сих пор.

— Покупателю ценен не только сам продукт, но и то, сколько он за него заплатил. Психологически мы устроены так, что скидка может придать ценности сделке. Человек получит дополнительное удовольствие от осознания того, что заплатил меньше, чем мог бы, — говорит Александр Кравченко. — Приведу простой пример. Кто-то не готов отдать 100 рублей за товар, цена кажется ему высокой. Но если на ценнике написано, что этот товар стоил 200 рублей, а со скидкой стоит 110, то человеку будет проще смириться с ценой. Он даже порадуется, что смог якобы сэкономить 90 рублей.

Поэтому важно, чтобы во время предновогоднего шопинга на первом месте у вас была реальная ценность товара, а не удовольствие от возможных акций на него. Как этого достичь?

— Все просто: составляйте списки необходимых покупок заранее и определяйте суммы, которые готовы потратить, — отмечает кандидат экономических наук. — Если единственной причиной для покупки той или иной вещи, продукта для вас является процент скидки, то лучше положите товар обратно на полку. На самом деле он вам не нужен.

Проблема в том, что размер скидки — весьма расплывчатое понятие. Допустим на ценнике указано: цена снижена на 30 %. Но по сравнению с чем? С ценой за вчера, за прошлую неделю или за полгода?

На какие неочевидные ухищрения идут продавцы в сезон распродаж

Запах праздника. Заходя в торговый зал, обратите внимание, чем пахнет. Мандарины, имбирное печенье, ваниль? Магазины не стесняются очаровывать клиентов ароматами грядущего волшебства, которое непременно случится, если они что-то приобретут.

Веселая музыка. Рождественские и новогодние песни стали звучать в магазинах в начале декабря. Зачем? Согласно исследованиям ученых, из-за приятных мелодий люди проводят в магазинах на 18 % больше времени.

Товары из прошлого. Именно перед Новым годом полки магазинов заполняются товарами, которые не очень-то нужны, но напоминают нам о нашем детстве. Наборы конфет, елочные игрушки, шпроты и сельдь — все это вам, может, и не нужно, но вы берете, потому что это покупали ваши родители, когда вы были маленькими.

КСТАТИ

Министерство антимонопольного регулирования и торговли ведет борьбу с фейковыми скидками и акциями, которыми нередко грешат магазины. Так, в период распродаж торговые объекты любят вывесить на входах объявления о падении цен на 70 %, но по факту покупатель не может найти товары с такими скидками. Кроме того, магазины порой искусственно завышают цены накануне праздников, чтобы в пик продаж их снизить до обычных.

Это может расцениваться как недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение покупателя. Но главное — фейковые скидки и акции влекут за собой наложение штрафа на продавца по Закону «О рекламе» (от 20 до 50 базовых величин — на юридическое лицо, от 5 до 30 — на физическое и от 10 до 40 — на ИП).

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter