Запрограммированная безопасность
– Согласование концепции новой совместной «пограничной» программы – на финишной прямой. Были ли сложности в работе над ней?
– Внешние рубежи мы укрепляем постоянно. В прошлом году успешно закончили очередную совместную программу: заставы получили современную технику, в том числе беспилотники. Но каждый раз сталкиваемся с одним и тем же тонким моментом. Нормативно-правовые документы составлены так, что решение о начале следующего проекта можем принять только по результатам предыдущего. Свою роль играет бюрократия. Итоги завершившейся программы должны утвердить на Совете министров. Без этого запустить новую мы не можем юридически. Все это требует времени.
– Часто приходится слышать претензии к Министерству финансов России – мол, долго согласовывают.
– Речь, как правило, идет о больших деньгах, например, стоимость новой «пограничной» программы, о которой мы говорим, порядка двух миллиардов российских рублей на четыре года. Понятно, что Минфин трепетно относится к таким суммам. И для Постоянного Комитета это серьезные средства. Ведь мы считаем, что при нынешних объемах бюджета Союзного государства на все совместные проекты всего в год должно уходить около трех миллиардов рублей.
– В каком состоянии этот портфель союзных программ?
– По некоторым направлениям все расписано до 2021 года. Если в 2018–2019 годах мы идем на пределе наших финансовых ресурсов, то дальше появится возможность для новых предложений.
Две ступени
– Когда планируется запустить «пограничную» программу?
– Если все пойдет по плану – уже в этом году. Концепции всегда прорабатываем на серьезном уровне, поэтому от конечных документов на втором этапе согласования они отличаются не сильно. Так что к четвертому кварталу рассчитываем все утвердить.
– Депутаты Парламентского Собрания не раз заявляли, что нужно отказаться от двухступенчатой системы согласования совместных программ.
– Это было бы правильно. Тут надо поработать как раз депутатам – ведь нужно вносить изменения в законодательство.
Есть и другой выход – поменять, скажем так, весовые характеристики. Если мы кропотливо работаем над концепцией, утверждение программы должно носить технический характер. Определить срок, например, месяц. Или наоборот: концепция описывает проект только в общих чертах и добро на нее ведомства дают оперативно, а на следующем этапе выверяют каждую букву.
Сейчас мы уже на уровне концепции почти все прописываем: стоимость вплоть до рубля, сроки реализации по кварталам. С таким уровнем разработки, казалось бы, окончательный вариант должен согласовываться за два-три месяца. Но этого не происходит, и мы ходим кругами. Например, по программе «ДНК-идентификация» концепцию утвердили в мае прошлого года, но программу до сих пор не согласовали.
Чтобы злоумышленники, пользуясь безвизовым режимом в Беларуси, не пробрались в Россию, рейсы перевели в международные терминалы, где иностранцев ждет пограничный контроль
Одна на всех
– Есть ли какие-то подвижки по единой визе Союзного государства?
– Министерства иностранных дел решили посмотреть на вопрос под другим углом. Теперь речь идет не об общем документе, а о взаимном признании виз друг друга. Сами понимаете, в таком деле огромное количество юридических и процессуальных тонкостей, но принципиальное решение уже есть. Более того, вопрос рассматривается в рабочем порядке.
– Что это даст иностранцам, которые хотят посетить и Беларусь, и Россию?
– Все просто: человек получает, например, белорусскую визу и потом с этим же документом может перемещаться в Россию. Если, конечно, для него здесь нет каких-либо ограничений.
– Почему решили отказаться от «союзного Шенгена»?
– Единая виза – хороший выход для объединений многих стран. Тому же Евросоюзу проще ввести единый документ, чем если бы каждый участник с каждым подписывал договор о признании разрешений на въезд. Если бы наши страны решили вводить единую визу, потребовалось бы «перетряхнуть» все нормативы работы миграционных и пограничных служб. Но Москва
и Минск признают, что союзники и сейчас на должном уровне обеспечивают безопасность при въезде иностранцев.
– Как скоро подпишут соглашение?
– Это все-таки не от нас зависит.
В процесс вовлечены не только МИД, но и пограничные службы, Министерства внутренних дел и еще целый ряд ведомств. Но, насколько я знаю, первый вариант проекта двустороннего договора уже подготовили.
СПРАВКА «СВ»
Новая пограничная программа Союзного государства рассчитана на 2017–2021 годы. Госзаказчиками выступают Федеральная служба безопасности России и Государственный пограничный комитет Беларуси. Реализация программы позволит успешнее противостоять терроризму, наркотрафику, ввозу контрафакта, расхищению природных ресурсов и незаконной миграции. У пограничных подразделений наших стран должна появиться новая спецтехника, автомобили и средства связи. Из бюджета Союзного государства на программу планируют выделить более двух миллиардов российских рублей.
Для своих запретов нет
Приказ директора ФСБ о введении пограничной зоны наделал много шума, но никак не изменил жизнь обычных россиян и белорусов.
– Недавно велось много разговоров о введении Беларусью пятидневного безвизового режима с 80 странами мира. Это решение как-то отразилось на «пограничной» программе?
– Для нас в организационном плане ничего не меняется, – сказал Алексей Кубрин. – Напомню, что пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков заявил, что введение безвизового режима – внутреннее дело Беларуси. Значит, такая позиция у руководства России. Другое дело, что, если кто-то попробует воспользоваться новыми условиями, чтобы проникнуть на территорию России, и его поймают, он будет отвечать по всем нормам международного права. Как и в любом другом государстве.
– Еще большую шумиху наделал приказ директора ФСБ России о создании пограничной зоны на российско-белорусских рубежах.
– Нужно просто взять
документ и внимательно его изучить, тогда все вопросы отпадут сами собой. Эти меры касаются граждан третьих стран, а не Беларуси и России. Вдоль нашей границы – сотни населенных пунктов, где люди живут достаточно свободно. Никаких дополнительных средств контроля там нет.
И после этого приказа не появилось. Граждане, как и раньше, пересекают границу по паспорту.
– То есть людей нововведения никак не коснулись?
– К нам постоянно приходят письма по самым разным проблемам. Но ни одного обращения по поводу пограничного контроля не было. Хотя документ вступил в силу несколько месяцев назад. Внутренние рубежи Союзного государства должны быть комфортными для граждан России и Беларуси. Тут никого ущемлять не будем.
Дмитрий Козуров