Количество электромобилей в мире достигло 40 миллионов. Только в минувшем году их мировые продажи приблизились к 14 млн, что составило 18 процентов от всех проданных автомобилей. Подавляющее большинство продаж пришлось на Китай (60 процентов), Европу (25) и другие страны. Согласно прогнозам уже в 2035-м каждый второй проданный в мире автомобиль будет электрическим. Однако отмечается, что важными тормозящими аспектами остаются доступность таких машин и развитие полного комплекса инфраструктуры. А какие тенденции у нас, узнавала журналист «Р».
Всплеск продаж
Абсолютно точно, что в Беларуси также наблюдается рост интереса к зеленому транспорту. Об этом, в частности, говорит статистика официальных продаж новых электромобилей в этом году. Число, по словам экспертов, приближается к 3 тысячам штук, что в разы больше предыдущих лет. А согласно прогнозам в 2025-м эта цифра вырастет в четыре раза, что примерно 25 процентов от общей доли рынка.
Но, конечно, общие цифры намного больше. Ведь значительную долю рынка составляют автомобили, бывшие в употреблении. Именно они стали первопроходцами на дорогах Беларуси, вводит в курс дела заместитель председателя правления Белорусской ассоциации автомобилистов (БАА) Андрей Ткачев.
— Уже в 2022-м, после начала действия стимулирующего использование электромобилей законодательства, электропарк Беларуси вырос до 4 тысяч машин. Этот рост был обеспечен в основном за счет пользователей-энтузиастов, которые рискнули приобрести такие электрокары без сервиса и гарантии, — рассказал эксперт. — А в прошлом году с приходом новых высокотехнологичных китайских брендов с сильными компетенциями начались массовые поставки зеленых автомобилей, и количество электромобилей выросло до 10 тысяч. В 2024-м это уже около 20 тысяч. Таким образом, Беларусь смогла войти в новую автомобильную эру.
Специалист привел важные экологические выгоды использования авто на батарейках. Так, 20 тысяч электромобилей могут обеспечить экономию примерно 40 тысяч тонн нефти. А также они не выбросят в атмосферу нашей страны около 45 тысяч тонн СО2, которые бы поступили от бензиновых и дизельных собратьев.
20 тысяч электромобилей могут обеспечить экономию около 40 тысяч тонн нефти, которые не были использованы для переработки бензина при среднем расходе 9 литров на 100 километров для автомобилей с ДВС.
Андрей Ткачев подчеркнул, что такие результаты были бы недостижимы без сильной поддержки, которую оказывает данному сегменту государство. Он напомнил, что решающее влияние на ситуацию оказали Указ № 92 «О cтимулировании использования электромобилей» и Указ № 447, который ввел дополнительные льготы для юридических лиц, они при ввозе электромобилей освобождались от таможенных пошлин:
— Таким образом, государство на законодательном уровне сделало все, чтобы покупка и владение электромобилем в стране было максимально выгодно для белорусов.Почему рынок не начал расти раньше? Прежде всего эксперты объясняют это отсутствием на тот момент предложений от официальных дилеров, без которых у потребителя не было уверенности, что он сможет обслужить свой зеленый автомобиль. В этом смысле 2023 год стал переломным.
Свой электромобиль
Не осталось в стороне белорусско-китайское совместное предприятие СЗАО «БЕЛДЖИ», которое, понимая всплеск интереса к авто на батарейках, стало изучать в этом направлении рынок Беларуси.
— В стране есть уникальная возможность развивать электротранспорт, поскольку у нас работает атомная электростанция, наше государство — компактное, создана инфраструктура для развития этого направления, — отмечает генеральный директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский. — Именно поэтому в 2018 году мы начали работы по проверке отечественного рынка на электромобили. И первым электромобилем, который представили, был Geometry C. Таким образом, выяснили, что модель востребована. В 2024-м выводим на рынок новую модель электромобиля премиального сегмента GEELY Е-8. Кроме того, готовим модель для массового потребителя, которую планируем вывести на рынок в следующем году. Надеемся, что и в массовом сегменте займем достойное место.
Но и это не все. Ведь немаловажно, имея компетенции в электромобилестроении, создать свой электрокар. Поэтому на базе одной из моделей предприятия в содружестве с белорусскими учеными идет работа над опытно-промышленной партией отечественных электромобилей. Такой подход, когда создается электрическая версия имеющегося авто, по словам главы СЗАО «БЕЛДЖИ», во многом удешевляет и ускоряет реализацию проекта.
