В стране уже более четырех лет конструируют и выпускают зарядные станции для электромобилей. За это время буквально с нуля существенно развит модельный ряд: сегодня на дорогах электромобилисты могут заряжаться как от медленных станций переменного тока, оставив электрокар в сети на ночь, так и от более быстрых ЭЗС, когда на зарядку уходит всего полчаса. Вскоре на дорогах появятся первые супербыстрые зарядные комплексы с возможностью кастомизации под множество требований. О том, какие новинки ожидаются в электрозарядной инфраструктуре в ближайшее время, «Р» рассказал Геннадий Азаров — генеральный директор ОАО «Витязь», компании, которая сегодня выполняет одну из ключевых ролей в построении сети Malanka.
Электрозарядной сети нашей страны нужно прирастать, чтобы обеспечить плавный переход к комфортному использованию большого количества электротранспорта.
Перспективное направление
— Геннадий Петрович, с чего началась реализация проекта?
— Заняться производством зарядных станций — наша инициатива. Мы начали входить в этот бизнес в 2016–2017 годах. Это было перспективно, ведь в мире значительно увеличилось количество разработок в сфере электротранспорта. Для развития ОАО «Витязь» мы как раз выбирали перспективные проекты и остановились на электрозарядных станциях. Сами сделали этот продукт и продвигали его. Параллельно начали сотрудничать с ПО «Белоруснефть», которое на тот момент становилось оператором электрозарядной сети. Но это не значит, что мы сделали свой продукт и начали продавать его партнеру. ОАО «Витязь» преодолело серьезный конкурентный отбор, участвовало в тендерах. Не все получалось сразу. Приходилось работать над ценой и техническими улучшениями. В итоге мы смогли стать понятными и приемлемыми для национального оператора. Для оснащения сети в ПО «Белоруснефть» за основу брали лучшие аналоги оборудования на международном рынке. Мы подтянули качество разработок, пришло понимание, куда двигаться при создании зарядных комплексов. Кроме Беларуси, предприятие поставляет продукцию и в Россию, где есть свой конкурентный рынок. Это тоже позволило нам усовершенствовать станции.
Геннадий АЗАРОВ.
Один из важных элементов — это программное обеспечение, которое взаимодействует с электромобилем и управляет станцией. Его разрабатывают наши специалисты.
За комплектацией дело не станет
— Как за четыре года расширился модельный ряд? Какова стоимость станций? С какими проблемами вы уже успели столкнуться при эксплуатации?
— Начиналось все с самых простых станций переменного тока в 22 кВт. Кстати, можем предложить даже станцию, смонтированную в фонарном столбе. Наиболее востребованы сегодня быстрые станции постоянного тока мощностью 50–60 кВт. Сейчас занимаемся освоением более быстрых зарядных станций постоянного тока в 200 кВт. В разработке станции на 350 кВт. Сверхбыстрые зарядки могут использоваться не только для легковых электрокаров, но и для электробусов и других больших машин. Пилотный проект будет реализован в следующем году ПО «Белоруснефть» совместно с нашей компанией.
«За четыре года существенно расширился модельный ряд. Вначале была одна модель, а сейчас уже около 20 в различных модификациях»За четыре года существенно расширился модельный ряд. Вначале была одна модель, а сейчас уже около 20 в различных модификациях. Есть стандартизированный набор, который позволяет станции функционировать, но начинку можем сделать под потребности любого оператора. Возможно, например, климатическое исполнение с подогревом, усиленной влагозащитой. Имеется возможность подстроить продукт и программное обеспечение под любые требования оператора, оформить соответственно дизайн станций. Кроме того, национальный оператор постоянно развивает свою электрозарядную сеть и стимулирует нас не стоять на месте.
Следует отметить, что наша задача не только в том, чтобы произвести станции и установить их. Мы дистанционно мониторим и отрабатываем возникающие ситуации на уже действующих станциях. Анализируем ошибки в процессе эксплуатации. Вносим необходимые изменения в конструкцию и программное обеспечение.
Сейчас на предприятии занимаются освоением более быстрых зарядных станций постоянного тока в 200 кВт.
Большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе эксплуатации, как правило, возникает из-за бывших в употреблении электромобилей, ввезенных из разных регионов мира. Они имеют различные конструктивные особенности, не всегда от производителя. Иногда дорабатываются кустарным способом. Пока, к сожалению, в стране нет стандартизированного контроля при техосмотре на соответствие эталону стандарта протокола зарядки. Наши же станции соответствуют всем официальным протоколам.
Технология достаточно новая, и нам в будущем придется решать еще немало проблем. Мы к этому готовы, есть опыт их решения. Знаем обо всех электрокарах в стране, у нас есть доступ ко всей статистике зарядных сессий. Если конкретная модель не может заряжаться, то мы работаем с этим авто, чтобы решить вопрос.
О цене могу сказать, что она разнится. Самая простая домашняя гаражная зарядка стоит примерно 800 рублей. Быстрая на 60 кВт — около 40 тысяч рублей. Супербыстрая — несколько сотен тысяч белорусских рублей. Многое зависит от функций и комплектации.
ОАО «Витязь» становится оператором электрозарядной сети.
Прогресс в конкуренции
— Как развивается внутренний рынок сегодня? Насколько сильно вы чувствуете конкуренцию в своей сфере?
— В самом начале мы конкурировали с иностранными компаниями на тендерах. Затем станции начали выпускать и внутри страны. Но такого широкомасштабного производства все еще нет нигде в Беларуси. С нашей стороны в разработки были инвестированы в том числе и госресурсы, что демонстрирует всю серьезность нашего подхода. Мы отвечаем за целесообразность и эффективность использования этих ресурсов. Сейчас наши продукты занимают около трети доли всех зарядных станций в сети Malanka, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом.
«До конца года также установим зарядные станции в спальных районах Минска, расширяя собственную сеть. В этом направлении работаем совместно с ПО «Белоруснефть»
Точка роста
— Какую долю выпуск зарядных станций занимает в портфеле вашего предприятия? В будущем станет ли это направление более приоритетным?— ЭЗС занимают долю около 4 процентов в выручке среди всех направлений нашего предприятия, этого мы достигли всего за три года. Также стоит отметить, что развитие электрозарядного направления у нас происходит на фоне существенного расширения производства и продаж телевизоров, медицинской техники.
Производство и продажи оборудования для электрозарядной инфраструктуры в ОАО «Витязь» должны значительно увеличиться в ближайшую пятилетку. Электротранспорт имеет потенциал для развития. У нас есть и возможности для роста в несколько раз объемов производства необходимых рынку новых моделей станций.
Кроме того, мы не исключаем возможности кооперации с потенциальными конкурентами — ведущими российскими и мировыми компаниями, если появится необходимость в дополнительных компетенциях. При этом производство будет локализовано в Беларуси.
Супербыстрая ЭЗС может достигать по стоимости нескольких сотен тысяч белорусских рублей.
Стратегия с ориентацией на рынок
— Уже появляется технический запрос на то, чтобы электрокары заряжались быстрее. Какова стратегия вашего бизнеса? Планируете наращивать скорость зарядки?— Ускорение зарядки до заоблачных показателей, возможно, не будет в основе развития зарядных сетей. Многие аналитики сходятся во мнении, что еще долгое время будет приоритетным заряд электрокаров станциями мощностью 60–120 кВт. Останутся востребованными станции 22 кВт переменного тока. Они удобны и не нагружают сеть, меньше изнашивают аккумуляторные батареи. Вместе с тем мы ведем разработку и супербыстрых комплексов, наращиваем мощности. Будем ориентироваться на рынок.
Кроме того, немаловажно то, что мы становимся оператором по оказанию услуг электрозарядки для электрокаров. Сейчас в Витебске на одной из площадок рядом с ОАО «Витязь» мы разместили первые три зарядные станции и даем возможность владельцам электромобилей бесплатно заряжаться в течение двух-четырех недель. Это пилотный проект, где мы отрабатываем мобильное приложение, платформу, чтобы в скором будущем монетизировать проект. Анализируем рынок в Витебске и планируем оснастить еще несколько площадок в ближайшее время. До конца года также установим зарядные станции в спальных районах Минска, расширяя собственную сеть. В этом направлении работаем совместно с ПО «Белоруснефть».