— Смысл в том, что этот автомобиль стоит на конвейере, то есть все, что необходимо для подготовки производства по нему, проведено, — пояснил специалист. — И сейчас в Академии наук создается модификация автомобиля уже с электрическим тяговым двигателем. Решив вопросы подготовки электродвигателя, фактически мы закрываем все вопросы производства. Если модель будет конкурентной, нам практически не нужно время на подготовку производства. И затраты на новую машину будут меньше. Надеемся, что это станет началом эры электромобилей нашего производства в республике.
Среди компонентов, которые составляют наибольшую наукоемкость и цену в этом автомобиле, заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту ГНУ «ОИМ НАН Беларуси» Александр Белевич назвал электробатарею и тяговый электропривод. И напомнил, что компетенции по производству таких изделий в нашей стране до настоящего времени отсутствовали:
— Вся конструкторская документация, все программное обеспечение, силовая электроника — это разработки нашего института. Еще один важный момент в том, что эта машина будет адаптирована под суровые климатические условия Беларуси. Мы можем усилить подвеску, улучшить коррозионную защиту кузова, а тем самым и батареи. Как известно, разъемы некоторых электромобилей не выдерживают белорусских соляных растворов. Решим и эту проблему. А также отечественный электромобиль получит несколько новое внешнее оформление.
Зеленая инфраструктура
Отношение к электромобилям в стране меняется. Это подтверждает и Андрей Ткачев. Однако, по его мнению, пока еще есть ряд сдерживающих трендов для роста электропарка:
— Пока большой процент пользователей, рассматривающих покупку электромобиля, боится, что столкнется с отсутствием инфраструктуры в ежедневной эксплуатации. Заправочные станции в основном привязаны к ДВС-заправкам. А в жилых кварталах или торговых центрах потенциальный пользователь удобную для себя электрозаправку зачастую не находит. Именно развитие этого сегмента создаст психологическую уверенность потенциальных потребителей при выборе электромобиля.
— Наша сеть обеспечивает около 100 тысяч зарядных сессий в месяц. Примерно 26—28 процентов составляет доля юридических лиц в оказании услуг по зарядке транспортных средств, и в сеть, помимо наших зарядных станций, также интегрировано около 18 партнеров. Если посмотрим на тренды развития, за последние 12 месяцев мы отмечаем рост потребления услуг по зарядке в 2,8 раза. При этом рост количества электротранспорта составляет 2,6 раза, что говорит о том, что сейчас все больше потребителей выбирают электромобиль. Это люди, которые живут в многоквартирных домах и используют общественную зарядную сеть для заправки своих транспортных средств.
По словам Юрия Григоренко, на 1 октября 2024-го в стране зарегистрировано 17,5 тысячи зеленых номеров. К концу года эксперты РУП «Беларуснефть» прогнозируют рост этой цифры до 21—24 тысяч.
Основными гарантиями роста рынка электротранспорта, по мнению экспертов, сегодня является его доступность с точки зрения ценового сегмента — стоимости зарядки и самих транспортных средств.
— Если тренды будут продолжаться, то вполне вероятно, что к 2030 году мы можем достичь цифры в 300 тысяч электромобилей, — рассуждает специалист. — Это позволит прибавить 1,7 миллиарда киловатт-часов потребления электрической энергии в стране.
Основными гарантиями роста рынка электротранспорта, по мнению Юрия Григоренко, сегодня является именно его доступность как с точки зрения ценового сегмента — стоимости зарядки, так и самих транспортных средств:
— Мы отмечаем, что сейчас около 70 процентов электромобилей находятся в сегменте 15—25 тысяч долларов. Большой импульс направлению придаст льготное кредитование. Также важный аспект для покупки — пробег электромобиля, который позволит беспрепятственно путешествовать потребителю между областными городами, а также возможность быстрой зарядки.
По словам Юрия Григоренко, электромобили — это достаточно перспективное направление в части роста потребления электрической энергии в стране.
Однако, по мнению специалиста, здесь же кроются и проблемы, которые нужно решать. Ведь около 90 процентов потребляемой электрокарами энергии в зарядной общественной сети приходится на дневной период — с 06:00 до 23:00. И это время совпадает с пиками потребления электрической энергии в национальной энергосистеме.
— В части развития РУП «Беларуснефть», а также и наших коллег, думаю, важным направлением будет являться применение систем накопления электрической энергии для регулирования нагрузок, создаваемых электротранспортом, — убежден он.
Впрочем, подобные наработки уже предлагает Институт энергетики НАН Беларуси. Так что и эта проблема будет решена.
arteaga@sb.by